Метки

, , , ,

 Старец архимандрит Таврион Батозский (1898-1978) о Таинстве Причастия

На проповеди Начало 60-х годов«Посмотрите, в каком состоянии мир находится? Кто же хранит его, что люди не взорвали ещё друг друга? Чаша Христова! …В мир надо вливать божественные силы благочестия и сохранять мир. Если бы Чаши не было, то человечество загнило бы в своих страшных, гнусных мерзостях, разврате и т. п. Так вот, верующие! Через вас в организм человечества вливается оживотворяющая, очищающая сила Божия, через ваше усердие к Чаше сохраняется его бытие»

Из проповеди старца Тавриона Батозского

Чашей Христовой держится мир — Причастие это лекарство Как часто надо причащаться? — Из проповедей архимандрита Тавриона

Чашей Христовой держится мир
2Мы ранненьким утречком в храме Божьем просим мира, благополучия, благоденствия всей вселенной. Благополучие мира обусловлено нашим великим усердием пред Чашей Христовой. Господь сказал: «Я дам ее за жизнь мира» (Ин.6, 51). Все проявления, которые в мире есть, они обосновываются, освящаются, утверждаются, одухотворяются Чашей Христовой. (без даты)

Нашим литургийным служением, нашим усердием о Причащении сохраняется бытие всего мира. Вы знаете, что будут страшные, жуткие времена, о которых Евангелие говорит: «Будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет… но ради избранных сократятся те дни» (Мф.24, 21-22). Каких это избранных? ПРИЧАСТНИКОВ! Поэтому хотите избавить мир от скорбей грядущих, хотите теперь от своих скорбей, страстей избавиться — причащайтесь. (10.07.73)

Чаша Нового Завета
Мы слышим слова: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета» (Мф.26,27-28). Что такое Новый Завет? Это новый договор заключает с нами Господь: «Вы жуткие, страшные, греховные, Я с вас ваши грехи смываю Кровию Своею». Чистенькие, обмытые не какой-нибудь водой, а Кровью Единородного Сына Божия. А потом говорит: «В том, что Я верен вам в этой вашей святости, Я подписываюсь Кровию Своею и причащаю вас. И в этой Крови даю вам полноту, очищение ваших грехов и безсмертие». Вот что значит Причащение, и почему мы должны к нему стремиться.
(3.07.73)

14

 Хлеб насущный – Христос
В молитве Господней, составляющей суть всех наших христианских молитв, мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф.6,11). А хлеб насущный — это тот Хлеб, Который сошел с Небес, — Христос Спаситель, Его Божественные Тело и Кровь. Мы этого Хлеба и просим, и содержание Литургии в том, чтобы получить этот Божественный Хлеб.
(13.07.73)

Причащение — сопребывание со Христом
После Причащения не следует заниматься ничем другим, а тем,
о  чем Спаситель сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6, 6). Надо уединиться, войти в самого себя, если есть кельица, то в кельице, если нет, то смотри, какой у нас прекрасный лес, пойди в любой уголок, любой дорожкой и побеседуй с Господом. Это самые драгоценные моменты, потому что Господь пришел к нам. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6, 56).
(18.07.73)

Каждый из нас в своей жизни говорит: «Господи, где же Ты? Ведь я погибаю!». Разве можно погибать с Господом?! Разве Господь тебя оставил?! Разве в Таинстве исповеди Господь не дает тебе прощение грехов?! Разве Он в Причащении Сам не приходит к тебе?! Смотри, сердце твое делается обителью Божественной Троицы!
(6.09.74)

Чаша Христова — наше оправдание
Чем вы оправдаетесь? Чем грехи свои смоете жуткие и страшные? Только Чашей Христовой! Иоанн Богослов в «Откровении» пишет так: он видит великое множество людей, облаченных в белые одежды и с пальмовыми ветвями в руках, покланяющихся Богу. И Богослов спрашивает спутника своего: «А кто же они такие?». — «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. И потому будут царствовать» (Откр.7, 9-17). Вот видите — они пришли от великой скорби. А какой грешник не в великих скорбях и страданиях пребывает? Они измыли одежды свои в Крови Агнчей, т.е. в Причащении. Так и мы!
(04.76)

О всех и за вся
Есть много скорбных сторон жизни человека, в которых мы можем принимать участие, помогать, облегчать, но много таких случаев, когда мы совершенно не в состоянии что-то сделать. И бедненькие страдают, и о них как бы никто не помнит. Нет! О них Церковь Божия помнит, о них приносится Агнец Божий, закланный за спасение всего мира.

Мир ведь живет Божественной Чашей. Она приносится за всех, кто бы он ни был и в каком бы положении не находился. Поэтому, когда мы слышим «О всех и за вся», то здесь никто не забыт: верующий и неверующий, благочестивый и злочестивый. Чтобы никто не сказал, что забыл меня Господь в Своей заботе.
Литургия есть выражение сердца Божия. А Господь чем преисполнен? Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим.2, 4).
(18.11.76)

001

Усопшие именуются жаждущей Церковью. Они жаждут того, чтобы за них молились. Поэтому на Литургии Чаша Христова приносится одинаково, как за живых, так и за умерших. Вы вот причащаетесь Тела и Крови Христа Спасителя, а усопшие — те частицы, которые вынуты с памятью их, погружаются в эту же Кровь Христову с мольбой и словами священника: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею».
(1.05.73)

Литургия — Царство Божие на земле
Литургия начинается словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Смотри, вступил ты в Царство Божественной Троицы! Теперь появляется Евангелие, идет Сам Христос… Дальше слышим евангельские слова. И Господь как Сердцеведец знает,что нам потребно. Это не просто пришел черед прочитать их, нет! Дух Святой знает, что нужно для нас. Наступает момент Херувимской песни. Вот херувимы, торопитесь, вливайтесь в хор херувимов, будем встречать Господа. Дальше слышим слова: «Горе имеим сердца». И после того уже совершается великое Таинство. Над хлебом произносятся слова Спасителя, и хлеб прелагается в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову, которая пролита за жизнь всего мира. А потом приходит время, и священник говорит: «Святая святым»… Мы восходим на Небо, а Небо опускается к нам, особое обилие благодати Божией дается нам. (1)
(19.06.73)                       

Архимандрит Таврион Батозский 1898-1978

Причастие это лекарство
Мы несколько раз ездили в пустыньку к архимандриту Тавриону Батозскому. Это было совершенно особое явление в той советской действительности. В Риге, точнее, под Ригой, около городка Елдово, в лесу был женский монастырек – пустынька от Рижского женского монастыря, в котором жил удивительный духовник – отец Таврион Батозский… Он был человек совершенно святой, прозорливый, от которого можно было получить очень много. Мы с ним очень о многом говорили.

Каждый, кто туда приезжал, должен был идти на те или иные работы – «послушания», тогда там можно было жить. У отца Тавриона был такой порядок: он служил литургию каждый день, и каждый день можно было причащаться. Все, кто туда приезжал, причащались Святых и Страшных Христовых Тайн каждый день. Он это называл «лечебницей»: «Вы приехали в лечебницу, так вот лечитесь. Хотите, чтобы жизнь выровнялась, устроилась – прибегайте к этому духовному лечению». (2)

Профессор Андрей Борисович Ефимов

Причастие картинаЦентром жизни для архимандрита Тавриона была Евхаристия и Чаша Христова: «А ради чего вы сюда пришли? Ради Чаши Христовой. Чаша Христова раскрывает перед вами всю полноту своей спасающей силы. Она принимает всех, совершая великое таинство посвящения, примирения, совершая великое таинство обожествления вас» (из проповеди в праздник Благовещения). Причащение воспринималось и проповедовалось им не просто как помощь в стяжании личного благочестия, а как служение спасения и обновления жизни мира: «Посмотрите, в каком состоянии мир находится? Кто же хранит его, что люди не взорвали ещё друг друга? Чаша Христова! …В мир надо вливать божественные силы благочестия и сохранять мир. Если бы Чаши не было, то человечество загнило бы в своих страшных, гнусных мерзостях, разврате и т. п. Так вот, верующие! Через вас в организм человечества вливается оживотворяющая, очищающая сила Божия, через ваше усердие к Чаше сохраняется его бытие» (из проповеди в апреле 1976 г.) (3)

Как часто надо причащаться?

Старец Таврион 2«В чем моя ответственность? За вас, за духовную жизнь вашу я ответчик. Я должен знать, как вы живете, должен знать те средства, как вам помочь, и времечко и меру знать. Вот о чем день и ночь думаешь и скорбишь! Дело поручено большое. Но я уж положился на Господа. Господи, я немощный, но не по своей воле я сюда пришел. Ты меня сюда поставил. Так вот, держи меня, Господи, пока Твоя святая воля! А я, чем только располагаю, пусть это будет по-детски, но стремлюсь выполнить то, что я есть. Поэтому каждый день исповедь, каждый день Чаша Христова, и какая величайшая радость(Из проповеди на Светлой седмице, апрель 1976 г.)

…В пустыньке всем паломникам безплатно предлагалась трапеза три раза в день. У старца был такой обычай: все паломники во время своего пребывания в монастыре ежедневно причащались, поэтому пища была постной: суп, каша и чай. Однако, эта скромная еда показалась мне очень вкусной, и не удивительно, ведь батюшка часто заходил на кухню, благословлял пищу и трудящихся, интересовался, есть ли все необходимое… (Из воспоминаний монахини Тавифы).

…Ежедневно причащались почти все паломники и некоторые монашествующие. Одна моя знакомая, очень благочестивая пожилая дама, высказала старцу свое сомнение — не грешно ли так часто причащаться. Он ответил: «Ничего, теперь уже недолго осталось»…

Истинным Хлебом насущным почитал старец Святые Тайны Церкви. Он объяснял слова молитвы Господней «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» в том смысле, что нужно причащаться ежедневно. Совершал Божественную литургию отец Таврион дерзновенно, в духовном горении. У него не было будничных служб, каждая литургия была Пасхой Господней, величайшим торжеством веры. В храме зажигались светильники, отверзались Царские врата — старец, как архимандрит, награжденный тремя крестами, мог служить при отверстых Царских Вратах и пользовался этим правом, чтобы молящиеся могли видеть, как совершается Литургия. (4)

Из проповедей архимандрита Тавриона

Церковь Божия напоминает: «Люди, читайте Слово Божие». Оно очищает твой ум и усовершенствует его, дает тебе ясный взгляд на все предметы, на самого себя и на всю окружающую жизнь. Случись с тобою самые жуткие, страшные несчастья, ты будешь знать, как выйти из них победителем. Причащение есть лекарство безсмертия.
Пусть рак нас съедает, но мы мученики, это не рак, это язвы, принятые за Христа.
Грех по природе своей, какой бы он ни был и кто бы его ни совершил, есть уже ужасная кара. Потому каждый грешник нуждается в милосердии Божием!
«Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуй мя» (Пс.118). Давид видит пропасть и не может обойти. Таково состояние грешника! И он просит: «Я свернуть не могу, Господи, поверни дорогу!» Сколько здесь разума, сколько Правды Божией.
«Всё, что ни попросите в молитве с верою, — получите» (Мф.21) . Для того, чтобы получить в молитве просимое, надо крепко веровать.
Отец Небесный — Сердцевед и все тайны твои знает и всё, что тебя ждет. Поэтому, раз ты Его просишь, то молитва никогда не погибнет. Бог должником никогда не останется.
Бывает время, болеет человек, и в голове жуткие кошмары и т.п., а потом наваливается на человека отчаяние. Но чего тебе теряться, у тебя же есть одно Божественное Имя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Когда ты, человек, стремишься к нравственной жизни, то будешь творцом. И на всё обратишь внимание: не только на соблазны, но и помыслы замечать будешь и всякое малое движение души. И ко всему относиться будешь очень внимательно.
032Надо с детства прививать самое высокое, красивое, святое. А у нас что бывает? ЧТО с детства ребенок слышит хорошего? Требований к нему много, а слышит он одни дрязги. Воспитывать надо любовью и осознанием долга.
Какая бы ни была у тебя материнская или отеческая любовь, она должна быть покорена любви Божией. Твоя любовь не должна быть эгоизмом, и твоя власть не должна насиловать и разрушать счастье детей.
В семьях потеряна самая важная связующая нить — любовь, как между матерью и отцом, так и между родителями и детьми. А кто виноват? Раз вы отец и мать, значит, составляете церковь домашнюю. Муж и жена должны любить и отдавать жизнь друг за друга, а не говорить, что не сошлись характерами. Мучениками нужно быть в отношении друг друга.
Господь не ждет, чтобы покарать. Он ждет, как бы нас вразумить и еще чтобы волю нашу не ограничить. (5)   

 Распятие ХрамЕсли у нас нет осознания сердцем, что Господь ради нас сошел на землю и ради нас умер на кресте, то все — пустота, никакой веры у нас нет, никакого благочестия нет. А ведь мы спасены благодатью Божией. Подумайте сами: так любвеобильно, так заботливо, так доступно Господь устраивает все для нашего спасения: сошел с небес — и дает нам Божественную Чашу Свою, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так вот, причастники, разве Кровь Христова не способна смыть с вас грехи? Вы ведь причащаетесь! Суть причащения в том, что Господь Кровью Своей смывает с вас грехи. Каждый из нас должен глубоко, крепко, внутренне осознать это. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей», — напоминает нам св. апостол Павел.               

Подготовила Л. Очай,  28.03.2015       

Источники:

1. http://www.russkije.lv/ru/pub/read/new_item_493/

2. http://porechje.zachalo.ru/meet.htm    

3. http://gazetakifa.ru/content/view/4873/80/

4. http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/starets_tavrion.htm

5. http://www.liveinternet.ru/tags

       30