Метки

, , , , , , ,

Книга Старец Паисий«Бог не слушает нас, когда молимся, сколько бы бдений и молитв мы не совершали. И это случается из-за того, что мы не правы. Сидим, осуждаем братьев, потом совершаем всенощные бдения. Э, напрасно расходуем батареи, ибо Бог не будет нас слушать, пока не исправимся. Каждый смотри на себя, а другого не касайся. Иначе Бог не может на нас смотреть

…Когда кто-либо постоянно занят своими мыслями и им доверяет, то в них привносит своё диавол, чтобы сделать человека лукавым, хотя бы и был он по природе своей добрым».

Старец Паисий Святогорец

49Ад и рай – Беснование, порча, помощь – Благодать – Божественная  правда и человеческаяВера — неверие. Вера и чудеса. Вера и дела – Воспитание детей – Зло – Исповедь – Осуждение – ПомыслыПромысел Божий о человеке – Славословие Бога – Смерть – Смирение. Бог помогает только смиренным – Страсти. О борьбе с курением – Терпение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994):
Ад и рай
«Поскольку ты совсем не интересуешься духовным, поэтому и не знаешь о духовной жизни. Между тем, сколько свидетельствуют об аде и рае, что они существуют. Их переживает душа, они – душевные состояния, это не место с котлом и огнём. Скажу тебе пример, чтоб ты понял: Сейчас, скажем, ты спишь и видишь сон. Видишь, что куда-то идёшь и воруешь. Сразу после этого в душу твою входит страх: не увидит ли кто? И неожиданно о тебе пронюхивают и пытаются схватить. Тогда ты уносишь ноги, боишься, как бы тебя не поймали и не убили, у тебя удушье, тревога, как бы тебе, наконец, убежать. Вдруг видишь, что тебя окружают. Душа твоя полна отчаяния, позора, трепета перед тем, что тебе сделают; тебя покрывает холодный пот, и ты вертишься на кровати, словно юла. В этом состоянии просыпаешься и удостоверяешься, что это был сон, кошмар. Начинаешь тогда мало-помалу успокаиваться и приходить в себя. Все эти состояния пережила душа твоя и совесть, и было несколько состояний малого ада, т.е. некоторого плохого душевного состояния и опыта. Овладели твоей душой страх, трепет, тревога, удушье, отчаяние и разочарование.

Итак, ад – не котлы, в которых варятся души, но состояние, в которое придёт душа после отделения от тела. Тогда, когда удостоверится и увидит всю истину, будет ужасно страдать, что здесь не веровала во Христа и в то, что Он говорил о другой жизни. Соответственно тому, что сделала душа, она почувствует угрызения совести в гораздо большей степени и будет переживать все эти плохие состояния страха, удушья, трепета, позора и т.д. – это всё соответствует аду.

Аналогично бывает и с раем. Скажем, сейчас сын, которого ты очень любишь, находится давно в плавании. И во сне вдруг видишь, что он пришёл. Тогда с неописанной радостью и любовью бежишь, обнимаешь его и целуешь. И в то время, как сердце твоё готово выскочить от большой радости, просыпаешься и видишь, что был сон, и так, разочаровавшись, приходишь в прежнее состояние.   Все эти состояния, которые пережила душа, были некоторыми моментами, подобными пребыванию в раю. Т.е. исполнилась душа твоя радостью и любовью.

Хочу показать тебе этим примером, что и ад, и рай существуют. Начинаются в малой степени в этой жизни и в полноте осуществляются в другой. Подобные состояния существуют в душе аналогично её содержанию. Если душа имеет угрызения совести, страх, трепет, отчаяние, ненависть, зависть, ревность, клевету и т.д., тогда эта душа вступила на место ада. Если же в душе царит любовь, радость, доброта, надежда, вера, воздержание, смирение и т.д., тогда душа вступила на место рая». Стр. 153-154     

Беснование, порча, помощь
10«Маги (чародеи) не имеют никакой власти, и их маленькие, демонские энергии не «ловят» христиан. «Ловят» только, когда: а) нет чистой исповеди и б) когда обидят кого — в этих случаях они уже дают власть диаволу». Стр. 187

«Сегодня потому полны психолечебницы и тюрьмы, что не хватает хороших духовников». Стр. 199       

«Когда кто-либо обладаем диаволом или ему сделали порчу, не следует брать его и водить из церкви в церковь. Пусть найдут просвещённого духовника, который по благодати Божией откроет причину, по которой человек этот стал во власти лукавого, и когда скажет, чего хочет Бог, пусть делают для его пользы». Стр. 200       

Благодать
27Старец Паисий Святогорец советовал…, что соблюдать, чтобы обрести благодать…:
а)  заботься ежедневно об очищении своей души;
б)  нужно приобретать Божественную правду, а не логическую, исходящую от разума, потому что тогда только приходит благодать Христова;
в)  во всём, что будешь делать, обдумывай, хочет ли того Христос наш: так аналогично и ты – делай, или не делай;
г)  нужно иметь совершенное послушание, чтобы потом ты мог говорить другим о  послушании;
д)  если говоришь кому «нет», да будет «нет», и «да», да будет «да»;
е)  имей при себе и сохраняй сие благородное: всегда внимай, как успокоить брата своего, а не себя самого;
ж) ежедневно читай Новый Завет для очищения души своей;
з)  не смотри, что делают другие и не испытуй, как и почему то делают.

Целью твоею да будет очищение души и совершенное покорение ума Божественной благодати. Ради этой цели всегда делай: молись, учись, говори молитву Христову смиренно, сознавая, что имеешь абсолютную нужду в милости Божией и, немногими словами, смотри на духовное своё.

Если сотворишь сие, тогда приходит благодать Христова в своё время, в которое она знает, что подобает ей придти. Только, дабы она пришла, нужно каким-либо способом «подвигнуть» Христа – любовью, смирением, ибо только так Он даст благодать Свою. с.47

«Через святое крещение вошла в нашу душу благодать Христова, и этот дар – для всех один. Но мы иногда думаем, что одному Святой Бог дал больше благодати: это – ошибка. Христос любит всех Своих детей одинаково, однако не все дети Его имеют одинаковое благочестие. Когда человек благочестив и верит, что благодать Христова, от святого крещения, в душе нашей (и потому смиряет волю свою и очищает себя, чтобы действовала благодать) – тогда, поскольку благодать действует в этой душе, мы думаем, что Бог дал ей больше благодати. Истина, однако, в том, что эта душа много возлюбила Христа и позволила своим смирением Тому действовать в ней и для неё». Стр. 83   

71

Божественная  правда и человеческая
У меня всегда было недоумение, как человек может стать святым, и что было тем отличительным, которое имели Святые, и за которое Бог одарил их.

Пришёл я однажды к Старцу и спросил:
— Гèронта, что такое имеют наши Святые особо от других людей и отличающее их, и ради чего получают от Бога благодать?
Тогда Старец ответил:
— Святые имели Божественную правду, а не человеческую.
Я спросил повторно:
— Что такое, Геронта, Божественная правда?
И тот ответил мне на примерах следующее:
— Вот, скажем, сидят двое за одним столом и едят, и перед ними одна тарелка с десятью абрикосами. Если один съест, по чревоугодию, семь и оставит другому три, тогда он имеет неправду и онеоправдывает другого: это есть несправедливость.
Если теперь он скажет: «Э, нас двое, а абрикосов десять, нам приходится по пять» – и съест пять и оставит другому другие пять, тогда этот человек проявляет человеческую справедливость и имеет человеческую правду.
Ради этой человеческой справедливости много раз бегаем мы по судам, чтобы её найти.
Если же увидит, что другому брату нравятся абрикосы, и притворится, что они ему не нравятся, — и съест только один, ради помысла,  — и говорит другому: «Брат, ешь ты остальные абрикосы, потому что мне они не очень нравятся, и поэтому лучше я не буду есть другие» – тогда он имеет Божественную правду, по которой, по-человечески предпочитает быть онеоправданным. Божественной благодатью, однако, вознаграждается с лихвой жертва его. Он принимает Божественную благодать «мешками».
Скажу тебе ещё пример, чтоб ты хорошо понял.
Если придёт некий и скажет: «Геронта, эта келлия – моя, потому вставай и уходи отсюда и иди туда, под кипарисы, так как эта келлия – моя»; тогда, если буду иметь Божественную правду, соглашусь с радостью и даже стану благодарить за приношение, которое он мне сделал, и за то, что он предоставил мне прежде бывшие моими кипарисы. Если же имею человеческую справедливость и её хочу проявить в жизни – тогда не соглашусь и начну ругаться и спорить с ним, пока не остановимся на суде, если соперник не убедится.
Но истинный христианин не должен ни осуждать, ни подавать в суд, хотя бы кто разделил и одежду его.
Только одно различие существует между христианами и не верующими во Христа. Христиане имеют как закон Божественную правду, в то время как неверующие имеют человеческую справедливость.
Крестный путь СпасителяПравда людей есть ничто перед правдой Божией. Господь наш первый осуществил эту Божественную правду. Когда Его обвиняли, не оправдывал Себя, и когда плевали на Него, не протестовал, и когда страдал, не угрожал, но переносил терпеливо и молча, отнюдь не возражая. Попустил, притом, разделить одежду Свою, да опозорится Бог перед творением Своим, вися нагим. Но самое важное было то, что Он не только не искал помощи от человеческих законов, но, напротив, оправдывал гонителей Своих пред Отцом Своим и молился за них, чтобы простил: «Отче, оставь им, не ведят бо, что творят» (Лк.23, 34)
Мы, однако, не смотрим на пример Бога нашего и не перестаём осуждать других. Результат – правда наша многажды бывает началом великой неправды. И то, что говорят некоторые, что, мол, неправильно позволять случайным людям похищать наши вещи, ради своего собственного сохранения, или ради облегчения (участи) бедных – и даже когда это претерпеваем от христиан, — чтобы не стать нам для тех, кто нас онеоправдывает, причиной неправды незлобием нашим, — есть ничто иное, как то, что мы под неразумным предлогом считаем наши вещи выше нас самих. Потому что, если оставим молитву и заботу нашего сердца и начнём бегать по судам, ясно, что мы считаем вещи, на которые претендуем, выше, чем наше спасение, — чтобы не сказать: выше, чем сама спасительная заповедь Христова.
Потому что как последуем мы вначале евангельскому повелению, которое нам заповедует: «И от взявшего твоё не требуй назад» (Лк.6, 30), если не переносим, по апостолу Павлу, с радостью похищение вещей, ибо, если, притом, пострадавший осудит многостяжателя и возьмёт у него назад, сколько хотел, разве освободит его от греховности? Итак, поэтому доброе слово есть: да переносим насилие тех, кто хочет нас онеоправдовать, и да молимся за них, чтобы они избавились от преступления многостяжания покаянием, а не возвращением назад того, что у нас похитили (через суд).
Это есть единственное, чего хочет правда Божия. Когда человек осуществляет иногда Божественную правду, а иногда человеческую, уподобляется тому человеку, который иногда поклоняется Богу, а иногда – идолам.

Божественная правда противоположна человеческой справедливости. Человеческая правда подобна метру, т.к. даёт каждому справедливо и не отклоняется в ту или другую сторону и не проявляет пристрастия, когда предстоит отдать справедливо. Божественная правда, однако, преклоняется всем с благорасположением: и достойного наказания не истязует, и достойного похвалы исполняет всяким благом.

Итак, Божественная правда и милость преклоняется в сторону благорасположения и любочестия Владыки; человеческая же справедливость и правосудие клонится в сторону зла. Человеческая правда вошла, чтобы поставить тормоз для злых людей.

Как сено и огонь нельзя найти в одном месте, так не могут находиться в одной душе вместе Божественная правда и правосудие. Кто доверяется во всём Божественной правде, не смущается, когда бывает неоправдан, и не ищет оправдания в деле, за которое был осуждён, но принимает, как истинные, ложные обвинения, и не заботится об убеждении людей, что был оклеветан, но просит прощения.

Некоторые Святые, поскольку доверились и надеялись на Божественную правду, сами себя называют распутными, не являясь такими.

Другие же терпели обвинения в прелюбодеянии, хотя ненавидели и презирали это зло, и воспринимали последствия этого греха. И всё это переносили, твёрдо веруя в Божественную правду: т.е. что, если и обвинялись в неправде, она (Божественная правда) не ошибается и не забывает, но, в своё время, Божественно оправдает.

Правда подобна поплавку, который, сколько ни старайся опустить его на глубину морскую, по природе стремится подняться на поверхность. Поэтому и нам нужно с радостью переносить все неправды, если будут по благодати Христа нашего, который сказал, чтобы мы, прежде всего, искали правды Божией «и всё остальное приложится вам». Невозможно не оправдать тех, кто имеет и осуществляет Божественную правду.

Расскажу тебе и случай, чтобы ты увидел, как оправдывает Бог  тех, кто любит и взирает с надеждой на Его правду и ради неё предпочитает быть не оправданными перед людьми.
72Однажды пришёл сюда один паломник и говорит:
— Геронта, читаю часто в Псалтири и вижу, как пророк Давид во всех псалмах ссылается на две категории людей: на праведных – которым постоянно обещает, что получат от Бога всякое благо и что Бог презирает на них: «Праведник, яко финикс процветёт и яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс.1, 13), «Праведен Господь и правду возлюбил еси…» (1, 7), «Яко весть Господь путь праведных…» (1, 6), «Возвеселится праведник о Господе…» (32, 1), «Возваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их…» (33, 18), «Многи скорби праведных…», «В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоиться, готово сердце его уповати на Господа (III; 6, 7), «Господь любит праведники… и путь грешных погубит» (145; 8, 9) – и другую категорию людей, неправедных, о которых говорит и предсказывает, что найдёт на них всякое зло: «…весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет» (1, 6), «Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу» (10, 5), «Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возрадуются, возвеселяться пред Богом…» (67, 3-4)  и т.д.

— Итак, это, Геронта, — продолжал паломник, — пережил и я в случае, произошедшем в моей жизни, о которой вам расскажу:
У нас была бедная семья, и у отца было 5-6 земельных участков, которые он обрабатывал и которыми мы жили. Но однажды неожиданно умер отец наш и мы остались сиротами с матерью (кажется, Старец говорил, что было пятеро детей). И вот, в то время, надумали братья сесть и договориться о наследстве, то есть какой именно участок возьмёт каждый из нас, т.к. отец не успел их нам подписать. Итак, сели мы, и начали братья ссориться о том, кто возьмёт самый большой участок, а кто самый плодородный участок. Я от природы человек стеснительный, и сидел в стороне, к тому же был и самый младший, — и ждал, что дадут мне. Когда же разделили они хорошие поля, мне подписали поле в незаселённом и совершенно пустом месте. На том поле не было плодородной земли, а был песок, и росла только солома. Я поблагодарил их, не выражая сожаления за оказанную мне несправедливость.
Спустя несколько лет я женился и – поскольку не мог жить здесь, в Греции, из-за экономических трудностей – взял жену и мы уехали в Германию. Там устроил я, с помощью Божией, собственное дело, и на те деньги, которые я получал от этого дела, жила моя семья без чьей-либо поддержки.
После того, как пробыли мы в Германии довольно долго (около 20 лет) и увеличилось немного дело наше, мы с болью вспоминали наше отечество и решили возвратиться назад и продолжить там наше дело.
О том участке, что мне дали братья в наследство, как безполезном, мы совершенно забыли и вычеркнули из памяти, но не забыл Бог.
Что же произошло? За годы нашего отсутствия в Германии, в Греции в том районе было построено много больших гостиниц и туристических фирм, и земля в районе была в очень большой цене. Песчаный тот участок находился посреди построек, и за него давали, для того времени, большую цену.
Итак, подал я его на аукционную продажу, как это бывает в таких случаях и, поскольку все его хотели, поднялась и цена его до нескольких миллионов. Наконец я отдал тому, кто давал больше всех, и сейчас приехал сюда со следующей целью: т.к. от своего дела я получаю, сколько нужно для жизни семьи, часть тех денег, что я получил от поля, хочу предложить для целей милосердия. И для этого пришёл к вам спросить, куда их отдать.
Тогда я сказал: — Братья твои что делают?
— Возделывают те участки и живут на них, — отвечал паломник.
— Тогда, — сказал я, — дай прежде им в помощь, чтобы не имели жалобы, а остальное отдай, куда сам знаешь.
Так, — продолжал Старец, — везде торжествует правда Божия. Может, немного задержится, однако не бывает, чтобы не восторжествовала. По этой причине Господь наш побуждает нас и говорит, чтобы наша правда преизбыточествовала над правдой фарисейской, ибо те стремились к правде человеческой. Оттого наказывали, судили, сажали в темницы, спорили, защищали праведность свою, не могли согласиться с расхищением имущества или со всякой неправдой, которая была для них в тягость. В то время как Господь уверял каждого из нас, глаголя: «Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведность книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним (в законе Ветхого Завета, который человеческой праведностью пытается обратить человека от неправды и приготовить его к принятию Божественной правды) …око за око и зуб за зуб (это есть человеческая правда). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно порище, иди с ним два… ибо, если будете любить любящих вас, какая вам будет награда? Не то же делают и мытари? …Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 20-48)».

Завершая эту тему о Божественной правде, Старец предложил мне благодатное рассуждение и сказал:
— Монах должен творить Божественную правду: и келлию свою отдать, если придётся, и всё, что в ней. Но если ты глава семьи, тогда меня не успокаивает то, что он творит эту Божественную правду, из-за того, что это стало бы причиной скорби других членов семьи. Только когда согласятся все члены семьи, тогда могут её творить все вместе. Ибо если ты монах, то можешь и дом свой отдать, и ходить сам в одном подряснике и, вообще, можешь согласиться и терпеть всякое лишение и неправду. Но когда зависят от тебя и другие, тогда ты не вправе один осуществлять Божественную правду, в то время, как остальные ропщут и страдают, и возмущаются!  Стр. 89-99 

— Бог, — говорил он, — не слушает нас, когда молимся, сколько бы бдений и молитв мы не совершали. И это случается из-за того, что мы не правы. Сидим, осуждаем братьев, потом совершаем всенощные бдения. Э, напрасно расходуем батареи, ибо Бог не будет нас слушать, пока не исправимся.
Каждый смотри на себя, а другого не касайся. Иначе Бог не может на нас смотреть. Однако, если имеем Божественную правду и совсем не думаем о самих себе, но любим Бога и наших братьев, тогда и Бог, страшная вещь, смотрит и заботится о нас.

Когда я был на фронте и мы воевали, однажды нас окружили враги, и я нашёл одну яму и влез в неё. Но яма была мала. Враги же нас били безжалостно, и мы находились в большой опасности. Мимо меня пробегает один солдат и говорит: «Арсений, влезу я, потому что очень опасно?». Но яма была мала, и мы не помещались. От страха быть раненным, он стал устраиваться и вытолкнул меня наружу из ямы. В то время прибегает, дрожа, ещё один солдат и просит пустить его в яму. Тогда я сказал: «Влезай». Но когда он влез, я остался совсем открытым. Одна пуля пролетела у меня над головой и сбрила у меня до корней волосы, так что на голове получилась пустая полоса без волос. Но кожа даже не поцарапалась.
Видишь, если не устраиваешь сам себя, тебя хранит Бог!».

Старец Паисий и дети

Вера – неверие. Вера и чудеса. Вера и дела 
— Когда я был малышом и к душе моей ещё не прилипла накипь, я сильно любил Христа и, держа крест в руке, бродил, полный радости, по лесу один, пел и молился, и хотел стать монахом.
Но мои (родители) говорили, что прежде у тебя должна вырасти борода, и потом пойдёшь. И насмехались надо мной, малышом, говоря: если, мол, спешишь, то нужно расчёской постоянно причёсывать щёки, чтобы скорее появилась и выросла борода. Я спроста верил, поглаживая свои щёки!
И когда я находился в этом состоянии, повстречался в лесу с одним односельчанином, агрономом. Я держал крест, и тот, когда увидел меня, сказал: «Что это?».  И я ответил: «Крест Христов».  Тот же, не имея добрых помыслов, сказал мне: «Ну, Арсений (мирское имя моё), ты глупый! Не верь этому. Нет Бога. Все религии – создание и изобретение попов. Мы – эволюция обезьяны. И Христос был простым человеком».
Сказал мне это, поднялся и ушёл. Тогда на невинную душу мою этот испорченный помысел молодого человека вредно повлиял и она покрылась чёрными облаками.
Там, в лесу, один одинёшенек, я начал биться помыслами. Может быть, говорил мне один, не существует Бога и я напрасно верую, или может быть так, или может быть иначе… Встревоженный, отчаявшийся и расстроенный, просил я в том состоянии, чтобы показал мне что-нибудь Христос для веры, однако – ничего.
Так, изнурённый этим состоянием, лёг я отдохнуть. В тот же момент вошёл в мою, невинную тогда душу, хороший, полный любочестия помысел и сказал мне: «Перестань! Христос, пришедший на землю, разве не был самым лучшим и самым благим, из тех, кто когда-либо приходил? Никогда никто не нашёл и не увидел в Нём ничего плохого. Э, итак, есть ли Бог или нет, меня не касается. Я, на основании того, что Он – самый лучший из тех, кто приходил на землю, и так как не знаю никого другого лучшего, чем Он, постараюсь, сколько могу, быть на Него похожим, и делать абсолютное послушание всему, что говорит Евангелие. Ещё, если понадобится, за такую Его доброту и жизнь можно отдать за Него!»
И тогда разрешились все неверные мои мысли и душа исполнилась безпредельной радостью, ибо сила любочестного помысла разрешила все сомнительные помыслы. И после того, как я поверил и решил возлюбить Христа, сколько мог, только и только по любочестию, тогда последовало и чудо с Неба, которое запечатлело всё, что любочестивый помысел подсказывал. И тогда я подумал: «Пусть придёт тот, что хочет сказать, что нет Бога!»
Я спросил Старца с любопытством, какое именно чудо он видел в тот момент в лесу. Старец был в затруднении и ответил, что не может сказать. Так показал, что и мне не следует охотиться за чудесами, но довольствоваться благочестием, ибо оно есть ключ, отверзающий двери благих. Позже, однако, Старец сказал, что видел Господа. Стр. 85-87

Вера и чудеса
«Кто для веры и любви Божией ищет чудес, то не имеет благородства».

Однажды посетили Старца несколько молодых, которые не жили при Церкви, однако слышали о Старце и по любопытству пришли на него посмотреть. Старец угостил их как обычно – водой и лукумом, и сел послушать, что они хотят. Юноши сказали: «Геронта, хотели, чтобы ты здесь перед нашими глазами сделал чудо, чтобы нам уверовать в Бога». И Старец ответил: «Подождите немного». Вошёл в келлию и принёс нож и сказал весело парням:
— Садитесь, ребята, в ряд, отрежу вам головы и приклею чудесным способом! Только отодвиньтесь один от другого, чтоб не перепутать потом!
Юноши сразу воспротивились и сказали:
— Нет, сделай нам какое-нибудь другое чудо!
Тогда Старец сел рядом с ними и сказал следующее:
— Если бы Бог хотел, чтобы люди уверовали через чудеса, то это было бы очень легко, ибо одним сверхъестественным действием, видимым всему миру, сделал бы их верующими. Но Бог не хочет, чтобы народ веровал через удивление от сверхъестественной Его силы, но хочет, чтобы веровал и любил Его за чрезвычайную Его доброту.
Сверхъестественное событие, чудо Бог никогда не делает для показания силы Своей и приобретения таким способом сторонников Своих. Тогда совершает чудо Бог, когда нужно восполнить человеческое безсилие. Скажу вам пример, чтобы вы поняли, что я разумею:
Если, например, мы находимся в пустыне и необходимо расколоть камень, тогда ищем другой камень, которым постараемся расколоть тот, который хотим. Но если нет, то просим Бога, и Он сделает чудо Своё. Следует при этом знать, что то, что мы можем сделать человеческой силой, надо делать нам естественным способом, смиренно. Но когда нельзя сделать «человечески», тогда прибегаем к Богу.
Послушай и другой пример: Если у нас болезнь и хотим исцелиться, нужно идти к врачу, и если тот безсилен и не может нас уврачевать, тогда нужно прибегнуть к Богу, чтоб Он сделал чудо Своё». Стр. 149-150   

Вера и дела 
23«Не старайся осмысливать места из Писаний логически. Там нет места логике. Ты читай – и что-нибудь поймёшь. Когда будет тебе на пользу, откроет тебе Бог. И я читаю иной раз и не разумею ничего. Понимаю лишь, что здесь говорится что-то хорошее. Однако кажется, что это хорошее не для меня – и так оставляю.
Имеет большое значение – делать то, что понимаем, ибо мы сегодня имеем склонность к учёбе. В домах у нас большие библиотеки, подержим в руках «Добротолюбие», а на практике – ничего. Один мусульманин здесь, во Фракии, за один день прочитал Евангелие, воодушевился и, поскольку был доброжелательным, уверовал, по словам Евангелия, что Христос – истинный Бог. Однако понял из всего Евангелия только три вещи – что нужно: а) любить Бога и молиться Ему постоянно о помощи; б) любить ближнего своего; и в) терпеть всё, что случится, для пользы своей души. Это только понял, но пошёл и крестился и старался сохранить сия три, что понял.
Ходжа и другие мусульмане, среди них и родители, когда поняли, что он стал христианином, объявили ему войну и не давали покоя. Но он осуществил практически те три вещи, которые понял. Молился часто Богу, любил ближнего своего и терпел. И в результате мусульмане удивлялись его доброте и начали веровать во Христа и креститься. Так он и себе помог, и товарищам своим…» Стр. 171

Воспитание детей
дети«Монах должен пренебрегать собой, келлией – и вообще жизнью своей – и отдавать другим. Но если кто хозяин семьи, то не должен так делать, потому что имеет супругу и детей, и обязан, по закону Божию, смотреть прежде за домом, а избыток может «экономить» для других.
Отец и мать будут иметь ответственность, если не станут заботиться о своих детях и если не предусматривают об их будущем.
Когда отец и мать работают и собирают немного денег и откладывают в «дальний угол», чтобы построить дом дочери или помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так поступать: потому что те родители, которые не заботятся и не предусматривают – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Божественный промысел, или для конкретных целей.
Обезпечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями и не находят никакой помощи от них, они будут иметь Божественную помощь. Но родители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.
Родители должны жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда ещё не разговаривают, начинают, как компьютер, записывать всё, что видят и слышат в доме. И если видят отца и мать своих дерущихся, ссорящихся, оскорбляющих друг друга, ведущих плохие разговоры, малые детишки, как чистые кассеты, записывают в себе, и когда придут в возраст, того не желая – наследовав от родителей все страстные состояния – начинают и они браниться и оскорблять теми же речами, которые слышали от родителей. И таким образом «наследуют» все страстные состояния, и когда позднее поймут ошибку свою, потребуется кровь для их исправления…» Стр. 176-177   

С больным ребенком«Родителям, имеющих детей недоразвитых или «монголовидных», не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже нужно радоваться, что без особого труда идут в рай. Что же другого они хотят ребёнку, когда им обезпечен рай? Если так, духовно, они смотрят на это дело, то и сами извлекают пользу и имеют духовную награду».

Зло
«Хочешь удалить кого-нибудь от Бога? Давай ему постоянно изобильно вещественное. Э, он и Бога забудет, и всё». Стр. 160   

Старец всегда говорил, что в мире нет ничего злого. Всё создал Бог и Сам Бог увидел, что было «зело добро» (Быт.1, 31)
Зло – есть ошибочное использование тех вещей, которые нам Бог даровал для нашего блага.
Не в этом зло, что кто-то имеет деньги, а что он – сребролюбец. Не зло – наркотики, когда используются для тех, у кого ужасные боли или рак в костях. Но получается зло, когда они используются для других целей. Нож, когда им режут хлеб, — очень полезный инструмент. Но когда его используют для убийства – инструмент смерти. В последнем случае не нож есть зло, но намерение убийцы.
Итак, мы должны использовать все вещи согласно прямому смыслу, и делать естественную пользу вещей, а не противоестественную.
По необходимости, однако, т.к. мы немощны, нужно, когда у нас будут склонности к какой-либо страсти – избегать и вещей. Но в этом случае, надо иметь в уме, что мы удаляемся от них не потому, что они злы, но потому, что внутри нас существует больное намерение, которое препятствует прямому назначению этих вещей. Стр. 164      

Исповедь
Покаяние 6«Сегодня только одно говорю народу и постоянно прошу делать:
а)   прочувствовать (осознать) своё положение, далёкое от Бога;
б)   покаяться в этом,   и
в)   смиренно исповедаться.
Ибо люди сегодня принимают более, чем когда-либо, демонские внушения и демонизируются. Тогда только освободятся, когда сделают то, о чём мы говорили выше»…

Осуждение
Однажды мы спросили Старца о следующей проблеме, с которой столкнулись:
—  Гèронта, Вы говорите, что нужно иметь хороший помысел. Но мы расскажем Вам о случае и хотим знать, что Вы нам посоветуете ответить. Приходят несколько человек и говорят: такой-то священник берёт много денег за таинства, такой-то курит много сигарет и ходит в кафетерии, другой, говорят, — аморальный и, вообще, обвиняют клириков и представляют доказательства. Этим людям что можем ответить?
Тогда Старец начал нам говорить:
—  Познал я из опыта, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: или в одной будет, или в другой. Итак, одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: летит всегда и садится на всё грязное. Например, если в саду много благоухающих цветов и в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха, пролетая по прекрасному саду, пролетит над цветами и ни на один из них не сядет. Только когда увидит нечистоту, тогда сразу спустится и сядет на неё, и начнёт копаться в ней, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.
Если бы ты её поймал, и она могла бы говорить, и спросил, не знает ли она, где есть розы, то та ответила бы, что не знает, что это такое. «Я, — скажет, — знаю, где есть помойки, туалеты, нечистоты животных, столовые, грязь». 

Два взгляда на мирОдна часть людей похожа на муху. Это – категория людей, которая научилась думать и искать злое, не зная и не желая никогда стоять в добре.
Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем например, что в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принесём туда пчелу, то она будет лететь и нигде не сядет до тех пор, пока не найдёт лукум, и только там остановится.
И если бы теперь ты поймал эту пчелу и спросил, где есть помойки, она скажет, что не знает. Скажет: «Там есть гортензии, там – розы, там – фиалки, там – мёд, там – сахар, там – лукум» — и, вообще, будет знатоком всего доброго и не будет иметь совершенно никакого понятия о всём злом. Добрые помыслы и думают и видят хорошее.
…И закончил Старец:
—  Я тем, кто приходит и обвиняет других – и меня утруждает – говорю этот пример и предлагаю выбрать, в какой категории они хотят находиться, и соответственно определить и тех людей, которых обвиняют».

«Бог терпит всех нас. Так и мы должны терпеть друг друга».

«Многие грешники спаслись только лишь потому, что не осуждали других (и имели ощущение собственной греховности)».

«Нам нужно всегда находиться в бодрствовании, чтобы не обсуждать других, не быть любопытным и не смотреть, где нам получить выгоду за счёт другого».

Помыслы
01 Паисий Святогорец«Ибо неправые помыслы удаляют от Бога» (Прем.1, 3)
Старец всегда нас побуждал иметь хорошие помыслы. Говорил, однако, что не следует заключать цель только в этом, т.е. чтобы иметь добрые помыслы: ибо должна через них очиститься душа наша и пребывать голой, в одной только одежде – Божественной благодати, которую мы получили во святом крещении. «Эта есть цель, — говорил он нам, — да покорится ум наш полностью Божественной благодати. Христос только одного ищет от нас – смирения. Всё остальное потом даёт Божественная благодать. Однако, как предварительная стадия, нужно нам полюбить питать себя добрыми помыслами, ибо так приводимся мы мало-помалу к последнему благу, к Богу, Которому принадлежит всякая слава, честь и поклонение. Напротив, нам принадлежит только смирение кичливого мудрования нашего».

«Нужно постоянно внимательно следить и иметь постоянное сомнение в том, являются ли вещи таковыми, как мы о них думаем. Ибо когда кто-либо постоянно занят своими мыслями и им доверяет, то в них привносит своё диавол, чтобы сделать человека лукавым, хотя бы и был он по природе своей добрым.
Древние отцы совсем не доверяли своим помыслам, но и в малейших делах, в которых нужно было дать ответ, полагали его делом молитвы, при этом постились – чтобы «вынудить» каким-либо способом Божественную благодать известить их, каков есть по Богу правильный ответ, — и, после того, как получали «извещение», давали ответ.
Сегодня, замечаю, и в бòльших делах, когда кто спрашивает, прежде чем успевает вопросить, его прерываем и отвечаем… извлекая часто пагубные результаты».

«Почти все мы считаем, что помыслы есть нечто простое и естественное, и потому наивно им вверяемся. Однако не следует им ни вверяться, ни принимать их. В уме и сердце не должно быть абсолютно никакого помысла, ни злого, ни доброго, ибо место сие принадлежит только благодати Божией. Так и мы должны хранить его чистым, и не только от помыслов, но и от малейшего беглого парения.
Этого, однако, мы не можем добиться иначе, как только когда от многого любочестия полюбим Христа и вверимся Ему во всём без малейшего колебания! И так смиряться естественно. И после того, как мы смиримся, естественным является восстановление внутри нас Божественной благодати, которая даётся только смиренным: «смиренным же даётся благодать» (1 Пётр 5, 5).
«Нам нужно иметь добрые помыслы. Если же не имеем, тогда пусть хоть и Антоний Великий будет нашим Старцем и сотворит чудеса, не сможет ни в чём нам помочь. Смотрите, когда Господь наш был на кресте и произошли те ужасные события…, то два разбойника сораспятых с Ним, Его принимали различным способом… Итак, один разбойник, слева, у которого внутри была фабрика по производству злых помыслов, «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси себя и нас» (Лк.23, 39). Он, хотя и видел всё (т.е. знамения), не поставил ни одного вопросительного знака в своём помысле. Другой же, справа, имеющий добрые помыслы, смотрите, как противостал: «Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23, 40-42). И оба одного и того же всесильного Бога имели возле себя, чтобы им помочь, однако один препятствовал своим злым помыслом Богу помочь ему, в то время как другой – хотя и сделал страшные преступления и был справедливо наказан – своим добрым помыслом «подвиг» Бога, сказавшего ему в тот момент: «…аминь глаголю тебе, ныне же будешь со Мной в раю» (Лк.23, 43).
Поэтому нам нужно знать, что и Сам Бог «не может», хотя и весьма хочет, помочь нам, если мы не имеем добрых помыслов…» Стр. 50-69.    

Помыслы о Боге…Глядя и под другим углом зрения на тему помыслов, Старец выделял и придавал особую силу этому свойству любви, т.е. тому именно, что «любовь не мыслит зла». Говорил, что «нужно всегда, притом и в самых плохих случаях, не позволять в нашу душу входить злым помыслам. Кто всегда, во всяком случае, имеет произволение склоняться к доброму помыслу, тот никогда не потеряет или не потерпит вреда ни в чём.  Жизнь человека сего, который непрестанно питает себя благими помыслами, есть непрестанный праздник…»

«От качества помыслов выявляется духовное состояние человека». Стр. 74   

«Помыслы – как самолёты, летающие по воздуху. Если не придаёшь им значения, нет проблем. Мы должны быть внимательны, чтобы не образовался в нас аэродром и они не приземлились!» Стр. 76   

Промысел Божий о человеке
53«Когда веруем Богу и вверяемся во всём отеческому его попечению и промыслу, тогда нам совсем не следует думать о себе, но хорошо знать, что Бог всё знает относительно нас, от малейшей проблемы – падения волоса с головы – до самой величайшей. Единственное, что нужно хотеть, — чтобы действовали любовь и промысел Божий, как и когда Он хочет. Когда кто имеет тёплую веру и тёплое расположение (души), тогда видит чудеса Божии – и Самого Бога – которые постоянно с Ним, в каждом случае. Для этого необходимо отвергнуть всякую мирскую помощь и человеческую надежду, и посвятить ум наш Богу с доверием, без колебаний и с чистым сердцем. Тогда немедленно приходит Божественная благодать Христа нашего и покрывает душу.
Когда кто имеет единственную цель – взыскание Царствия Божия и приобретение Божественной правды, тогда – Бог не неправеден и не говорил ложь – предоставит душе всяческое.
Некоторые люди, однако, имеют ошибочную мысль: полагают, что могут иметь всё попечение ума о мирском и вещественном, и одновременно ожидать от Бога помощи. Они нехорошо делают. Если бы Бог помогал тем, кто так думает, то был бы их погубителем, потому что это имело бы следствием пребывание людей в мирской любви.
Таким Бог помогает тем, что оставляет впадать их в искушения, и они, через трудности, ненавидят то, что любят, и обращают любовь сердца всецело к Богу. Бог промышляет обо всех людях – о грешных и праведных: «…повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5, 45). Существует, однако, одна разница: для праведных, промысел Божий – постоянный, во всём, и явный, в то время как неправедным кажется, что прерывается, что он случайный, а иногда, что не существует!». Стр. 102   

«Бог не хочет, чтобы мучилось создание Его. Даются, однако, искушения для усовершенствования. Когда усовершенствуется человек, тогда прекращаются и искушения». Стр. 128 

Славословие Бога
«Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Со славословием: «Слава Тебе, Боже!» утопают все демоны». Стр. 190

Смерть
«Если «засыпают» малые дети, идут прямо в рай, как ангелоподобные. И когда, в свою очередь, умирают родители их, эти ангелочки принимают их с зажжёнными лампадами. Родители имеют духовную награду за этих ангелочков – детей своих. И обратно: когда ребёнок несколько вырастает и выбирает неправильный путь, тогда и родителям бывает вред».

«Когда слышу, как христиане говорят: отец мой умер, — и плачут – расстраиваюсь, ибо не могут поверить и понять, что смерть есть просто переход в другой образ жизни».    

Смирение. Бог помогает только смиренным
66Старец сосредоточивал всё духовное делание христианина на стяжании смиренномудрия. Он говорил характерно:
«Бог очень сильно любит человека, прекрасно знает проблему каждого и хочет помочь, прежде чем он о том Его попросит. И поскольку для Бога не существует трудностей – Он всесилен – в предлежащем случае встречает трудность – единственную! Итак, трудность, которую имеет Бог, — повторяю, единственная, — та,  что Он «не может» помочь, когда душа человека не смирится. Тогда благой Бог некоторым образом «расстраивается», потому что видит, как создание Его мучается, и Он «не может» помочь: ибо то, что Он ему предлагает, будет ему во вред». Стр. 131-132   

«Кто осознает свою ошибку – преуспел вполовину, но великое благо, когда он почувствует и безсилие своё. Кто осознает и немощь – лучше того, кто много подвизается, но её не чувствует». Стр. 183     

«Иной раз случается, что брат воюет одновременно с сотней противников (демонов) и мужественно противостоит им, но иногда попускает Бог падение брату. Тогда брат, имея естественное смущение, говорит: «Так неисправленным умру, во грехе!»
Итак, это малое падение становится для него причиной смиренномудрия, и он, следовательно, омывается благодатию Божией; мы же, видя только падение его, осуждаем – и осуждаемся более и изгоняем благодать». Стр. 185     

Признаки истинного и глубокого покаяния:
а) чувство убогости;
б) сильное чувство утешения и надежды на милость Божию;
в) отсутствие страха. Стр. 186     

«Как-то после обеда спустился я к каливе Старца. В те дни в душу мою вошло высокое мудрование, происходившее от немногой моей молитвы, которую старался я выполнять. Имея в некоторой степени сосредоточенным ничему неподвластный мой ум, естественно, начал я «видеть» вещи немного чище. Однако, не имел смиренномудрия и полагал, что, наконец, «вижу нечто у всех» и что-то делаю и я.
Имея такие помыслы, посетил я Старца, которому и открыл их. Старец, не говоря ничего другого, начал рассказывать:
— Вчера в связи с тем, что мне сказал один брат, вспомнил я это событие, которое расскажу теперь и тебе.
Когда я был в Катунаках, однажды ночью, в то время, как я совершал бдение в келлии, творя молитву, около трёх часов ночи, мною начала овладевать небесная радость. Одновременно тёмная моя келлия, чью тьму проламывал дрожащий свет свечи, начала мало-помалу наполняться голубоватым прекрасным светом. Вначале свет был очень сильным. Понял я, однако, что и глаза мои «в силах» выдержать это сияние. Это был Нетварный Свет! Я оставался там много часов, теряя ощущение земных вещей, и жил в некотором другом, духовном мире, отличающемся от здешнего, плотского.
Итак, живя в этом состоянии и принимая посредством того Нетварного Света различные небесные опыты, провёл я многие часы, не имея о них представления. Но вот, начал исчезать понемногу Нетварный Свет, и я пришёл в себя. Почувствовал голод – и съел кусочек сухаря. Захотел пить – выпил немного воды. Устал и сел немного отдохнуть. Чувствовал себя, словно животное, и сожалел, что полностью подобен скотине. Это единственное смирение во мне родилось от пережитого мною состояния. Из духовного состояния я перешёл сразу в другое и, видя разницу, осуждал себя и чувствовал отвращение к себе. Итак, я вышел наружу, и мне показалось, что была ночь и было полнолуние. В то время случайно проходил брат, и я спросил его:
— Э, брате, что происходит? Как будто опаздывает рассвет сегодня. Который час?
Брат, удивлённый, ответил:
— Отец Паисий, что ты сказал? Я не понял.
Тогда только я осознал, что случилось: было десять часов утра и «полнолунием» было солнце. Однако Нетварный Свет был очень сильным (чтобы выдержали мои глаза, я получил особую силу), так что дневной свет и солнце мне показались как ночь в полнолуние! Свет солнца пред Нетварным Светом был как ночь, по сравнению с днём!
Это рассказал мне Старец и велел мне идти, потому что к нему пришли уже другие паломники. По дороге я почувствовал немного и своё, во всём скотское, состояние. Стр. 204   

Страсти. О борьбе с курением
Старец категорически всегда подчёркивал, что человек не вправе говорить «не могу», можно лишь сказать «не люблю» и «не хочу».
Люди, обладаемые какой-либо страстью, и когда говорят, что какая-то сила мешает им делать добро, должны знать, что эта сила, препятствующая им, есть собственная их сила, которая в них, и которая предназначена для любви, но обращена в ошибочном направлении. И поскольку они любят эти страсти, не могут, естественно, их отбросить, потому что то, что любишь, того хочешь и не оставляешь, дабы не потерять.
Нужно, следовательно, ненавидя эту страсть, найти нечто лучшее… ибо если не найдут ничего лучшего, не могут перенаправить свою любовь, и так страдают.
Приведён пример с курением: —  Не существует «никак», исполни это! Не вдавайся помыслам, которые тебе влагают, что, пожалуй, ты не справишься с этим.
Старец хотел внушить каждому из нас, что мы – самовластны, и если стали рабами какой-то страсти, произошло это по нашему соизволению. И если пребываем рабами этой страсти, остаёмся ими опять по любви нашей к ней, поскольку мы хотим быть рабами страсти.
…Итак, если бы мы были рабы не по воле, но по принуждению – и не могли бы уйти – тогда почему Бог даёт такие заповеди: «уйдите оттуда и идите сюда»? Стр. 78

Терпение
«Когда в искушениях, в трудных состояниях и проблемах, кто проявляет терпение, тогда Бог находит для него наилучшие решения. Поэтому нужно во всём оказывать послушание и смиряться, т.е. терпеть всё, желая лишь, чтобы действовала благодать Божия. По этой причине мы терпим и не действуем, оставляя действовать Богу». Стр. 198 

По материалам: http://magia.ortox.ru/pogovorim_o_khoroshem…

Книга «Иеромонах Христодул Агиорит. Старец Паисий». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь Полтавской епархии.

Старец Паисий и его чада

Старец Паисий и его чада