Метки

,

Иеромонах Анатолий 1957-2002

«Милостивые да помилованы будут»

«Есть еще пока время – творите добро, чтобы не опоздать. Пока есть еще деньги, пока не ввели карточки и коды, сотворите как можно больше милостыни. Потому что скоро все Господь заберет. Покройте как можно больше грехов

Нищему даешь – Богу даешь. Они – придворные Царя Небесного. По их молитвам мы спасаемся, потому что милостыня открывает нам все двери…»
Иеромонах Анатолий (Киевский)

милостыня 01Иеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002): «Тайная милостыня – простить врагов. Милостивые помилованы будут».

Из воспоминаний духовных чад: «Батюшка, мне, наверное, не спастись, грехов столько – за всю жизнь не исповедаю». — «Что значит капля в море?» — спрашивает Батюшка. – «Это самая малость», — отвечаю я. – «Так и твоя исповедь. Знай, что у Господа бездна милосердия. Уповай на милость Божию, твори милостыню. Она много грехов покрывает и Господь простит. «Милостивые да помилованы будут».

«Интересно вы понимаете благословение. Если Батюшка благословил: значит все. Надо еще, чтобы и Бог благословил. Давайте милостыню. Один просил у старца благословение на открытие своего дела. А старец: «Хорошо, только первую свою зарплату отдай на церковь». — «Все, хорошо». Закрутилось дело, зарплату получил. Пришел к старцу, а его где-то не было. И он взял с той пачки, что хотел отдать, вытащил третью часть или половину и положил в карнавку. Ну и что? Через десять дней его магазин сгорел. Кого хотел обмануть?»

«Был один батюшка пьяничка, но очень добрый, всем бездомным – безродным помогал. И как-то Владыка узнал, что он пьет, рассердился и хотел его как-то наказать или сана лишить. И во сне ему явились те нищие, хромые, безродные и угрожали палками своими: «Не трогай попа Ивана!»

3«Мы спасаемся через ближних: «Носите тяготы друг друга и так исполните Закон Христов». Нужно все терпеть, а в первую очередь себя. Это, Слава Богу, что через домашних вылезают наши страсти наружу. А то думаем, что у нас все хорошо, а мы давно сгнили изнутри. Как хлеб – с виду хороший, а внутри – гнилой. Не может сейчас у вас мир быть в доме, ибо «пришел на землю не мир принести, но меч». Для того, чтобы объединиться, нужно разделиться: 3 на 2 и 2 на 3. Или 3 на 1. Нужно все потерять и всех, чтобы Христа найти. Это духовный закон: потерять все, чтобы найти все. А потом и родные станут родными, но не по плоти, а по духу. Потому что они тоже будут меняться также, как и ты. Если молитва идет за них, если ты здесь, то рано или поздно, они тоже обязательно придут. Нужно немножко потерпеть, выстоять этот период борьбы, когда ты – один, а на тебя ополчаются все. Не струсить, не сойти с правильной дороги, а терпеть и молиться за них. Знаешь, что капля камень точит? Давай милостыню за них. Возникла ссора, не размышляй, не оправдывайся, а: «Простите меня, я не права», и уходи. В состоянии гнева нельзя ничего решать. А молись: «Господи, спаси и помилуй рабу Твою (имя), и святыми ее молитвами спаси и помилуй меня, грешную». Молись до тех пор, пока тебя не попустит. И милостыня, милостыня в этот период. И увидишь, какие будут плоды всего этого. Как Господь Сам вразумит всех, только ахнешь. Главное – тайная милостыня, чтобы уберечь себя от тщеславия. Отдавай последнее, оно всегда ценится. Две лепты вдовы пусть будут Милостыня 02всегда у тебя перед глазами. Не давай «на Тебе, Боже, что мне негоже». Оторви от сердца, отдай и забудь. И Господь тебя никогда не забудет и всегда поможет. Не труби впереди себя. Запомни: нищему даешь – Богу даешь. Они – придворные Царя Небесного. По их молитвам мы спасаемся, потому что милостыня открывает нам все двери. Милостивый всегда всех прощает, не помнит обид, потому и Господь простит ему все. Твори милостыню, ибо «Милостивые да помилованы будут».

…Покаяние сочетать с милосердием, состраданием, творить очень много милостыни в это время [поста]. Она вернется сторицею. Не жалейте здесь, потому что будете нагие и голодные там. Нас ничто не спасет, кроме Божьего Милосердия. Но для этого самим нужно быть милостивыми.

…У Господа Свои мерки, Своя оценка всего. «Господь зрит на сердце человека». Он знает все тайники души. Человек с виду может грешить по незнанию, может зайти в храм не перекрестившись, а Господь его любит за золотое сердце. 69Золотое – доброе, милостивое значит. Серафим Саровский говорил: «В последние времена будет много умных людей, но мало добрых сердцем». Потому и внешние незначительные грехи Господь покроет и не спросит за них. А люди осуждают. «Ин суд Божий, ин человеческий». Посмотрит кто-то на девушку, осудит за то, что в брюках ходит, а Господь видит ее сердце, а не брюки. А мы видим брюки и плюем на сердце».

милостыня 2И снова за милостыню – «бездомных, безродных, тюрьму, больницу, вдовицу».
«Подавайте, родненькие, потому что Господь нам дает это золотое время на Покаяние. А чтобы сотворить достойные плоды Покаяния, нужно шествовать по Евангелию: «кто имеет две ризы, подаст неимущему; имеяй брашна, такожде же творит».
Пока у нас еще есть какие-то копеечки, пока Господь посылает Своею Щедрою Десницею нам их, не кладите себе в карман. Отдавайте «абие, тотчас». Тогда Господь будет преумножать в 10 раз, в 100 раз. Но нужно…, при этом, чтобы левая рука не знала, что делает правая. …Здесь нужно так подать, чтобы и тени тщеславия не было, чтобы ничего себе не приписать. Не трубить перед собою, когда слава бежит впереди дел. Тогда воздаяния от Отца Небесного не жди, потому что уже на земле получаешь славу от людей. И именно тайная милостыня – большое оружие в борьбе с тщеславием. Кроме того милостыня лечит раздражительную часть души. За милостыню Господь дарует умиление. Милостынею можно покрыть множество грехов. И именно милостыня привлекает в душу Благодать, потому что милостыня – начало Любви. Есть два вида милостыни: первая – когда разжимаешь кулак и делишься с ближним последним, вторая – когда и ничего не имеешь сам, но разжимаешь свое сердце и открываешь его – прощаешь всем и все. И вторая милостыня – главная, это духовный закон Любви, который не имеет границ. Господь с Креста щедро раздавал милостыню всем поносящим, заушающим, распинателям: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Николаю ЧудотворцуМолитва за врагов – это тоже духовная милостыня. И сама молитва без милостыни не принимается. Сначала услышь и сотвори милостыню ближнему, а потом Господь услышит и поможет тебе. Любовь к Богу познается сначала через любовь к ближнему… Мы отвращаем носы от бездомных, безродных, потому что они дурно пахнут, А то, что именно они – придворные Царя Небесного и что ради них Господь дает и нам что-то, мы не помним. И то, что когда нищему даешь – Богу даешь, потому что «еже сотвористе одному из братии Моих меньших, Мне сотвористе». А как наши грехи смердят перед Богом? Ничто нас не спасет и никто нам не поможет, если мы не откроем свое сердце и не впустим в него страждущих, нищих, бездомных, безродных. В их лице к нам в сердце стучит Господь и ждет от нас участия, милости и сострадания. Есть еще пока время – творите добро, чтобы не опоздать. Пока есть еще деньги, пока не ввели карточки и коды, сотворите как можно больше милостыни. Потому что скоро все Господь заберет. Покройте как можно больше грехов. Оденьте, накормите ближнего, чтобы на Страшном Суде не стояли голые и голодные. Потому что все земные уроки пройдут, а экзаменов будем сдавать аж 20 на мытарствах. И чем оправдаемся?.. А вход в Царство Небесное один: «Покайтесь, приближися бо Царствие Небесное». Покаяние – в милосердии «Милостивии да помиловании будут».

Сказка о милосердии
02«В седой древности людей воспитывала народная мудрость. Ходили от села до села, от дома к дому странники и устами передавали то, что слышали, что видели. Они везде ходили пешком, потому много знали и слышали. Такое было устное народное творчество – сказки, былины, песни, байки, пословицы. Это – кладези народной мудрости. Люди тогда были неграмотные. Евангелие никто почти не читал, потому что Оно очень дорого стоило. А нравственное воспитание народа было все равно – именно народным творчеством. Содержание сказок, их смысл перекликается полностью с Евангельским Словом. Людей учили доброте, Правде, Любви. Народная мудрость отображала все наилучшие черты характера человека, осуждала зло, сребролюбие, лукавство, неправду. Вот пример. Слышала сказочку такую?
Жил-был человек, а у него было три сына. Пришло время им жениться. Подозвал их отец и говорит: «Нужно вам становиться на самостоятельный путь в жизни. Идите ищите свою пару. Живите по Правде. Делайте добро. Господь всегда будет рядом с вами». Так напутствовал отец своих сыновей. Пошел старший сын и женился на боярской дочке, средний – на купеческой, а самый меньший взял сироту убогую, у которой не было ни кола, ни двора. Прошло много времени, собрался отец умирать. Перед смертью решил с детьми попрощаться, посмотреть, как отцовское слово исполняют. Приходит к старшему сыну, а он во дворце живет, скотины у него видимо-невидимо, достаток и в доме, и во дворе, и в сарае. На дверях слуга стоит, к сыну не прорвешься. Когда выходит сын с женою. Невестка как посмотрела на свекра, нос поморщила, лицом посерела, на сына закричала: «Что это за старцы здесь ходят?». Сын забрал отца, посадил где-то в сарае, где слуг кормят, дал миску баланды. Потом говорит: «Иди, отче, к среднему сыну. У меня ничего нет, чтобы тебе дать». – «Так я, сынку, умирать собрался. У меня рана большая, гнойная». – «А я чем могу тебе помочь?» — «Лекарства нужны». – «А у меня денег нет». С этим и пошел отец к среднему сыну.
А у среднего – двор большой, дом под красной черепицей, во дворе волов 5 пар стоит, наемники бегают. Позвал отец сына. Вышла невестка – разодетая, на шее бусы, на голове – платок дорогой. Увидела отца, сморщилась, как среда на пятницу, зовет мужа: «А, иди-ка сюда, здесь какой-то старец к тебе просится». Вышел сын в дорогом кафтане, красные сапоги на ногах. Увидел отца, смутился, трется, мнется, не знает, что сказать. А жена: «Ты тут разберись, потому что нас гости в доме ждут. Чтобы через 5 минут был». Схватил сын хлеба горбушку, сунул отцу в руку, провел до двери, чтобы злые собаки не покусали: «Иди к меньшему сыну. Он лучше живет, чем я. Нет у меня, что тебе дать».
Приходит к меньшему. Дом стоит на горочке, как сиротинка, всем ветрам доступный – ни кола вам, ни двора, ни тына. Детки играются возле дома, что-то невестка делает – босая, рубашка на ней латанная – перелатанная, но веселенькая, со светлым лицом. Сын вышел из дома, тоже в обносках весь, что-то с женою переговаривается. Увидел отца, навстречу выбежал, кланяется, руки целует: «Отец, родной, ты какими ветрами к нам?» Позвал жену: «Иди-ка, скорее сюда. Ты посмотри, какие у нас дорогие гости».
Она обрадовалась, отца в дом забирает, не знают, где посадить от радости. И деточки возле дедушки трутся. Жена все, что было, на стол ставит: «Чем богаты, тем и рады. Угощайтесь, отче».
Поел отец, сидит печальный. Спрашивают: «А почему вы, отче, опечаленный такой?» — «Та умирать собрался, рана у меня на ноге смертельная». – «Покажите».
Он как показал, невестка заплакала, ногу целует. «И что, нет никакого лекарства от нее?» — спрашивает. – «Есть, да ни один хозяин не согласится на такое». – «А вы скажите, отче, может мы сможем». – «Нужно спалить все имение, тем пеплом посыпать рану. Тогда не умру».
Посмотрели муж на жену, жена на мужа: «Что мы имеем? Ничего. А отец у нас один. Выводи детей, жена».
Вышли дети, вышли и они из дома. Вздохнул сын, поднес спичку, подпалил дом. Стоят рядом, только смотрят, как заработанное трудом горит. Та и горел дом красиво, как свеча. Не успел дым от дома рассеяться, как видят: стоит дворец прекрасный рядом, не в сказке сказать, ни пером описать. Возле него сад дивный, на деревьях чудесные плоды висят. А во дворе – глаза разбегаются.
«Это чей такой?» — «Это ваш», — и отец в тот момент стал невидимый. Искали его, искали, да не нашли. Вот вам и сказке конец, а кто слушал молодец. Вам сказка, а мне бубликов связка».

В этот момент Батюшке на голову падает большой желтый кленовый лист. Он его снял с головы, да и говорит:
«Вот видите. Вместо бубликов Господь послал. Поняла, что нужно тебе делать? «Милостивые да помилованы будут» — как Евангелие говорит. В Нем каждая строчечка взывает о милосердии. Не пускают родители в Церковь, а ты не противоречь им, смиряйся перед ними. Церк 2Запомни: никогда зло нельзя победить злом. Одна сила Смирения несет победу над злым духом. Перед Смирением никто не устоит – ни диавол, ни злой человек, ни добрый. Не настаивай на своем, а твори милостыню за них. Тайно, так чтобы левая не знала, что правая делает. Так как нас Евангелие учит. Испеки что-то своими ручками, раздай болящим. Знаешь, какая молитва за твоих родителей пойдет к Престолу Царя Славы? Да ласково, ласково к ним. Они ругают тебя, а ты милостыню за них твори, не пускают в Храм, а ты все равно милостыню твори. Терпи молча ругательства, да Бога славь: «Слава Богу за все! Слава Богу за скорбь и за радость!» И придет к тебе Господь в душу, не нужно будет в церковь идти. Что такое церковь? Каждый из нас – Храм Бога Живого, если в Смирении и Кротости живет человек. «Гордым Бог противится, а смиренным дает Благодать». Все мы идем Евангельским путем, а там ясно сказано: «И враги человеку домашние его». А с Евангелия ни йота, ни черта не пройдет. Вот так, родненькая. Беги домой, слушайся родителей, приходи в Воскресную школу, когда Бог даст. Мы будем тебя ждать».

По книге: «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.

милостыня 1