Метки

, , , , , ,

01«Это правда, что без любви к людям ты не можешь возлюбить Бога. Но также несомненно и то, что только через любовь к Богу ты сможешь воистину возлюбить людей.

Римский папа с давних пор намеревается подчинить себе Православную Церковь. Но настанет день, когда диалог с католиками зайдет в тупик. Ничего у них не выйдет…

Каким бы несправедливым ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Это тоже зло. Ведь начало зла – злые помыслы. Когда ты огорчаешься и негодуешь, пусть даже мысленно, то разрушаешь свое духовное устроение. Ты препятствуешь действовать Святому Духу и позволяешь диаволу умножать зло»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит 

Православие – Внешний вид. Одежда – Индуизм – Курение – Любовь к Богу и ближнему – Масонство – Помыслы – Пост – Римский папа – Святые места – Сновидения – Хилиасты (свидетели Иеговы) — Экстрасенс – Различные советы

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906-1991):
Православие

Впервые я понял, что значит Православие

Крест Св (1)Основа Православия – это присутствие Святого Духа. Как говорил великий отец нашей Церкви святитель Ириней Лионский, где благодать Святого Духа явно ощутима, там и Церковь.

Явление таких людей, как отец Порфирий, доказывает, что и сегодня Православная Церковь продолжает существовать, что мы издревле твердо храним традиции нашей веры. Доказывает, что дары Святого Духа ниспосылались Богом не только во времена апостолов, как считают многие еретики, но они всегда живы и действенны в православном предании на все времена.

Вот один случай, который произошел с одним клириком из Чехии, без его разрешения я не хочу упоминать его имя.

Когда этот священник приехал в Грецию, у него было два вопроса: один чисто личного, житейского характера, а второй касался некоторых аспектов экклесиологии. Он говорил только по-немецки и попросил меня сопровождать его в поездке к отцу Порфирию. Посчитав, что с моей стороны это будет несколько нетактично, я попросил одного моего студента-немца поехать в Милеси вместе с ним.

Поприветствовав гостей, Старец взял за руку чешского иерея и со столь свойственной ему дружественной обезоруживающей улыбкой сказал: «Отец, у Вас две проблемы, которые Вас терзают». Отец Порфирий говорил на греческом, а студент переводил. Старец посоветовал священнику, как преодолеть те трудности, с которыми он столкнулся, и ответил на все его вопросы. Когда этот чех вернулся домой, он сказал мне: «Когда отец Порфирий заговорил, то у меня буквально подкосились ноги и я чуть не упал. Там впервые я понял, что значит Православие».

Этот чешский клирик родился в неправославной семье. Он считал, что все, что мы читаем в священных книгах нашей Церкви, – это чисто теоретические построения с отчасти мифическим оттенком. «Теперь, – сказал он мне, – я констатировал действительность: Бог и сейчас дает Свою благодать, и благодать эта в Православии».

Внешний вид. Одежда

Наша девочка будет ходить в брюках?

14Старец только что вышел на пенсию. Как вы знаете, в течение примерно тридцати лет он был настоятелем храма Святого Герасима при поликлинике Афин, на улице Пиреос, недалеко от площади Омония. Однажды отец Порфирий проходил мимо храма Святого Константина на Омонии и зашел внутрь приложиться к иконам. Когда он вышел из храма, к нему подошла супружеская пара с девочкой. Супруги спросили, не уделит ли он им минуточку внимания. Отец Порфирий ответил им, что он не клирик этого храма. «Ничего, – сказали они, – мы хотели задать Вам лишь один вопрос. Это ведь не будет слишком обременительно?»

«У нас есть дочка, – начал мужчина, – и моя жена настаивает, чтобы она носила брюки. Я с этим не согласен и не хочу, чтобы она ходила в брюках. Наши взгляды совершенно противоположны. Итак, мы решили пойти к священнику, любому священнику, рассказать ему о нашем споре и решить его так, как он скажет. Мы даже дали друг другу слово – поступить точно так, как он скажет».

Отец Порфирий сразу сказал им, что это вопрос непростой. Затем он объяснил, что ответ на него можно найти в Священном Писании и в священных канонах нашей Церкви. Ответ подсказывает и сама природа, поскольку женское естество отличается от мужского как душевно, так и телесно. Это различие подчеркивается и одеждой. Старец также посоветовал им посмотреть в книгу Второзакония, где мужчинам запрещается носить женскую одежду, а женщинам – мужскую.

Отец Порфирий разъяснил им, что ношение мужской одежды оказывает психологическое воздействие на женскую природу, и очень часто женщина начинает вести себя как мужчина. Естественно, отклонение происходит и в случае, когда юноши или мужчины начинают носить женскую одежду.

Старец говорил еще долго. Он затронул все психологические и педагогические аспекты этого вопроса, чтобы обосновать то, почему женщинам нельзя носить мужскую одежду, а мужчинам – женскую. Супруги согласились с выводами отца Порфирия и ушли, получив большую пользу от этой кажущейся случайной, но удивительной встречи.

Главное – внутренний порядок

Старец Порфирий не обращал внимания на внешний вид человека. В этом убеждались все, кто посещали его, будучи одеты, так сказать, неподобающим образом. Он смотрел в душу, на глубинные мотивы поведения, зная, что если придет в порядок внутренний человек, автоматически исправится и внешний.

Они приехали к старцу в нескромной одежде

Однажды, приехав к отцу Порфирию, я увидел там нескольких девушек, которые также хотели увидеть Старца. Одеты они были несколько нескромно. Отец Порфирий беседовал с ними, затрагивая различные духовные вопросы, но ни словом не обмолвился о том, как они одеты. Сознаюсь, что я внутренне возмутился поведением этих девушек. Как они могли прийти в таком виде к святому человеку? Смущало меня и то обстоятельство, что Старец не сделал им ни одного замечания по поводу их одежды.

Когда девушки уехали, он улыбнулся мне и сказал: «Господин, я не так строг, как ты». Тотчас же я понял, что он знает о моих помыслах и о моем смущении, но все-таки спросил: «Почему Вы так говорите, Геронда?» – «Сюда приехали эти девушки в нескромной одежде, – сказал он, – а я ничего им об этом не сказал. У меня другая тактика. Даже если бы я заметил им, что их одежда несколько нескромна, они бы не прислушались к моим словам, потому что их вера во Христа неглубока. Прежде всего, я стараюсь укрепить в них веру во Христа, и тогда они сами осознают свою ошибку и исправятся».

У этой девушки в «супер-мини» замечательная душа

Однажды, много лет назад, когда отец Порфирий был еще настоятелем храма при поликлинике в Афинах, он вместе с двумя девушками, его духовными чадами, шел по улице близ площади Омония. Навстречу им шла девушка, вид у которой был весьма вызывающий. Она была в «супер-мини» юбочке, которые тогда были в моде. Увидев ее, Старец спросил своих спутниц:

– Ну, что вы скажете? О чем вы подумали? Вы осуждаете эту девушку?

– Нет, Геронда, – ответили они, прекрасно зная мнение Старца.

– И правильно делаете. Не судите о людях по тому, как они одеты. У этой девушки замечательная душа с огромным духовным потенциалом. Ее поведение, вызывающий вид – лишь следствие ее душевной силы. Представьте себе, что будет, если эта девушка познает Христа, приобретет ваши знания. Тогда, безусловно, она достигнет больших вершин.

Таков был метод отца Порфирия. Его примеры были наглядны и основаны на личном жизненном опыте.

Индуизм

Запутавшийся в сетях индуизма

В 1982 году. привел к Старцу одного своего сорокалетнего знакомого, который, как часто говорил сам отец Порфирий, запутался в сетях индуизма, часто ездил в Индию и общался с различными гуру. Представил его Старцу как своего друга, ничего о нем не рассказывая. Он только сказал, что тот увлекся индуизмом, запутался в нем и просит ему помочь. Он даже не упомянул имени своего друга. Отец Порфирий сам подозвал его к себе, назвав по имени, спросил, как поживают его жена и дети.

Такое всезнание Старца поразило этого несчастного человека. Он искренне раскаялся, возвратился в Православие и стал ревностным верующим. Уходя от отца Порфирия, бывший индуист сказал: «Я действительно женат, и у меня двое детей. Но я никогда тебе об этом не говорил. Я бросил и жену, и детей… Но Старец знал это».

Курение

Немедленно брось курить

КурениеОдному человеку Старец говорил: «Курение не приносит никакой пользы. Наоборот, оно является причиной раковых и других заболеваний. Немедленно брось курить!»

Как бросить курить?

– Как бросить курить? Я делал много попыток, но все было напрасно.

– Всякий раз, когда к тебе приходит желание закурить, говори: «Господи, помилуй мя». Молитвенное обращение ко Христу – это решение любой возникающей у нас проблемы. Видишь, даже этот красивый попугайчик, который живет в моей комнате, научился говорить: «Господи, помилуй мя».

Борьбу за свое спасение следует начинать с того, чтобы бросить курить

Однажды утром вместе с друзьями мы приехали к отцу Порфирию. Там, во внутреннем дворике, я заметил одного своего знакомого. Он был очень строгим, а иной раз даже чрезмерно ревностным христианином. Я подошел к нему. Мы поговорили о Старце, и затем он сказал: «К отцу Порфирию приезжают люди, которым здесь совершенно не место. Они только доставляют Старцу излишнее безпокойство. Вот, посмотри на ту женщину, которая курит без всякого стеснения. Не понимаю, как отец Порфирий ее принимает?» Эта женщина приехала со мной, но мой знакомый не знал об этом. Поэтому я предпочел промолчать, чтобы не ставить его в неловкое положение.

Однако отец Порфирий не стал молчать. Когда подошла очередь моего знакомого, он вошел в келью Старца. Тот встретил его такими словами: «Ты знаешь, я не такой строгий, как ты».

Когда женщина, с которой мы приехали, вышла от отца Порфирия, она передала нам его слова, которые подытоживали их беседу: «Борьбу за свое спасение следует начинать с того, чтобы бросить курить». Старец нашел нужное лекарство для обоих: и для осуждающего, и для осуждаемой.

Любовь к Богу и ближнему

СвадьбаЯ был сильно тронут помощью, с великой любовью оказанной мне одним братом во Христе, с которым меня недавно познакомил отец Порфирий. Беседуя однажды со Старцем, я сказал ему, что чувствую себя очень обязанным этому человеку. Неожиданно он спросил: «Почему ты чувствуешь себя обязанным? Разве он трудился только лишь ради тебя?» – «Конечно, Геронда, он совершенно бескорыстно все делал только лишь ради меня, – ответил я. – Это стоило ему труда, времени, денег, он должен был приезжать из соседнего городка, где он живет… И все это совершенно безкорыстно».

Старец задал еще один вопрос: «Почему ты обосабливаешься?» – «Как это, Геронда, – спросил я. – Не понимаю». – «Разве ты не читал слов апостола: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены? Разве ты не понял, что если, будучи христианином, ты живешь, чуждаясь своих братьев, если ты глубоко не осознаешь себя соединенным живой связью с другими членами таинственного тела Христова, то есть Его Церкви, посредством нерушимых уз любви, то ты не настоящий христианин?» Я понял, о чем говорит Старец, и замолчал. Что я мог сказать? Что все, только что им сказанное, мне знакомо, но лишь теоретически? Чего стоит теория без практики? Отец Порфирий своими словами, за которыми стоял личный опыт, сделал понятным то, о чем он некогда написал: «Это правда, что без любви к людям ты не можешь возлюбить Бога. Но также несомненно и то, что только через любовь к Богу ты сможешь воистину возлюбить людей».

Масонство

Масоны ведут невидимую брань, поэтому они опасны

Однажды мы говорили с отцом Порфирием о ересях, и он мне рассказал следующее: «Как-то раз ко мне пришла хорошая девушка, образованная, из приличной семьи, ревностная христианка, она состояла в одном христианском братстве. Так вот, она сказала мне, что ее выдают замуж за очень хорошего человека, серьезного, образованного, состоятельного… только он масон. Она спросила меня, как ей быть. Я ответил, что поскольку он масон, лучше за него замуж не выходить. Тогда она стала рассказывать мне о том, какой у него хороший характер и что она сможет сделать его хорошим христианином. Я сказал ей, что она ничего не сможет сделать. Она меня не послушалась и вышла за него замуж.

С тех пор я не видел ее много лет. Но вот однажды она приехала ко мне вместе со своим мужем и ребенком. Она зашла в келью одна, и я спросил: «Как ты поживаешь? «Она ответила: «Хорошо». – «Как часто ты исповедуешься и причащаешься?» – «Один раз в году». – «Как часто ходишь в церковь?» – «Время от времени. Нечасто». Я еще задал ей несколько вопросов и получил такие же неутешительные ответы. Говорю ей: «Позови своего мужа». Вошел муж с ребенком. Я говорю ему: «Ты знаешь, твоя жена, когда собиралась выйти за тебя замуж, заверила меня, что сделает тебя христианином, но, как я вижу, ты сделал ее масоном».

– Геронда, – спросил я, – почему эта женщина была так уверена, что она сделает этого масона христианином? Ведь масонство открыто воюет с христианством?

– Нет, – ответил отец Порфирий, – открыто сражаются другие. Масоны же ведут невидимую брань, поэтому они и опасны. Они не говорят тебе: не крестись, не ходи в церковь, не ходи на исповедь. Но говорят: ходи, ходи… но заходи и к нам. Их пагубное влияние действует очень медленно и незаметно, так что ты и сам не поймешь, что в какой-то момент в действительности уже перестал быть христианином и стал масоном».

Старцу была известна не только суть ересей, он знал и то, какую брань против нас ведут демоны. Поэтому он всегда побуждал христиан ко вниманию, чтобы они не попали в расставленные сети и не потерпели поражения в борьбе против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

 Помыслы

Диавол посредством помыслов тянет вас за руку

Помыслы МыслиХотелось бы сказать о том, как противостоять лукавым помыслам, поскольку этот вопрос очень важен и имеет большое значение для любого человека, в особенности же для христианина. Все мы знаем, что такое мысленная брань, которую ведет с нами сатана. По личному опыту, опыту духовника, которым Бог сподобил меня стать, я знаю, что весьма и весьма многие люди плохо разбираются в вопросах мысленной брани и сильно страдают.

Когда мы однажды спросили отца Порфирия о борьбе с помыслами, он ответил: «Вы идите своей дорожкой. Приходит диавол и посредством помыслов начинает тянуть вас за руку, стараясь увести с тропы и запутать. Но вы не вступайте с ним в беседу или в пререкания, а идите своей дорожкой. Итак, он будет тянуть вас за руку, а вы идите дальше, и когда-нибудь он устанет и оставит вас в покое».

Выбрось это из головы

Мне позвонил друг и передал, что отец Порфирий хотел бы со мной поговорить, потому что он «увидел в моих помыслах» нечто, что его насторожило. Я немедленно поехал к Старцу, и он сказал мне: «Вчера я заметил, что ты снова много думаешь о том, о чем, как мы с тобой договорились, тебе не следует больше думать. Ведь предаваясь таким размышлениям, ты духовно повреждаешься. Это обезпокоило меня, и я попросил твоего друга пригласить тебя сюда, чтобы еще раз предупредить и попросить впредь быть внимательнее. Выброси, чадо мое, все это из головы. Ведь ты только напрасно терзаешь сам себя».

Я был поражен. На самом деле все так и было, как сказал Старец. Поняв свою ошибку, я поблагодарил его. Он дал мне еще несколько советов, как с большим успехом противостоять искушениям. Отец Порфирий работал как «сверхтелевизор», который воспринимает не только зримые образы, но и невидимые духовные изображения.

Не негодуй на несправедливые обвинения

Однажды меня стали сильно обуревать горькие мысли о некоторых людях, которые возводили на меня несправедливые обвинения. Старец немедленно «ударил в набат» из-за моего, как он сказал, «состояния агрессии». Возражая ему, я сказал, что не высказал ни одного враждебного слова в адрес моих обидчиков и не предпринял никаких ответных действий. Просто я был охвачен горькими помыслами. Но я сдерживался и внешне был совершенно спокоен. Тогда Старец объявил мне еще одну тайну духовной битвы: «Каким бы несправедливым ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Это тоже зло. Ведь начало зла – злые помыслы. Когда ты огорчаешься и негодуешь, пусть даже мысленно, то разрушаешь свое духовное устроение. Ты препятствуешь действовать Святому Духу и позволяешь диаволу умножать зло. Всегда молись, люби и прощай. Изгоняй из себя всякий дурной помысел».

Отец Порфирий учил, что наш дурной помысел о ближнем, с одной стороны, будучи грехом, оскверняет нашу душу, а с другой – причиняет или может причинить зло ближнему. Злой помысел действует следующим образом: мысль источает злой заряд, который затрагивает ближнего. Молитва же, напротив, помогает ему. Конечно, все это нужно понимать правильно, согласно учению Церкви о существовании как лукавых, так и добрых духов – Ангелов. Все эти духи активны, каждый из них делает свою работу. Дела лукавых духов – донос и клевета, ложь, смута, наговоры и т. д. Дела добрых духов – служение тем, кто стремится наследовать Царство Божие. Злой помысел не скроешь. Он через нас оказывает свое негативное действие на того, о ком мы плохо думаем. Это происходит даже на расстоянии. И человек может даже не понимать, почему у него вдруг возникла к нам неприязнь. Итак, мы должны быть чистыми сердцем, чистыми не только от злых дел, но и от злых помыслов, особенно от злопамятности.

Пост

Попробовав то, что готовишь, ты не согрешила

Я всегда соблюдала посты. Но наши маленькие дети Великим постом постились только первые три дня. Когда я что-то готовлю, то всегда пробую пищу. А если в пост готовишь скоромное, то тоже, если хочешь хорошо приготовить, то приходится пробовать. Однажды меня стали терзать сомнения, грех это или нет, и я много над этим размышляла.

Как-то раз Успенским постом к нам приехали друзья. Я постыдилась сказать, что пощусь и скоромное приготовлено только для гостей, поэтому поневоле вместе со всеми ела картошку с котлетами. Вскоре после этого я приехала к отцу Порфирию и все ему рассказала. Он сказал мне: «Ты что, думаешь, что попробовала пальчиком молочную кашку и уже согрешила? Ты же просто пробуешь, чтобы узнать, достаточно ли в каше соли или сахара. А вот есть скоромное вместе с гостями не следовало бы. И больше никогда так не делай».

Святые места

Личный опыт Старца

Порфирий КавсокаливитСтарец говорил нам, что всякий раз, посещая святые места, такие как гора Синай, пещера Апокалипсиса на острове Патмос, Иерусалим, он испытывал непередаваемые переживания. Он всегда подчеркивал, что освящение местности действительно происходит, что земля освящается, что она бывает обильно напоена благодатью Божией.

Отец Порфирий, в своей обычной манере, говорил, что когда он старался в обычной местности достичь молитвой духовного состояния, то ему требовалась, скажем, четверть часа или же полчаса борьбы. Но когда он молился на святом месте, то все было совсем иначе. «Например, вхожу я, – рассказывал он, – в святую пещеру, такую, как пещера святого Нифонта, или преподобного Нила на Святой Горе, или в пещеру Апокалипсиса… Я еще не успеваю и начать молиться, как уже само это освященное место отрывает меня от земли».

Сновидения

Не надо верить снам

Сны«Мы не должны доверять снам, потому что через них часто диавол уловляет нас в свои сети».

– Геронда, я сильно верю снам. Когда мне что-нибудь приснится и я сочту это дурным предзнаменованием, то весь день потом нахожусь в безпокойстве, потому что боюсь, как бы со мной не случилось ничего дурного. Вчера я увидела во сне рыбу и весь день страшно переживала.

– Не придавай своим снам никакого значения. Сходи теперь на рыбный рынок, купи рыбы и поджарь ее, чтобы вам было чем пообедать. Вот так и поступай со своими снами.

Римский папа

Не бойтесь римского папы

ереси папа jpgЯ встретился с отцом Порфирием в Милеси, в стареньком передвижном домике на колесах. Он принял меня с любовью и с интересом слушал то, что я ему говорил. Затем он пророчески сказал мне: «Не бойтесь, Римский папа с давних пор намеревается подчинить себе Православную Церковь. Но настанет день, когда диалог с католиками зайдет в тупик. Ничего у них не выйдет. Ведь униаты, этот троянский конь, показывают яснее ясного, что католиков интересует только одно – чтобы православные признали главенство Римского папы». Я попросил Старца молиться за нас. И он также попросил нас молиться за него.

Хилиасты (свидетели Иеговы)

Так хилиазм не победишь

Мы с другом на машине отправились на работу, в монастырь. Вместе с нами поехал и отец Порфирий.

По дороге я обратил его внимание на то, что мы проезжаем мимо нескольких построек, принадлежащих иеговистам. Меня охватили скорбь и негодование, когда я подумал о той растлевающей души работе, которую ведут эти еретики. Вместо того чтобы каяться в своих грехах, они стараются поколебать веру во Христа у людей, за которых Христос умер и воскрес. Старец молчал. Я подумал про себя: «О чем, интересно, задумался Геронда? Почему он ничего не говорит, видя этих людей и зная о их разрушительной деятельности?» Отец Порфирий тут же ответил на мои мысли. «Ох уж эти несчастные лжесвидетели Иеговы! – сказал он. – Бог да помилует их! Одни христиане гневаются на них, другие ссорятся с ними, ругают их, третьи тащат в суд. Но с ними не так нужно бороться. Знаете, когда мы их победим? Когда сами станем святыми».

Экстрасенс

Не ходите к экстрасенсам

Одному брату отец Порфирий сказал: «В поисках решения ваших трудностей не обращайся к экстрасенсам, медиумам, магам, колдунам. Они, дитя мое, могут сделать тебя психически ненормальным и вытянут из тебя все твои деньги. Не связывайся с ними. Держись от них подальше. Будь ближе только ко Христу и к Его Церкви».

Различные советы

Приближайся к Богу памятью любви

6Отец Порфирий был пустынным соловьем, который своей жизнью славословил Бога за мир, Им сотворенный, и благодарил Его за любовь, которую Он даровал нам. Во время одного моего посещения Старца я застал его больным в доме у знакомых, которые за ним ухаживали. Он сидел в кровати, рядом с ним был мой друг – его духовный сын. Отец Порфирий говорил ему о памяти смертной. Он сказал: «Существует много путей спасения. Иной человек хочет приблизиться к Богу не памятью смертной, но памятью любви. Он обращает свою душу к небу и просит Бога (при этих словах Старец воздел свои руки и поднял глаза вверх) даровать ему Свою любовь, чтобы и он мог любить. И так он обретает путь своего спасения». Отец Порфирий показал нам замечательный путь освобождения, которым, по всей вероятности, шествовал и он сам. Своими подвигами он преодолел страх смерти и превзошел даже надежду на райское воздаяние, потому что он вкушал рай уже здесь.

Первый совет

Старец, когда собеседник не принимал его первого совета, уступал и давал ему другой совет, более легкий. Но первый совет был духовно более полезным.

Сейчас, когда ты можешь выдержать, я тебе и говорю

В первые годы своего знакомства с отцом Порфирием я не понимал многих вещей. На богословском факультете университета мы привыкли считать, что святые жили раньше, в древние времена. Я не мог себе представить, что рядом со мной находится святой.

Спустя много лет, когда, наконец, мое мнение изменилось, я спросил Старца: «Геронда, я знаю Вас столько лет, Вы столько мне говорили, столько всего произошло, но я никогда не мог все усвоить в полном объеме. Почему же Вы мне ничего об этом не говорили, если так меня любили и столько мне давали советов?» – «Ты бы не выдержал, – был ответ. – Сейчас, когда ты можешь выдержать, я тебе и говорю».

Поговори с ним доверительно

У одного преподавателя Закона Божия возникли трения с местным архиереем. Митрополит своим поведением смущал верующих, и преподаватель спросил у Старца, надо ли сказать об этом владыке. Отец Порфирий ответил: «Если хочешь, можешь сказать, это твое право – пойти и высказать свой протест». – «А Вы бы сами так поступили?» – спросил преподаватель. «Нет, – ответил Старец, – я бы так не сделал». – «Почему?» – «Я бы так не сделал, потому что знаю, что у людей нет послушания, они не привыкли делать то, что им советуют другие. Поэтому иди и, стараясь не обидеть, доверительно поговори с владыкой. Если он тебя послушает и согласится с твоими словами – это будет большой успех. В противном случае… трудно…»

Краткие советы

Церк 8 (3)«Будь простым, рассудительным, всегда собранным, сдержанным. Всегда чувствуй присутствие Господа, и Он вразумит тебя, когда надо говорить, а когда следует промолчать».

Однажды отец Порфирий сказал мне:

«Молись о том, чтобы тебе стать лучше».

Тогда я спросил его: «Геронда, что мне надо делать, чтобы стать лучше?»

И он ответил: «Всегда твори Иисусову молитву. Возлюби Христа, возлюби людей, не говори ничего о других, неизменно посещай храм Божий, читай Евангелие, чтобы Бог вразумил тебя».

Помоги мне, Геронда, так и поступать.

«Всегда говори правду. Все, что ты делаешь, делай спокойно, мирно. Молись о том, чтобы стать лучше».

«Будь добрым, послушным, терпеливым, не унывай, не будь излишне чувствительным, будь хорошим работником у себя на службе и не говори сам слишком много о вере, о Боге, пока тебя не спросят, но будь всем примером в подражании Христу».

«Не сиди дома, выезжай на природу».

Прогулка в горы

Часто мы спрашивали Старца о жизни, о том, что предпочесть, а от чего воздержаться. У него всегда был ответ. Иной раз такой, какой ты и думал, а иной раз – совершенно неожиданный. Он не советовал оставлять работу. Ничего подобного. Но он всегда настоятельно рекомендовал простую жизнь в загородном доме. Простую прогулку в горы он считал самым прекрасным отдыхом.

Береги свое здоровье

Старец однажды спросил обо мне у моего приятеля, который как раз к нему заехал: «Что сейчас делает твой друг? Как только приедешь в Афины, сразу позвони ему и скажи, что Геронда советует ему беречь здоровье, не переутомляться и не волноваться». Меня очень тронул телефонный звонок друга и переданные им советы отца Порфирия. На самом деле в те дни я сильно уставал и был весь на нервах. Старец мог пасти своих духовных овец, даже находясь далеко от них.

Лук, салат и морковь

– Тебе известны свойства лука? – спросил меня отец Порфирий.

– Конечно. Сосудорасширяющий эффект…

– Видишь, разве я был не прав? А откуда тебе это известно? Кто тебе сказал? Действительно, лук является сосудорасширяющим средством. Он очень хорошо действует на сердце, на сосуды, нормализует артериальное давление, оказывает положительное влияние на все органы. Он очень сильно укрепляет организм. Скажи госпоже Софии, чтобы она на кухне использовала побольше лука.

Затем мы подошли к грядкам с салатом, и отец Порфирий спросил меня:

– Ты знаешь, какими витаминами богат салат?

– Я слышал, что в нем очень много витамина Е.

– Совершенно верно. Ешьте больше салата. А чтобы желудок лучше переносил салат, положи его в кипящую воду ровно настолько, сколько необходимо для того, чтобы он стал мягче. Немножко его отвари, а затем ешь. Тогда с желудком не будет никаких проблем. Скажи мне, вы едите морковь?

– Не очень много. Жена кладет ее в некоторые блюда, но я плохо ее переношу и стараюсь избегать, потому что потом мучаюсь желудком.

– Вы неправильно делаете. Надо есть много, очень много моркови, потому что в ней много витамина А, и она укрепляет организм и защищает его от многих болезней. Даже от рака!

До этого разговора со Старцем я знал, что он врач, архитектор, инженер, электрик, агроном и т. д. Но в тот день я узнал, что он еще и диетолог, и очень хороший диетолог.

Какой участок купить

Один человек, врач, приехал к Старцу и сказал ему, что нашел подходящий участок для постройки дома и хочет его купить. Услышав это, отец Порфирий, как будто этот участок был у него перед глазами, сказал:

– Не покупай его, потому что там, и под землей, и над участком проходят линии высоковольтной передачи, которые вредны для здоровья и вызывают рак.

Врач уехал, отправился на участок и действительно увидел, что над ним проходит высоковольтная линия, как и сказал Старец. Он стал искать другой участок, и когда нашел, снова отправился к отцу Порфирию и рассказал ему о нем. Тот спросил его, хорошая ли там земля. Врач ответил, что земля очень хорошая. Тогда Старец с улыбкой заметил:

– Это только сверху так кажется, но копни чуть глубже и увидишь, что она не такая уж и хорошая, там есть камни.

Врач снова отправился на участок и обнаружил, что там полно строительного мусора, который сверху засыпали хорошей землей. Он продолжил свои поиски, нашел еще один подходящий участок и поехал к отцу Порфирию. Расспросив врача о том, где находится эта земля, сколько там стремм и т. д., Старец сказал:

– Этот участок покупай. Он хороший, и там много воды.

Врач начал оформлять документы по покупке и по какому-то делу зашел в мэрию. Мэр, узнав, какой участок покупает врач, сказал:

– Знаешь, ты берешь самый лучший участок. Ко всему прочему, там много воды, хотя об этом никто не знает. Много лет назад рядом с этим участком мы делали пробные бурения и обнаружили там воду.

Не покупайте этот дом

Прежде чем купить дом, в котором мы теперь живем, я нашел другой. Он отвечал всем моим требованиям. Я рассказал о нем Старцу, но он посоветовал мне не покупать его, потому что, как он мне объяснил, чуть выше дома проходит линия высоковольтной передачи, на которую я не обратил внимания, и это опасно для здоровья. Поступив согласно совету отца Порфирия, я не стал покупать этот дом. Многие ученые соглашаются с тем, что если рядом с домом проходят линии высоковольтной передачи, они могут вызывать даже рак, особенно у детей.

Где и как строить дом

Отец Порфирий давал нам советы относительно того, в каком районе надо строить дом, как его сориентировать по сторонам света, чтобы солнце попадало в комнаты в течение всего дня, как устроить систему отопления ит. д. Также он всегда нам говорил о правильном питании и о диете.

По материалам: http://azbyka.ru/otechnik/?Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov

5