Метки

, , ,

Нужно ли, живя в миру, соблюдать заповеди?

3«Невозможно, совершенно невозможно безпечным сподобиться Царствия Небесного… Разве вы не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети?.. Разве не знаете, что обещанное нам выше человеческого? Ходящий по земле не может взойти на высоты небесные…»

Святитель Иоанн Златоуст

«Иные говорят: делай-делай, а другие: веруй-веруй. Надо то и другое: веру сочетавать с делами и дела с верою…»

Святитель Феофан Затворник

«Надо стараться, чтобы вся жизнь, целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она была согласна с волею Божией… Надо не только знать Святое Евангелие, но и жить по нему, иначе нельзя быть христианином…

Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума».

Преподобный Никон Оптинский

Павел Рыженко  Св Русь 19Часто можно услышать от крещенных христиан, что заповеди даны для монахов и подвижников, а мы, мол, в миру живем, что с нас взять? – «Мы в Бога веруем, веруем во Иисуса Христа, чтим Богородицу, святых – и этого достаточно для спасения»; или: «Главное, чтобы Бог в душе был» и т.д. На воцерковленных людей, старающихся жить по евангельским заповедям, соблюдающих слово Божие в своей жизни, — что, естественно, сказывается и на их внешнем облике, и на всем устроении жизни, — они смотрят как на фанатиков, обманутых попами простаков, а то и вовсе питают к ним какую-то неприязнь, ненависть, как к людям, «из-за которых нормальные люди в церковь ходить не могут». — «Мы не монахи, идите в монастырь, раз нормально жить не можете»!..

Давайте попробуем разобраться, где же тут истина, а где лукавство, которое, как известно, не от Бога.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — когда Иисус Христос жил на земле и учил людей евангельским заповедям, — монастырей еще не было, следовательно, Он не мог давать их монахам. Монашество, или аскеза, возникли гораздо позже — Антоний Великий, основатель монашества, жил в 3 веке после Рождества Христова. Православная же аскеза, по выражению современного богослова и священника Олега Стеняева — это движение любящего и благодарного сердца навстречу Богу. В монастыре совсем другие обеты, подвиги больше, но и воздаяние после смерти, тоже, не сравнимо, больше. Спасение и там, и там, но степень блаженства разная. Как говорил старец Иероним Санаксарский – монашествующие получают 100% блаженств, вдовы – 50%, а семейные – 30 %.

Прижизненный портрет святого СерафимаПреподобный Серафим Саровский в беседе с Н. А. Мотовиловым говорил, что люди в наше время стали совершенно плотскими, и потому не правильно понимают и толкуют Святое Писание, которое Святым Духом написано, и потому и читать его нужно и разуметь духовно. В частности, заповеди евангельские, говорил он, обязательны для исполнения всеми христианами, и монашествующими, и мирскими. Без исполнения их невозможно переродиться из ветхого человека в нового, и достичь Царсвия Небесного.  

В соблюдении или не соблюдении заповедей – и проходит черта разделения между верными и не верными, — по слову преподобного Симеона Нового Богослова.

Да и Сам Господь Иисус Христос, если внимательно читать Евангелие, дает нам однозначный ответ на все наши недоумения:

DIGITAL CAMERA«Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6, 46). И у евангелиста Матфея читаем: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7, 21);

«Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11, 28);

«Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8, 51);

«Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. …Раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин.13, 15-17).

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Не любящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин.14, 21, 24).

Апостол Павел пишет: «…Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2, 13); «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1, 16).

Апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2, 26); «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4, 17).

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут [но не спасаются!] (Иак.2, 14, 17, 19).

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя… Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие… Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.1, 22, 26; 2, 10).

Таких мест в Священном Писании гораздо больше, но будет достаточно и этого. Или мы верим и доверяем Богу, и тогда верим каждому Его слову, и боимся нарушить его, и поэтому стараемся жить по заповедям. Или… «Берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деян.5, 39)!

Святой Апостол Павел предупреждает нас, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1, 18).

«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая …и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и безсмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе… Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2, 3-11).

«Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5, 15-17).

02Нельзя просто считать себя хорошим, а мелкие какие-то грехи свои, слабости не замечать, закрывать на них глаза, — нужно работать над собой, жить осознанно, исправлять свою греховную природу, возрастать духовно. Нужно все время делать осознанный выбор, понуждая себя к добру, бороться со злом в себе — страстями, искоренять самолюбие, сопротивляться внушениям бесовским, в смирении открывать Богу свои падения и просить Его защиты и помощи. Не привязываться ни к чему земному, не отдавать свое сердце суете, искать Бога в своей жизни, а для этого посещать Церковные богослужения, регулярно исповедоваться и как можно чаще причащаться, читать Святое Писание, Евангелие.

Одними словами о вере в Бога, без любви к Нему настоящей, все изменяющей, без дел, вытекающим из этой любви, нам не спастись, ни в этой жизни, ни в будущей – вечной. Кто кому служит в земной жизни — Богу или дьяволу, — за тем последует и в вечность! Как сказал старец Иероним Санаксарский: «Кто служит безсмертному, вечному Богу, тот сам становится вечным. А кто служит падшему мертвому дьяволу, тот становится мертвецом». Прилепимся к живому Богу – будем живы вечно, если же мертвого дьявола впустим в свое сердце (с неверием, своеволием, самолюбием, гордыней и всеми плотскими и духовными страстями) – сами духовными мертвецами будем и получим воздаяние по смерти наравне с ним…

26Святитель Иоанн Златоуст (347-407) пишет: «Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А ежели ты и самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя? Потому ли, что ты погружался в священные воды? Но это может довести тебя до наказания. Величие почести для нежелающих жить сообразно ей увеличивает казнь…

Христос прославляет всех, исповедавших Его. А исповедание бывает не только верою, но и делами, так что, если нет дел, мы находимся в опасности быть наказанными наравне с отвергшимися Господа…

Невозможно, совершенно невозможно безпечным сподобиться Царствия Небесного, равно и преданным роскоши и невоздержанию. Скорее, изнуряя и измождая свое тело и перенося безчисленные труды, мы можем получить небесные блага. Разве вы не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети?..

Разве не знаете, что обещанное нам выше человеческого? Ходящий по земле не может взойти на высоты небесные; а мы даже не стараемся жить по-человечески, но стали хуже самых безсловесных… Кто смотрит на женщину, говорит Господь, с вожделением, уже прелюбодействовал с нею (Мф.5, 28); а люди, которые должны отдать отчет за каждый нескромный взгляд, не сомневаются сгнивать в самом этом грехе. Кто скажет брату своему… «безумный», подлежит геенне (Мф.5, 22); а мы не перестаем срамить братьев своих безчисленными оскорблениями и различными клеветами. Любящий любящего ничем не лучше язычника (ст.46); а мы ненавидим и любящих. Как же мы получим прощение, когда, будучи обязаны превышать пределы, предписанные древними, проводим свою жизнь даже ниже этих пределов?..»

Максим Испов 4Преподобный Максим Исповедник (662): «Не говорите, что вы есть храм Божий, говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: то и беси веруют и трепещут (Иак.2, 19)».

4Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Иные говорят: делай-делай, а другие: веруй-веруй. Надо то и другое: веру сочетавать с делами и дела с верою.

Но все же главным образом внимание должно быть сосредоточено на исполнении заповедей. Уже веруем – что еще? Твори заповеди – ибо вера без дел мертва. И благодарение Господу, что Ему угодно было ценность дел наших определять не их широтою и великостию, а внутренним нашим расположением при делании их…»

6Святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Христиане, которые чистосердечно веруют во Христа и веру свою показывают послушанием, те все работают единому Христу; а те, которые не слушаются Христа и заповедей Его не исполняют, те Ему не работают. Ибо истинная и нелицемерная работа не может быть без послушания. Работать Господину и не слушаться Его – не разумно и содержит в себе противоречие; оно в том, чтобы и быть рабом, и не быть рабом, служить и не служить, почитать и не почитать, любить и не любить, и проч. – Тогда кому же подобные христиане работают? – Работают своим прихотям и страстям плотским, а через них самому диаволу, потому что волю его злую исполняют и слушаются его».

Паисий ВеличковскийПреподобный старец Паисий (Величковский) (1722-1794): «Бог Премилосердный соделывает наше спасение Православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера Православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хочет всем человеком спастися, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди Евангельские, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: иго бо святых Его заповедей благо и бремя делания их легко, есть. Святые заповеди Христовы, при помощи Благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души.

Святые заповеди Евангельские, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо недостает у человека, то и спасения души не бывает. Таковы заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную, и телесную, и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие заповеди Христовы, во Святом Евангелии написанные. А больше всего любить Бога всем сердцем своим, и всей душой своей, и всем помышлением своим, и ближнего своего как самого себя; и подражая кротости Христовой, до крови подвизаться против страсти гнева. А жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить своим святым ученикам и апостолам: мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам. И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа.

И терпение необходимо для спасения; Христос говорит: в терпении вашем стяжите души ваша; а терпеть надобно не до известного только времени, а до самой смерти: претерпевый до конца, той спасен будет.

Кто от всего сердца прощает ближнему согрешение его, тому и Бог прощает согрешения его. Кто не осуждает ближнего, тот и сам не будет осужден от Бога. И все прочие заповеди Евангельские желающий спасения должен блюсти как зеницу ока. А смирение, которое есть основание всем заповедям Евангельским, так необходимо для спасения, как дыхание для жизни: как без дыхания нельзя жить, так без смирения невозможно спастись. Различным образом спасались святые Божии, но без смирения никто из них не был спасен, да и не возможно это. Поэтому, кто хочет спастись, тот от всего сердца должен считать себя перед Богом за грешника, самого грешного из людей, хуже всякого создания Божия, вменять себя за прах и пепел и в тайне сердца своего укорять себя за все, и винить только себя одного во всяком согрешении своем. Исполняя таким образом в смирении сердца все заповеди Евангельские, часто молясь Богу с сокрушением сердца о прощении грехов своих, человек сподобляется милости Божией и прощения грехов, и посещает его Благодать Божия, и спасается он милостью Божией несомненно».

1Преподобный Нил Мироточивый (1815): «Кто (говорит, что) любит Бога, заповедей же Его не хранит, лжец есть и разбойник, ибо Бог любим бывает в заповедях Своих. Да, ты любишь Бога (как говоришь), но заповедей Его не соблюдаешь; какая же (тебе) польза от такой любви к Богу? Любил Адам Бога, но когда не соблюл заповеди Его, то потерял и любовь, которую имел к Богу. Преслушание изгнало Адама из рая…»

4Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) пишет, что «Заповеди даны нам Самим Богом и должны быть исполняемы все без всяких рассуждений; кто нарушит или не исполнит их, или же по-своему перетолкует, тот лишается Царствия Небесного; а кто и сам твердо выполнит, да еще и других научит, тот великим наречется в Царствии Божием. Хотя нам и кажется, что трудно исполнять заповеди, но если бы мы проверили себя, то заметили бы, что при исполнении заповедей мы имеем душевный мир, и сердце, и совесть покойны; когда же мы позволяем себе мудрствовать, объясняя заповеди и Евангелие по-своему, то душа наша, вместо нравственного удовлетворения, смущается, волнуется и делается безпокойною; таким образом, мы уже здесь на земле терпим за то, что уклонились от начертаний воли Божией.

Макарий ОптинскийПреподобный Макарий Оптинский (1788-1860): «По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать и, по мере успеяния в оных, умножается; преступая же заповеди, покаянием паки возстановляем и приобретаем ее.

Жить по заповедям Христовым обязаны все православные христиане, и ничем не можем оправдаться пред Богом за неисполнение их, кроме как Его предражайшими заслугами и истинным сознанием и покаянием в наших преступлениях.

…При исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Ср.: Лк.17, 10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему быти.

…Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхищении ума, это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех и отнюдь не надейся на себя…

Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее: ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его словеси: любяй Мя заповеди Моя соблюдает (Ср.: Ин.14, 21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собою тесным союзом, одна без другой не может совершиться, по слову святого апостола Иоанна: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… (1 Ин.4, 20). И паки Сам Господь глаголет: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф.7, 21).

Всякому человеку дан разум, свободная воля и, ко испытанию оных, закон. Исполнение заповедей Божиих во всяком звании доставляет человеку спасение. Но если мы находим в одном звании препятствие к сохранению чистоты или нравственности, и вообще к исполнению заповедей Божиих, то нимало не возбранительно искать уклонения от того, что нам вредит.

Господь даровал нам Свои заповеди и повелел оные исполнять; когда будем жизнь нашу по оным провождать, то получим благая Божия и здесь, и в будущей жизни, а ежели явимся преступниками заповедей Божиих, то не только здесь наказуемся, но, аще не покаемся, и в будущем веке не избегнем наказания».

Варсонофий ОптинскийПреподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь – борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются ни гибель, а победители – торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в нее не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга, — и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления. И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обязательны, а церковные постановления стеснительны. Нельзя доверять этим помыслам. Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были стеснительны. Да вовсе они и не так трудны! Чего требует Церковь? Молись, когда надо, постись, — это надо исполнять. Про Свои заповеди Господь говорит, что они не тяжки. Какие же это заповеди? Блажени милостивии… (Мф.5, 7) – ну, это мы еще, пожалуй, исполним: умягчится сердце наше, и мы окажем милость, поможем бедным людям. Блажени кротции… (Мф.5, 5) – вот тут стоит высокая стена – наша раздражительность, которая мешает нам быть кроткими. Блажени есте, егда поносят вам… (Мф.5, 11) – тут уже в нашем самолюбии и гордости почти непреодолимая преграда к исполнению этой заповеди – милость мы оказываем, пожалуй, даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношение, еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. И вот преграда, которая отделяет нас от Бога, и которую мы и перешагнуть не стараемся, — а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».

Никон Опт.Преподобный Никон Оптинский (1888-1931): ««Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс.36, 31). Как достигнуть того, чтобы закон Бога был в сердце? Прежде всего, закон Бога надо помнить. А для того, чтобы помнить, надо его знать, или через слышанное, или через прочитанное. А чтобы узнать его, надо иметь желание, стремление к познанию закона Божия. Но недостаточно, чтобы только знать и помнить закон Божий. Холодное, умственное знание закона Божия безжизненно. Только принятие закона Божия сердцем дает ему жизнь. Сердце же у всех развращенное, и поэтому надо себя понуждать к принятию закона. Царствие Божие нудится, и только нуждницы восхищают е (Мф.11, 12). Надо стараться, чтобы вся жизнь, целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она была согласна с волею Божией. Только при таких условиях чисто будет наше сердце, и только чистые сердцем Бога узрят (Мф.5, 8)…

Марк Подвижник 3…Преподобный Марк Подвижник пишет: «Господь сокровен в заповедях Своих и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его». Глубокое значение имеют эти слова. Найти Господа может только тот, кто в своей личной жизни исполняет заповеди Христовы. А если кому своя воля – «чтоб было по-моему» — дороже учения Христова, — умолчу… Каждый пожнет, что посеял.

Надо не только знать Святое Евангелие, но и жить по нему, иначе нельзя быть христианином, тем более монахом. Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой – как по внешним поступкам, так и по душе. Только личный подвиг очищения сердца от страстей по заповедям Христовым может уяснить этот вопрос.

Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума»».

18Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1880-1956): «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13, 17). Самое важное в этом Господнем изречении – то, что Господь ублажает не знание, а исполнение. Не говорит Он апостолам: …блаженны вы, если это знаете. Так выражались некоторые языческие учителя, усматривавшие спасение только в знании. Нет, Господь говорит: … блаженны вы, когда исполняете. Знание о спасении принес Сам Господь Иисус. К этому знанию никто не мог прийти собственными усилиями. Некоторые из древнегреческих философов утверждали, что человеческий род не способен ни прийти к истине, ни спастись, пока Сам Бог не придет на землю. Господь снизошел в среду людей и открыл людям знание. Принимающий это знание берет на себя обязанность его исполнять. О, насколько легче будет на суде тем, кто этого знания никогда не принимал и, как следствие, никогда его не исполнял, нежели тем, кто принял это знание, но пренебрегал его исполнением!

Сам Господь явил Себя не только знатоком, но и исполнителем. Его совершенному знанию соответствовало совершенное исполнение. Сам Он лично перед глазами Своих учеников исполнил все свои заповеди. И заповедь сию дал Он нам, исполнив дело смирения и любви. Омыв ноги Своим ученикам, Он заповедал им делать то же самое и друг другу.

Господь пришел к людям не для того, чтобы их сквернить, но для того, чтобы омывать. Никого Он не запачкал, но омыл всякого, кто хотел быть чистым. Как тогда должно быть стыдно многим из нас: ведь омыть пытаемся только самих себя, но при этом сугубо трудимся измазать грязью других. О братья мои, ведь собственных родных братьев делаем посмешищем! И Христос плачет при виде того, как скверной клеветы пачкаем мы тех, кого омыл Он собственной Своею Кровию!

Господи, прости нас. Мы каждый день согрешаем против своих братьев. И сделай, Господи, сих наших братьев, которых мы оклеветали, более светлыми, чем мы в Царстве Твоем. Ибо праведен Ты и все видишь. Тебе слава и хвала вовеки».

24Блаженной памяти старец Паисий Святогорец (1924-1994): «По святому Исааку, «учение без деяния есть залог стыда» («Но слово от деятельности – сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельностью, — залог стыда»). …Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять прочитанное к самому себе…»

Из дневника православного священника (1909г.): «Некоторые верующие люди не сознают, что живая вера обязует их стремиться к совершенствованию; она у них бездействует, и они не становятся лучше.

Довольствуясь тихой, безмятежной жизнью, желая, чтобы все осталось по-прежнему, они нисколько не думают о необходимости той великой перемены, которая должна произойти в нас при нашем обращении.

«Вера без дел мертва», — говорит апостол Иаков (Иак.2, 20), и дела любви, дела самоотвержения, развитие духовных наших сил, укрощение нашего нрава и греховных наклонностей, подражание нашему великому Учителю и Господу естественно истекают из истинной, глубокой веры, «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес.4, 3)».

Наш современный мир так и страдает сейчас, что слова о любви, о мире, о справедливости, о правде, о вере умножились, а дела, жизнь по заповедям, — умалились. И это наша общая беда, и начинать из нее выбираться  должен каждый сам, для начала осознав эту беду, и всеми силами возжелав переломить, изменить не правильный, не истинный, не Божий ход дел в своей жизни. Как святитель Феофан Затворник обрисовал в кратце путь спасения? — 1. Правильные, истинные знания. — Это Евангелие и Святое Писание.  2. Жизнь по этим знаниям, — это стараться воплощать в своей жизни заповеди Божьи, и в первую очередь заповеди любви — к Богу, к людям, — на них то все и держится, — все заповеди построены на этих двух главных. И смиряться, ничего себе не приписывать, чтобы не впасть в гордость, высокомерие, и не отпасть от Божьей Благодати, — все хорошее от Бога, все плохое — мое, от моей поврежденной грехом натуры. И за все Бога благодарить. Следить за мыслями, потому что какие мысли такова и жизнь, от чистоты мыслей зависит чистота сердца. 3. Так как жизнь по заповедям (Евангельским, значит Небесным) нам обычным земным людям трудна, нужно укрепляться Благодатью Божьей, которая подается в Святых Таинствах Церкви Христовой, и в первую очередь — это как можно частое Причастие, но при этом с соответсвующей подготовкой (пост, молитва, вечерняя служба) и чувством своей нищеты и своего недостоинства. Здесь и частая, регулярная исповедь, через которую постепенно и исвобождаемся от мучающих нас врагов — страстей. В подготовке к Причастию, нужно отметить, у каждого своя мера. Новое вино не вливают в мехи ветхие, как сказал Господь, иначе и мехи прорвутся, и вино пропадет. Новому вину и мехи новые нужны, тогда сохранится и одно, и другое. Смысл этого высказывания — в постепенности нашего духовного перерождения, ветхие мехи новыми становятся  не вдруг, а постепенно, и с Божьей помощью. А здесь и молитва нужна, и покаяние, и усилия от нас, понуждение себя на все доброе… 4. Необходимость духовного руководства. Вот чтобы не было перегибов ни в какую сторону, и правильное, евангельское отношение к себе, людям нас окружающим, и к жизни, — и нужен опытный духовный наставник, которому можно было бы полностью доверять, искренне исповедываться, спрашивать совета, искать воли Божьей в своей жизни. А чтобы такого найти, молиться нужно Господу, Богородице, они обязательно помогут, если действительно вы будуте желать найти себе духовного пастыря, и слушаться его потом… Это в кратце. Но общее направление духовной жизни, согласно советам Святых Отцов, такое. Бог вам в помощь на этом благодатном пути!Купола 1