Метки

, , ,

Иеромонах Анатолий 1957-2002«Наступают последние времена, когда истинных христиан останется горсточка, а на них восстанет весь видимый и невидимый мир, чтобы стереть Правду Божью с лица земли, чтобы уничтожить Слово – то Семя, какое сеется в наших сердцах для Вечности. И кто постоит, кто постоит? Кто перетерпит ту скорбь, какой не было от сложения мира и доныне? Только смиренные. У них будет уже не Терпение, а Надтерпение, какое превышает человеческие возможности. Терпения тогда будет мало…
Наша Вера – Истинная, Православная, чистая и непорочная. И она – в Терпении. Если бы мы только знали, как для спасения души и Жизни Вечной нужно Терпение! Это враг нас делает нетерпеливыми, ему это на руку. Он в наших глазах все рисует в черных тонах…»
Иеромонах Анатолий (Киевский)

Иеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002): «Духовное зрение в человеке открывается по-разному. Бывает, что Господь, как сверлом открывает. А у кого-то через мать открывается. Теряет человек самых близких людей, самых родных, например мать, и терпит неимоверную скорбь, и прозревает от всего перенесенного»…
Не плачь мама В Оптиной«Терпение… Кто знает, что это такое? Только тот, кто терпит. Мы – христиане и первый наш признак – это перенесение всего скорбного, всех болезней, искушений с благодарением Богу за все. Если мы истинные, мы терпим. Если ропщем – мы не христиане. Терпение – это Крест Христов, это ежедневное рабство Христу и постоянное умирание на Кресте Терпения. Сам Господь страдал и терпел на Кресте, и нам оставил образ и пример для подражания. Нет у нас другой дороги в Царство Небесное, кроме: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное». Скорби – это огненное искушение, это такое горнило, в котором отделяется чистый металл от примеси, то есть добродетель от тщеславия, самолюбия, славолюбия: «очищено седмирицею». Значит на добродетели стоит самый высокий знак качества, потому что «7» — это исполнение всего, это самая высокая проба золота или серебра. Господь посылает скорби Своим избранным рабам. Если человека все время посещают скорби, то это – знак особой милости Божьей, Божьего Промысла над ним. Скорбь выпаливает страсти из сердца, на тело она действует как яд. Тело умирает, душа оживает. Кроме того, скорбь отводит человека от мира, от суеты и многозаботливости; направляет духовные глаза внутрь себя из внешности. Скорбь изглаживает из хартий наших грехи, потому что «претерпевший до конца спасен будет». Велико Терпение, и только за Терпение Господь дает спасение. Сколько тут потерпим, столько там получим. Все, что мы приобретаем на земле, — это для Жизни Вечной.

И когда мы просим каждый день: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», — то имеем в виду не только кусок хлеба. А хоть кроху Терпения, хоть корочку, чтобы потерпеть в этот день себя, окружающих и злобу невидимых. Каждый день истинный раб Божий стает на поле боя с миром, плотью и дьяволом. И победа определяется именно Терпением: сможешь все, все, что случается, потерпеть со словами на устах и в сердце «Слава Богу за все», сможешь потерпеть и не разгневаться, не обозлиться, не раздражиться? Сможешь стиснуть зубы и потерпеть, промолчать тогда, когда душа криком кричит, и так хочется сказать? Сможешь, закрыв глаза, потерпеть недостатки и грехи ближнего, которые вопиют к Небу и заползают в твое сердце змеей осуждения? А как потерпеть себя, свое ничтожное «я», которое нагло и безстыдно поднимает свой голос против Безначального и Безпредельного Бога??? 6Вот это и есть ежедневный Крест Христов, который мы берем на свои рамена. И благо, когда ты не пытаешься его скинуть, а тянешь; изнемогаешь, падаешь, а не бросаешь все равно. А есть еще высота Креста – когда незаслуженно терпишь поношения, ругань, клевету, напраслину, когда изгоняют и уничижают, бичуют только потому, что ты хочешь жить по Правде, как Евангелие учит. Мир не может вместить Евангельское Слово, потому что Оно – «не от мира сего и не для мира сего». «Мир во зле лежит» и тьма боится Света только потому, что все тайные дела тьмы откроются. Так было 2000 лет тому, так есть сейчас. Меняются времена, но борьба добра и зла продолжается еще с большим ожесточением. Наступают последние времена, когда истинных христиан останется горсточка, а на них восстанет весь видимый и невидимый мир, чтобы стереть Правду Божью с лица земли, чтобы уничтожить Слово – то Семя, какое сеется в наших сердцах для Вечности. И кто постоит, кто постоит? Кто перетерпит ту скорбь, какой не было от сложения мира и доныне? Только смиренные. У них будет уже не Терпение, а Надтерпение, какое превышает человеческие возможности. Терпения тогда будет мало.
Святые Отцы говорят, что дом души – Терпение, а пища – Смирение. Что такое дом? «Мой дом – моя крепость», то есть, дом – это пристанище, это хорошо укрепленное и защищенное место, в котором можно спокойно переждать все невзгоды и нападения врага. Это своего рода крепость. И строится она, как мы уже знаем, на прочном фундаменте послушания Евангельским заповедям. Чтобы спокойно сидеть в доме, нужно иметь пищу. Пища для нашей души – Смирение: «я ничто, а не нечто, неключимый раб». И до тех пор, пока в сердце есть Смиренномудрие – основная христианская добродетель, человек терпит все без смущения. Терпение – это непрерываемое благодушие. И такого человека ничем не выведешь из дома, потому что все у него есть. Никаким пряником лукавого не поманишь. А как только человек забывает истинное положение вещей и начинает о себе много думать, Смирение исчезает и наступает духовный голод. Потому что «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». Когда есть Благодать в сердце, то ничего не страшно, а без Благодати – голодный и холодный. И сразу же желание выйти из дома в 02поисках пищи. Человек выходит из себя, и на него сразу же нападают со всех сторон враги спасения – темные духи злобы. И когда говорят: «вышел из себя» — это значит, вышел из Терпения. И сразу же сыплются на нашу голову со всех сторон искушения. Господь не дает искушения не по силам. Если сильное искушение, Он даст и Благодать в душу, чтобы покрыть ее в это время борьбы.
Бывает, что выходим из дома ради любопытства. Лукавый часто ловит нас в эту ловушку. Люди сами по себе устроены так, что им всегда интересно узнать, что в соседнем огороде делается. А путь спасения – узкий. Это единственная тропочка для тебя в одну ступню. По ней может пройти только один человек. И нужно очень внимательно смотреть впереди себя, чтобы нога случайно не попала в западню. Как здесь смотреть по сторонам? Когда видишь всех, не видишь себя. Любопытство – большая пагуба для души. Это вражеская сеть, в которую он нас уловляет, как паук муху. И не успокоится до тех пор, пока все внутренности не высосет. У любопытных всегда масса вопросов не по теме, а тема «Спасение» их обходит.
Для того, чтобы терпеть, нужно иметь твердую Веру в Промысел Божий над каждым человеком. Без Воли Божьей и влас из главы не выпадет. И если Господь попускает тебе скорбь, или искушение, или болезнь, то цель всего этого одна – очистить в этой жизни и приготовить для Жизни Вечной. Когда нашло на тебя искушение, как река, когда храмину твоей души шарпают ветры гнева и срывают крышу, ты не ищи, почему оно и для чего оно. Не забивай голову извечными вопросами: «Кто виноват?» Ищи одного – как все перенести с Терпением и Благодарением. Ответ на все вопросы один – так нужно Богу. Это есть спасительная простота. Когда есть вера несомнительная в сердце человека, то она вводит человека в дом Терпения и Великодушия. Тогда и скорбь кажется удобоносимою, подъемною по-нашему. Если нет твердой веры в Промысел Божий, то мы никогда не будем терпеть. Потому что тогда нам нет ради чего терпеть. А когда верим, то понимаем, что Господь через терпение всего скорбного дает нам и средства для спасения души и очищение от греховной проказы, и готовит нам венцы для Вечности одновременно. И это все – по Своему великому Милосердию к нам, грешным. Если дерево заболело и некоторые ветки у него засохли, то для чего они нужны? Их нужно отрубить, чтобы просторнее другим было. Что-то отрубить, что-то подчистить, где-то подпилить. А потом глиной подмазать живые места, чтобы дереву не так болело, чтобы быстрее раны заживали. Дерево – оно живое и ему также, как и нам, больно. Только оно молчит и ничего нам не говорит. Это мы только жалуемся на тяжелую жизнь, ропщем. Хотя особых трудностей мы еще не видели. Все, что с вами случалось в жизни, — это укус комара в сравнении с Конец света Голодтем, что придется пережить. Бои – впереди, к ним нужно готовиться. Потому Господь и попускает скорби, потому что от перенесения их крепнет душа, они в сердце углубляют Смирение, под мощную Десницу Божью склоняется человек и полностью передает себя в Волю Божью. Душа набирается мужества и крепости в скорбях, она закаляется так. «Тяжело в учении, легко в бою».
Терпение выпрашивается Молитвой. Чтобы войти в дом Терпения и взять пищу – Смирение, двери одни – «Слава Богу за все». Это – самая первая и самая высшая Молитва. Все Святые Отцы входили в Терпение только этим путем. Они всегда всем были довольны и за все благодарили Бога, за все Его славили. Поучительная история Иова Многострадального. Все Господь забрал, чтобы проверить его любовь. И он не смутился, ни на йоту не подвинулся: «Бог дал. Бог взял. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века». Терпение и Благодарение между собой переплетены так тесно, как веревки в канате. Терпение дается за Благодарение, а чем больше терпишь, тем больше усугубляется в душе благодарение. Оно – признак Живой Веры в сердце человека, он все время рядом ощущает присутствие Бога Живаго. Это есть Вера Животворящая, а не мертвая – обрядовая, внешняя, вера камней, зданий, воскрилий риз и хранилищ. Благодарение «Слава Богу за все» выгоняет из сердца человека малодушие, трусливость, борит и побеждает уныние и отчаяние. Эти простые слова не может вместить мир так же, как и Евангельскую проповедь. Для них это – полное безумие: «Меня так Бог наказал. Он такой жестокий, и я еще должен Его за это благодарить? Оставьте эти сказки для дурачков». Кто истинно, по Евангельски терпит все – безумные для мира сего, они Христа ради юродивые, они не от мира сего, потому их мир и гонит. Было бы его, он бы свое любил. Как может земной ум понять Небесное учение? Ветер можно в мешок поймать? А реки повернуть вспять? И кто же нам виноват, что наш ум – Лазарь Четверодневный, что мы живем приземленной, оскотиненной жизнью? Что отвергли скорби – это спасительное врачевство для наших душ, и пошли по пути наслаждений и удовольствий?
Запомните, зарубите себе на носу – первые ваши слова хоть в горе, хоть в 12радости – «Слава Богу за все». И только в Благодарении за скорби Господь посылает утешение и силу терпеть и долготерпеть. Будете благодарить – потерпите, не будете – ни одной минуты не сможете устоять. Для преодоления скорбей нам нужно стяжать добродетели: Мужество, Мудрость и Смирение. А Терпение – это как стержень всего, оно проходит через все добродетели.
Вся наша беда в том, что мы находимся в трусливости и малодушии. Дух православных христиан обнищал. Когда нет Благодати Духа Святого, тогда мы и боимся. Страх бесовский сковывает нас по руках и ногах железными обручами. Он производит в душе большую тяжесть, сеет мрак. А чтобы разорвать их, чтобы развеялся этот туман малодушия, нужно искать утешения в преданности себя всецело Воле Божьей: «Господи, твори со мною, что Ты хочешь Сам. Только спаси от своего мерзкого «я»». А когда полностью предаешься в Волю Божью, тогда душа уже не мечется, она – спокойная. И просишь одновременно в Молитве, чтобы эта Воля – «благая, угодная и совершенная» все время над нами совершалась: «Да будет Воля Твоя, Господи, не как я хочу, а как Ты». 01Большей радости нет, как творить Волю Божью. А когда мы великодушно переносим все страдания, какие посылаются Промыслом Божьим, тогда наш Крест соединяется с Крестом Господним. Таинство Креста – человек через самоукорение идет в пристань Терпения. Почему самоукорение? Потому что изначально мы сами виноваты во всем. Зло в сердце нашем – это наша испорченная воля, которая очень не хочет кланяться ни перед кем. «По грехам моим достойно приемлю». Если подойти к себе из позиции Строгого Судии, когда все свои помыслы, слова и поступки поддать строгому суду своей совести, то приговор будет один – «Господи, как ты меня еще держишь на этой земле?» — «Яко не оправдится пред Тобою всяк живый». Господь о тебе знает всю правду, потому что Он – Сердцеведец. И ты тоже прекрасно знаешь, кто ты. Только почему-то не хочешь назвать вещи своими именами. Лукавишь, лицемеришь, пытаешься казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Как мы все ищем адвоката – нам нужно самооправдание, как воздух. А это вершина всех страстей. А во всем себя обвинять и укорять никто не хочет. Именно самоукорения и самоосуждения враг боится, как огня. Он гордый и любит, чтобы его хвалили. Он питается славой человеческой. А когда мы сами себя безславим, уничижаем и укоряем, он убегает с глаз долой. Это – правый путь на пути к Богу, «блаженни правии сердцем». Ну для чего нам переходить на левую сторону – осуждения ближних, когда на правой так спокойно идти и машина тебя не собьет?
«Царство Небесное нудится» — себя нужно постоянно подвигать на самоукорение. Даже, если видимо на твоем поле все благополучно и нет сорняков, это еще ничего не значит. Кто знает, сколько семян этих плевел в земле? Пойдет дождь затяжной, и на поле ты тогда не зайдешь, плевелы тебе не дадут. Семя тли заложено в нашем естестве, и пока Господь подает Благодать, оно не проявляет себя. Но как только мы сбиваемся с пути спасения, Благодать отнимается. И из-за каждого куста тогда на нас ожидает опасность. Нужно постоянно быть на чеку – «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть: дух бо бодр, плоть же немощна». Даже, когда у тебя мир и спокойствие в сердце, все равно тяни лямку самоукорения, выискивай в себе недостатки, придирчиво смотри на себя через призму Евангельских заповедей. Это – тяжелый труд, но спасительный и плодоносный. 16Самоукорение закрывает, как каменной стеной, от нас недостатки других, приводит нас в Покаяние, доставляет внимательную Молитву и вооружает нас Терпением. Самоукорение дает нам не терпение, а силу терпеть, оно изгоняет лицемерие и лукавство. И именно при помощи самоукорения мы переносим скорби и даже бедствия. Блажен укоряющий себя во всех случаях жизни. Его оправдает Бог, потому что он сам никого, кроме себя, никогда не судил. Самоукорение – Смирение и рай. Ропот, осуждение ближнего – ад.
В Рай путь только через Голгофу. А на Голгофе – Крест Господень, Терпение. Самое тяжелое – потерпеть себя, свои недостатки; то мерзкое «я», то зловоние и смрадность. Все сразу хотят стать совершенными. Грешили всю жизнь, а за одну исповедь хотят исправиться. Так не бывает. Нужно еще много потерпеть и отстрадать за свою блудную жизнь «на стране далече»; нужно поносить на теле своем проказу – грехи, а в сердце потерпеть страсти. У Господа Свои планы, Он – Делатель в Своем Вертограде. Там для каждого дерева свой срок плодов. Есть однолетние, двулетние, многолетние. И как бы не старался человек, как бы не спешил изменить сроки, он не в силах, потому что время – не в его власти. «Поспешишь – людей насмешишь», — говорит народная мудрость. Кто с вас читал Достоевского?.. А очень жаль! Нам бы его вместе почитать, да к сожалению, у нас на все 90805-2-fотведено так мало времени. Так Достоевский пишет: «Не все же понимаешь сразу, не сразу же совершенство. А сразу поймешь, пожалуй, и не хорошо поймешь».
На все нужно иметь большое Терпение и пождание. Все, что в спешке делается, — на один час. А чтобы для спасения души и для Вечности потрудиться, нужно не спешить, угасить свой горячий норов, постоянно одергивать себя. Когда кони летят галопом, то на каком-то крутом повороте можно завалиться в кювет. И дай Бог, чтобы голова… осталась цела. А когда на волах едешь, то потихоньку, помаленьку, скрипя колесами, в Крым за солью попадешь. А у нас главное – чтобы соль всегда была. Садишься на воз, а какая-то кляча запряжена. Так с нею же не страшно ехать. Можно и подумать, и по сторонам посмотреть, и вожжи отпустить, и воробьев посчитать. А она себе тепает да хвостом помахивает. И для чего на нее батог брать? Она по своим силам старается. И так до места назначения доедешь безбоязненно и без лишних нервов.
Бог терпеливых любит. И Матушка Божья Своим Омофором терпеливых покрывает. Святые Отцы просияли подвигами. А мы не в состоянии нести никакие подвиги, потому что «нищ и убог есмь аз», обнищали зело. Как спасаться? Только терпением скорбей и болезней и благодарением Богу за все, ниспосылаемое нам. Скорби – это Крест по Милости Божьей. И благодарение Богу за все – это тоже Крест и при том тяжелый. Попробуй поблагодари, когда нам так жаль себя, своей плоти; когда ропот у нас постоянно на устах, а в сердце – змея самолюбия и саможаления! Ты еще только соберешься сказать: «Слава Богу за все», а в помыслах – «За что мне такое?» Вот это наше христианство такое – ни я, ни ты Крест нести. А кто же на Голгофу пойдет, когда мы Крест даже не пытаемся поднять? А если даже взяли, то при первой возможности хотим его кинуть, потому что он – тяжелый для нас. Наша Вера – Истинная, Православная, чистая и непорочная. И она – в Терпении. Если бы мы только знали, как для спасения души и Жизни Вечной нужно Терпение! Это враг нас делает нетерпеливыми, ему это на руку. Он в наших глазах все рисует в черных тонах: «Нет, нет, я такое просто не переживу», — говорит человек, когда что-то случается. Неправда, с Божьей помощью все можно пережить: «Все могу о укрепляющем мя Господе». Без Бога – ни до порога, а с Богом – далеко за порогом. Потому что тогда уже терпишь не ты, а Господь за тебя терпит и страдает. Твое только желание – произволение терпеть: «Господи, я хочу, но я такая немощная. Я хочу, но не могу. Дай мне силы терпеть». А все прочее – Его. Будет в твоей душе решимость и произволение терпеть все Христа ради, Господь даст и крепость. Твое желание и Божья помощь – пропорциональны: сколько хочешь вместить и перенести страданий и унижений, столько и Господь даст Благодати, чтобы их перенести. «Сила Божия в немощи совершается». «Кто имеет, тому и дано будет» — кто имеет произволение, тому дастся и Благодать; кто имеет желание получить добродетель, тому она и дастся. Кто имеет Терпение, тому свыше дано будет спасение. Можно много говорить о Терпении, но не все можно вместить сразу. После этого разговора вам многое должно открыться. Пусть этот день послужит для вас исходной точкой вашего пути. Положите начало благое: «Се ныне время благоприятно, се ныне днесь спасения». Слушайте, слаживайте все в сокровищницу, приобретайте безценный бисер, потому что он вам понадобится. Это – навечно вам дается и для Вечности. За него вы сможете в Царстве Небесном купить все, если сумеете сокрыть до времени и не растратить».
Батюшка светился, он излучал радость тихую и мир. Сердце наполнялось спокойствием, и уже было не страшно того, что нас в будущем ожидает. Рядом с ним я никогда не испытывала страха, мне хотелось жить так, как он учил, все это воплотить в жизнь.

По книге: «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г. С.442-449

11