Метки

, , , , ,

Гавриил Седмиезерский (Зырянов)«Самолюбие, как непроницаемая стена, и заграждает от многих свет Божественной Любви. Самолюбие… есть смерть для души… Самолюбие… есть причина всех страстных помыслов, ибо от него рождаются три основных страсти: пресыщение, сребролюбие и тщеславие… отсеки страсть самолюбия, отсек и все страсти, от нее происходящие. О Боже! Ужас объемлет меня при взгляде на мир: как он самолюбив, какой в нем непроглядный мрак страстей! Легион имя им…

Не тщеславься! – Тщеславный – безплатный работник, труд несет, а награды не получает. – Как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в нем положено, так тщеславие губит мзду добродетелей…»

Преподобный Гавриил Седмиезерский

24Благодать. Изменение жизни с помощью Божьей благодати — Иисусова молитва. Как учиться умной молитве — Молитва. Как жить и как молиться – Смирение. Любовь к Богу, ближним и самолюбие — Спасение. Призыв грешников ко спасению – Страсти – Тщеславие — Краткое жизнеописание старца

Преподобный Гавриил Седмиезерский (Зырянов) (1844-1915):

Благодать. Изменение жизни с помощью Божьей благодати

«Вчера получил Ваше милое письмо. Все Ваши суждения и взгляды на жизнь близки мне и понятны, потому что и я всегда держался их же в своей жизни: всякого поддержать и всякому помочь стать выше. Но жизнь меня убедила – убедит и Вас – в том, что перевернуть все к лучшему, по нашему взгляду, невозможно. При всех наших усилиях все остается по-прежнему… Но человек чувствует наше сострадание, и это успокаивает его в некоторой степени и помогает ему переносить свое положение.

Именно только переносить, ибо переменить условия жизни – и вовне, и в самом-то человеке, — все это выше наших сил. И, кроме того, наша человеческая жизнь сама по себе есть жизнь почти животная – греховная, страдальческая. Когда же коснется ее Дух Божий, благодать Христова, тогда она оживотворяется и перерождается. Но нужно быть достойным этого перерождения, иметь чистое сердце, очиститься, ибо только чистые сердцем могут зреть Бога, — то есть не одну только идею, или образ Бога, а иметь жизнь Божию, всю Его мудрость, любовь и благость, — и все это как бы осязательно. Почувствовать, насколько благ Бог всяческим. И без этого познания путей Божиих в нашей жизни, без этого чувства Бога в самом себе всякая обительская дисциплина является пустой, бездушной формальностью, которая только вовлекает в борьбу и убивает дух, ибо не дает просветления и помощи. Она – человеческое мудрование, а не Божия мудрость. Не суть бо совети Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Ис.55, 8-9). Где Дух Господень, там и свобода (см.: 2 Кор.3, 17)».  

Иисусова молитва. Как учиться умной молитве

9«Любовь к Богу и умная молитва объединяют нас с Господом. Любовь и молитва. Как огонь раскаляет железо и оно бывает равно огню, так и нас разогревает умная молитва Иисусова, раскаляет до высшей любви Божией… Величие молитвы есть тайна святости. Средство для молитвы – младенчествующая простота, смиренное незлобие преданного сердца, непрестанно обращенного к молитве, к Богу: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Этой молитвой достигают люди до силы святости. В этом и весь секрет святых – непрерывная молитва, (непрестанное) повторение одной великой мысли о Божестве (взамен многих молитв). (Подобно тому) как, по представлению святой Церкви, Ангелы непрестанно повторяют у престола Божия: Свят, Свят, Свят!!! – и уже не могут отпасть от Бога, так и мы (повторяем) Иисусову молитву. …Чтобы уподобиться Ангелам, надо все внимание наше посвятить Божеству, быть земными ангелами и небесными человеками. Этому служит молитва Иисусова. Нужно произносить ее подряд сотни раз, потом тысячи раз и так далее без конца, пока наконец эта молитва не начнет звучать в нашем сердце и не сольется с каждым его биением. После долгих и трудных упражнений в этом деле человек начинает чувствовать, как молитва переходит из ума в сердце и, как хлеб небесный, насыщает и наполняет его неизреченной радостью. Здесь совершается полное перерождение ветхой природы (человека) в новую тварь, полное преображение, возвращение в красоту первозданной невинности и чистоты. …Величие и сила Божия в немощи нашей совершается, (см.: 2 Кор.12, 9); вы входите в общение с Божеством, и Ваша природа перерождается.

Тайна святости есть художество из художеств. И смиренномудрие, и незлобие сердца, и смирение, и послушная кротость исполнены всякого величия. Но выше всего святое дело молитвенного духа в Божестве – молитва к Богу. Введите в себя великую мысль о Боге и повторяйте ее безконечное число раз. Дело не в слове, не в словах, а в той непреодолимой энергии, с которой они произносятся безконечное число раз. Кончится тем, что вы сделаете эту молитву-мысль полным хозяином (в вашей душе), ум – царем, душу – полной царицей, и силою Божества молитва постепенно вытеснит все непотребные другие мысли, расширится за их счет, углубится в корне и приобретет необычайную силу, станет превыше всего и покорит и истребит всякое зло, всех мысленных и чувственных врагов».

Молитва. Как жить и как молиться

11«Вы спрашиваете меня: как жить и как молиться?..

Говорите, что тяжелое несете послушание, — и слава Богу! Что налагают на нас, — это крест, велят – это гвозди приколачивают ко кресту!.. Неси иго Христово, этот крест Христов!..

Неси безропотно и сознавай при этом, что ты – грешница, подобно как на кресте сознавал свои грехи благоразумный разбойник и с креста взывал: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Свое (см. Лк.23, 42)! Будем и мы так взывать ко Господу Богу, как Он взывал на кресте. И ты на послушании взывай: Боже, милостив буди мне, грешнице!, Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Свое! – и ты скоро, скоро будешь в раю.

Вот пред нами Иисус Христос: Он – безгрешен, а страдает за нас на кресте!.. Эти лучи Его милосердия падают на нас и зажигают в нас надежду и пламенную веру в Него, что Он, милосердный, облегчит наши страдания, когда мы несем эти послушания ради Христа и ради спасения нашего. С Ним состраждем, — с Ним и прославимся.

Молитвы мы не умеем читать, но пусть жертвой нашей будут труды и послушание – вместо устной молитвы. И пусть будет сердце чисто, сокрушенно и смиренно, и Бог его не уничижит, а ублажит, — приидет и обитель Свою сотворит в нас. Только смиренные сердца могут быть престолами и жертвою, и мы – небом тогда, когда Бог благодатью Своею вселится в сердцах наших.

Вот, тогда-то мы и заживем небесною радостью, ибо окружат нас святые Ангелы, и пророки, и апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые просиявшие…

У, — как хорошо, весело будет и умирать при таких пособниках!.. Смиряющие себя так – вознесутся торжественно пред Царя славы.

Томи томящего тя, смиряй и умягчай сердце свое, и оно само тебя научит».

Смирение. Любовь к Богу, ближним и самолюбие

16«Сложное дело – наше спасение: из многих подвигов оно составляется. Каждый подвиг имеет в нем свое место, тесно связан с другими, и все они вместе составляют стройное, отделанное здание спасения. Здесь своего рода есть основание, стены, возглавия. Что же составляет основание подвига спасения? Таким основанием служит смирение. Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном – самоотвержении, самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять. Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания.

Очистив самоотвержением душу от нечистот греха и заложив в ней прочный фундамент смирения, можно возводить и самое здание духовное – совершенство. Слагаясь из трудов доброделания и богоугождения, оно возводится и возглавляется конечной и высочайшей добродетелью – любовью. Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа. Она есть, по учению Священного Писания, первая и большая заповедь (Мф.22, 38), сущность закона (Мф.22, 40; Рим.13, 10; 8, 38), совокупность, верх духовного совершенства (Кол.3, 14). Без любви, никогда не престающей, все прочие добродетели и духовные дары (даже дар чудотворения и подвиг мученичества) не имеют цены (1 Кор.13, 1-3), как средства без цели. Она есть высшее совершенство для человека, ибо ведет его к конечной цели его бытия – к единению с Богом. Бог есть любовь по преимуществу, так что пребываяй в любви в Боге пребывает и Бог в нем пребывает (1 Ин.4, 16).

Так как Бог есть существо безпредельно совершенное, то и любовь к Богу должна быть развита до высшей степени (или лучше развиваться до безконечности), быть чистой, без всяких побуждений самолюбия и земных расчетов; Бога должно любить для Самого же Бога. Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души: Возлюбиши, — говорит Он, — Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф.22, 37). После своей действенности эта любовь, объемля и упражняя все силы души, должна иметь также владычество над человеком, чтобы он и мыслил только о Боге (Пс.43, 2) и желал единого Бога (Пс.72, 25) и жил и дышал только Им (Иак.2, 30). Все мысли, расположения, намерения и действия такого человека делаются отпечатком жизни Божественной, образом Божественной истины, святости, блага, лепоты.

На этой высоте своего развития любовь к Богу делает нас чистыми орудиями Воли Божией, совершенными органами жизни Его, так что душа взывает с апостолом Павлом: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал.2, 20).

Не с тем, конечно, я пишу это, чтобы поучать Вас. Нет, родные мои о Господе! – Я хочу только поделиться с Вами от сердца к сердцу мыслями о любви Божественной. Любовь! – само слово это звучит в моей мысли и сердце как бы слово «Бог». Какая же преграда существует к приобретению этого сокровища? Почему многие его не имеют и не ищут? Причина тому – злосчастное самолюбие. Нет надобности толковать это слово – оно всякому понятно; это – прямая противоположность любви Божественной: одно – любить Бога, а другое – любить себя.

Вот это-то самолюбие, как непроницаемая стена, и заграждает от многих свет Божественной Любви. Самолюбие, как говорит Господь, — есть смерть для души: кто возлюбит душу свою, погубит ю (Мф.16, 25). Самолюбие, поясняет святой Максим Исповедник, есть причина всех страстных помыслов, ибо от него рождаются три основных страсти: пресыщение, сребролюбие и тщеславие, а прочие все следуют за которым -нибудь из сих трех; — отсеки страсть самолюбия, отсек и все страсти, от нее происходящие. О Боже! Ужас объемлет меня при взгляде на мир: как он самолюбив, какой в нем непроглядный мрак страстей! Легион имя им… и ничем они не могут быть изгнаны, как молитвой и постом. Авва Исаак Египетский так любомудрствует о сем цельбоносном врачевании (в связи со всем подвигом спасения): цель монаха – совершенство сердца, говорит он, состоит в непрерывном и неразвлекаемом пребывании в молитве и, сколько возможно, в непоколебимом спокойствии духа и всегдашней чистоте. Для достижения сего мы имеем нужду в телесных трудах, сокрушении духа и прочих добродетелях. Между тем и другим есть неразрывная связь: ибо как без добродетели нельзя приобрести постоянной, совершенной, чистой молитвы, так и добродетели без постоянства молитвы не могут достигнуть совершенства.

Противное врачуется противным. Посему, если вина всех зол в непокорности и кичливости, причина же благ – повиновение, то желающим жить праведно надлежит жить в повиновении у искусного старца. А так как силы наши настолько слабы, что и тогда, когда хотим сделать добро, скорее делаем зло, то необходимо нам еще непрестанно обращаться с молитвой о помощи к Богу, подающему всем вся во благое».

Спасение. Призыв грешников ко спасению

Гавриил Седмиез.«Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъявлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? На наши недоумения и запросы (об источнике исцеления) отвечает Слово Божие… Взирать должно всякому согрешающему на Христа Распятого, к Нему, сидящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердечные очи и с верой просить греховным язвам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворящий!

Слышу многих, говорящих: «И хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собой усилия, чтобы с верой воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его». Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели, смогли бы. Хотящему все возможно, ибо Сам Бог, повелевший нам изыти из сего греховного мира, помогает всякому, хотящему прийти в объятия Его. Бог любви изливает господство Духа Святого в сердца наша (см.: Рим.5, 5). Это господство Духа – не насилие над нами, а благодать, добровольно всех приводящая в единство (см.: Ин.17, 21). В этом и состоит сущность преблаженного нам лекарства. Это – высочайший дар союза любви с Самим Иисусом Христом. Всем он преблажен, все им в силах воспользоваться, ибо действующий при этом не немощный человек, а всемогущий Бог. Не отказывайтесь же от предлагаемого вам спасения немощью. Ведь и святые Божии люди, подвизавшиеся о Христе, такие же были, как и мы, земные, плотяные, и, однако, они презрели и победили мир, да и теперь многие презирают и побеждают. Как же им это – возможно, а нам нет? Возжелаем, возлюбленные, понудим себя – и мы сможем. Отвратим сердца наши от неправых путей, размыслим о грядущих бедах, будем взирать на обещанное блаженство и горячая надежда, воскреснув, понудит нас приблизиться к Источнику цельбы, и исцелеет унылое сердце каждого из нас.

Охваченные огнем все бросают и, хотя жалеют о доме и имуществе, однако, без оглядки бегут, чтобы спасти свою жизнь. Поверьте, возлюбленные мои о Господе, истину говорю вам: если бы увидели гибельность греха и будущую сынов Божиих славу, и вы бы, презрев царские диадемы, всю мира сего славу и все сокровища его, без сожаления бежали бы из огня греховного, охватывающего вас со всех сторон в мире. Тогда не только прелести мира сего, но и самое тяжкое мучение не воспрепятствовало бы вам. Не достойны бо суть страсти нынешнего времени сравнительно со славой, хотящей явиться в нас (см.: Рим.8, 18). Поверьте, если бы показал Бог адские мучения, которые, думаю, представляют собой все муки и горе мира сего, собранные в единую тьму вечного мучения, то ваша горделивая честь, слава, богатство и вся красная мира сего показались бы вам горькой полынью и вы бы в ужасе плакали, дабы не прийти на место мучения сего.

Покаемся, пока есть время покаянию; и переплавит нас покаяние, как огонь переплавляет серебро и золото, и Бог мира будет для нас, как щелочь очищающая. Вспомним, что Богу будут служить все народы, племена и языки (см.: Дан.7, 14). Примем во внимание воплощение Сына Божия и вольное Его страдание. Ради кого Он пришел в мир и пострадал? Нас ради, ради каждого человека. Он сжалился над нами, погибающими, и сошел на землю, дабы Своими страданиями избавить нас от вечного мучения и ввести в жизнь бесконечную. О, дивное дело Божие, о, дивный о нас Промысл Его! Великое и непостижимое будет вечное блаженство, бесконечной ценой купленное или, лучше, возвращенное нам! Неужели же мы пожелаем грехами своими опять, вторично потерять его? Сжалимся над собой, ибо о нас сожалеет Бог. Ему душа одного человека дороже неба и земли и всей вселенной. Эту Он создал одним словом (Рече, и быша), а ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. О человеколюбие Божие! О достоинство души человеческой! Так эту благодатную, бесценную душу ты хочешь поработить чувственному миру, поработить пьянству, исполнить всякой нечистоты, бросить опьяненную в грязь?! Нет! Пропади ты, мир, со всеми своими прелестями! Пусть ищут тебя сластолюбцы и наслаждаются тобой не познавшие Христа. Нам же, о христиане, да будет един Христос – красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселье, блаженство…

Со страхом и стыдом идет человек на суд человеческий, — представьте же с каким чувством явится грешник на Суд Божий… Увидит грешник праведный гнев Того, Который ради него приходил в мир, пострадал и умер, но был им неблагодарно отвержен, и обымет его сокрушение, теснота и ужас. Вострепещет он, как лист от ветра, услышав за неблагодарность грозный приговор от Судии, заклеймят его печатью осуждения, отвергнут от лица Божия, отлучат от лица праведных навеки, причислят к духам злобы, заключат с ними в темницу вечного мучения, и будет он пить вечную, горькую чашу гнева. Вспомните и вообразите в уме праведный и страшный оный суд – и отыдет от вас любовь к миру.

В каком состоянии будет грешник тогда, когда вся вселенная вострепещет и поколеблется от страха разгневанного Судии, когда увидит он пред очами огненную реку, в которой он будет гореть и не сгорать, вкушать смерть и не умирать? В тот час цари и вельможи, богатые и судьи неправедные, у которых мзда заменяла правду, сильные и славные и всяк раб и свободный возжелают скрыться в пещерах, посреди горных камней и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Апок.6, 16-17).

Горе вам, которые зло называете добром и добро – злом, тьму почитаете светом и свет тьмой, жизнь смертью и смерть жизнью! Горе вам, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собой! Горе храбрым пить вино и приготовлять крепкие напитки, оправдывающим за подарки виновных и лишающим правых законного! Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой замышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божией, а своей чести и славы ищете! За то, как огонь поедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень ваш, и цвет ваш развеется, как прах… Помыслите сие и исправьте сердца ваши. Да слышится в ушах ваших и души ваши да уразумеют пророческое слово: Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать… людем в правоте (Пс.9, 8-9).

Как в сем веке те, которые обрабатывают землю, трудятся, сеют, — с радостью собирают в свое время плоды трудов своих, а ленивые гуляки и пьяницы не имеют чем и пропитаться и, смотря на довольство трудившихся, скорбят и окаивают себя; так будет и в день оный. Боголюбцы с радостью пожнут плоды своей веры и благочестия и получат благая, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор.2, 9), а миролюбцы, видя тех награжденными, а себя лишенными таковых благ, восплачут и возрыдают. Но тогда уже бесполезно будет покаяние еже бо сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, истлевая вечно… а сеяй в Дух, от Духа пожнет живот вечный (Гал.6, 7-8). И поразят грешников жалость, скорбь и болезнь, когда они увидят в славе, радости и несказанном блаженстве со Христом праведников; когда увидят, что это были все такие же немощные и с той же плотью люди, как и они сами, что между ними и те, которых они на земле презирали, осмеивали, злословили, считали злодеями или лицемерами, попирали, как какой-нибудь сор; когда увидят всех их в Царствии Божием, себя же в крайнем окаянстве, бедствии и безчестии, отверженными от источника жизни и света навеки; тогда они познают суетность своей минувшей жизни, в которой они вместо истины гонялись за ложью и тьмой, и сие познание еще более увеличит их мучение, и будет, — по слову Господню, — плачь и скрежет зубом, егда узрите Авраама и Исаака и Иакова и вся пророки во Царствии Божии, вас же изгонимых вон (Лк.13, 28). О вечность злополучная, коль горька память твоя страшная! Тяжко будет вечно терпеть вечное жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, угрызение червя неусыпающего и от всего этого страдать душой и телом! Познайте убо вечное страдание от временного и берегитесь, да не впадете в тое и вы; ныне сходите умом во ад, да не потом душой снидете (Творения святого Тихона Задонского). Помышляй о суде и муках – и в твое сердце вселится страх и внимание к своей судьбе. Вонми слову Спасителя: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою (Мф.16, 26).

Знаете ли, с каким торжеством и ликованием воины, победив неприятельские силы, возвращаются в свое отечество? Народ встречает их с радостью, похвалами и благодарностью, везде им оказывают честь, сам царь дает каждому из них награду по заслуге… Несравненно большее бывает торжество душ, здесь подвизавшихся против мира, плоти и диавола, когда они, победив этих врагов, восходят в отечество свое – на небо…

И будут избранники Божии вовеки торжествовать над врагами своими смертью и адом, ибо сбудется слово написанное: пожерта бысть смерть победою (1 Кор.15, 54). Между избранниками Божиими будет царствовать совершенный мир, согласие и любовь; Ангелы и люди будут тогда едина Церковь, едино стадо. Едиными устами и единым сердцем будут они хвалить и воспевать Пресвятую и Животворящую Троицу, Бога и Создателя своего. О любезное и вожделенное дружество, в котором человеки соединятся с Ангелами и Бог будет всяческая во всех! В Боге, в этой самосветящейся бездне сладостной любви Его, почивают святые. О, какой радостью возрадуются они тогда пред Царем славы! Того, ради Которого на земле поношение, безчестье, гонение, страдание терпели, Того Самого увидят уже не верой, но лицом к лицу; прославятся, вознесутся, возвеличатся, увенчаются с Ним, как уды с главой, как меньшие братья с первородным своим. Как сильно желание человека, уязвленного любовью к Богу, увидеть Его! Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же Своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше и радости нашей никтоже возмет от нас».    

Страсти

духовник«Вы спрашиваете, как бороться против страстных помыслов? По свидетельству опытных подвижников, много облегчает сию брань усердная молитва к Пресвятой Деве Богородице, а также к тем святым, которые сами выдержали сильную брань с вожделениями или претерпели мученичество за целомудрие. Молитва к ним, как некая небесная роса, угашает раскаленные стрелы лукавого.

Необходимы для сохранения душевной и телесной чистоты также частая исповедь и причащение Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Вообще при борьбе с какой бы то ни было страстью всемерно нужно стараться отвлечь внимание от обуревающих помыслов в сторону любви к Богу. К объятой любовью к Богу душе не может приблизиться ни один нечистый помысел, все равно как на горячий сосуд не сядет ни одна муха, будь в нем даже самое лакомое кушанье. Уязвленные любовью к Богу, — говорит преподобный Петр Дамаскин, — даже не едят в продолжение многих дней, забывая свои тела; или если и едят, то вовсе не замечают, когда, что и сколько; при таком состоянии души, какие страсти могут приступить к ней? Предавшись в волю Божию, таковые люди всеми силами души стремятся к единому Богу любви, как растение к солнечному свету и теплу. Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи, смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все расположения, желания, мысли. Даже этого не должно иметь: пристрастия даже к вещам первой необходимости, например, к одежде, сосудам и тому подобное. Ибо пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и один ноготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту. «Оттого-то и бывает, — говорит авва Моисей, — что некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от прежнего пристрастия к вещам. Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи, например, за ножичек, грифель, перо и прочее, и с такой бережливостью хранят свои книги, что никому не дают читать, даже прикасаться к ним не дозволяют. Таковые никогда не могут достигнуть совершенной, описанной апостолом (см.: 1 Кор.13, 2-7) любви.

Прекрасный для достижения безстрастия совет дал авва Дорофей своему келарю: «Если не хочешь впасть в ярость и злопамятство, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не безпокойся много о каких-нибудь сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя, давай; если по небрежности или же как-нибудь случайно разобьется или затеряется какой-нибудь из них – не печалься. Но это должно делать не по небрежению о монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Этого же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим имуществом, которое вверено тебе для употребления».  

Итак, будем ходить как приставники к дому Владыки, пред очами Его, — тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий. «Начало премудрости – страх Господень и совет святых Его – разум».

Тщеславие

Румынские монахиНе тщеславься! – Тщеславный – безплатный работник, труд несет, а награды не получает. – Как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в нем положено, так тщеславие губит мзду добродетелей. – Воздержание тщеславного – дым, выходящий из печи: то и другое рассеивается в воздух. – Ветер заметает след человека, так и тщеславие заглаждает всякие добрые дела и ни во что обращает милостыню и молитву. – Когда надмевает тебя помысел и в сердце слышатся какие-либо славолюбивые доводы, — тогда отвечай им словами псалма: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющи ми: благоже, благоже (Пс.69, 4).

Сердце смиренномудренное есть сокровищница, отовсюду огражденная Благодатью Божиею, возграждение, идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не подкопыают, ни крадут (Мф.6, 20). Обилие здоровых плодов нагибает до земли древесные ветви, так страх Божий – добродетельную душу. – Возделывай ум поучением в законе Божием, потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы. – Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой. – Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая.

Краткое жизнеописание старца

Гавриил СедмиезерскийПреподобный Гавриил начал свой монашеский путь в Оптиной пустыни. Оптинские старцы, преподобные Амвросий, Иларион, Исаакий, отец Мелхиседек и другие, среди коих Гавриил нес свои послушания, сформировали и воспитали в будущем подвижнике дух старчества и иноческого смирения, дух кротости и по-детски трепетной любви к Богу. В Седмиезерной пустыни, где будущий старец прожил двадцать пять лет, и явился во всей своей полноте дар его старчества. Среди высоких покровительниц, почитательниц, а позже и духовных чад старца была и великая княгиня Елизавета, почти ежегодно вместе с инокиней Варварой посещавшая пустынь.  

Преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал схиархимандрит Гавриил многие благодатные дары: прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Множество людей разных званий и сословий находили у старца разрешение от тягостных сомнений, утешение в скорбях, действенную молитвенную помощь.

В Седмиезерной пустыни исполнил старец еще одно церковное послушание – наставничество и духовное окормление иночествующих студентов и преподавателей Казанской Духовной Академии, многие из которых в годы гонений на Русскую Православную Церковь засвидетельствовали истину Христову мученической кончиной.

По книге: «Беседы великих русских старцев о Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни». Издательство ЗАО «Тираж-51», 2004г.

28