Метки

, , ,

4«Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства».

Святитель Иоанн Златоуст

«Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько не давай, не удовлетворишь его»

Преподобный Амвросий Оптинский

«Бог дал человеку нечто большее, потому Он и требует от людей больше, чем от животных… Все временное предопределено для службы вечному, и все смертное – для службы безсмертному».

Святитель Николай Сербский

Каким должно быть отношение к богатству, чтобы быть богатым и угодным Богу? — Быть довольным тем, что Бог дает — Презрение житейских благ — Блага духовные и материальные — Святое Писание о бедности и богатстве

Каким должно быть отношение к богатству, чтобы быть богатым и угодным Богу?
Серафим Саровский и Мотовилов Беседа о цели жизниПреподобный Серафим Саровский (1759-1833) говорил в одной из бесед Н. А. Мотовилову: «Хотя в Евангелии сказано, что «нельзя Богу работать и маммоне» и «трудно имеющему богатство войти в Царство Небесное», но Господь открыл мне, что чрез грехопадение Адама человек помрачился всецело и сделался односторонним в духовном рассуждении, ибо в Евангелии также сказано, что то, что невозможно для человека, возможно для Бога; поэтому силен Бог, вразумит человека, как без погибели душевной, находясь в условиях светской жизни, может человек служить духом Богу. «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть», а его часто заграждают такими тягостями (из излишней боязни служения маммоне), что, взявши ключи духовного разумения, получается и сами не входят, и другим входить препятствуют. Итак, по своем падении от крайнего греховного ослепления человек сделался односторонним».

Варсонофий Опт 01Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913) пишет: «Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись. Например, Филарет Милостивый имел огромное богатство, но этим богатством приобрел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. Авраам также был очень богат: его богатства по тогдашнему времени заключались в обширных стадах, но это не помешало ему спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел холод и голод, чтобы только накопить несколько денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла душа его в ад, так как она привязана была не к Богу, а к этим рублям».

Не богатство губит человека, а неправильное отношение к нему. «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61, 11) – говорит Господь людям устами Св. Пророка. Сердце должно быть свободным для Бога, только Его искать и к Нему стремиться, и тогда никакое богатство не будет помехой на этом пути. Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949) был миллионером в мирской жизни, но это не помешало ему стать святым.
Преподобный Антоний Великий (251-356) сам, будучи наследником большого состояния, отказался от него в пользу нищих и неимущих, и других учил помнить, что все мирское миром и закончится, и лучше добровольно жертвовать материальными благами и иметь от этого духовную пользу, чем, рано или поздно, но все равно лишиться всего, без всякой для себя пользы. Он говорил своим ученикам: «Особенно твердо мы должны помнить то, что, если бы кто и не захотел расставаться со своими богатствами, все же смерть насильно разлучит его с ними. Если так, то почему же нам самим не сделать того же для добродетели? Почему ради Небесного Царства не отказаться добровольно от своего имущества, которое все равно потеряем в конце этой жизни? Пусть же христиане не заботятся о том, чего, умирая, не могут взять с собой. Будем лучше всеми силами души стремиться к приобретению того, что возводит нас по смерти на небо, как-то: премудрости, целомудрия, справедливости, добродетельной жизни, рассудительности, нищелюбия, твердой веры во Христа, негневливости, странноприимства. Стремясь к этому, мы и на земле будем проводить жизнь безпечальную».

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч.23, 4-5).

доллар (1)Всякая привязанность к материальным благам (деньгам, имению, машине и т. д.) делает человека служителем суеты (а суетой правит дьявол), рабом своей плоти, а плоть, как известно, Царствия Божия не наследует. Удобно спасается тот, кто, имея богатство, не прилагает к нему сердца, но относится к нему как к наиболее простому и легкому средству стяжать себе жизнь вечную: помогает нищим и убогим, вдовам и сиротам, жертвует на монастыри и храмы, занимается благотворительностью. Но опять же, это должно быть состоянием души, а не минутным порывом, с двоящимися мыслями и сожалением о потраченных деньгах. Святые Отцы учат различать милостыню от подаяния, так как первая невозможна без милосердия и сочувствия, без которых, собственно, она уже и не милостыня, а только подаяние. Милостивую душу любит Бог и обязательно помилует ее, по слову Своему: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5, 7).

Но, к сожалению, редко кто из богатых и сильных мира сего, имеет милостивое сердце, — власть денег притупляет сострадание к ближнему и ожесточает душу, делает человека нечувствительным к чужому горю и способствует развитию гордости и высокомерия.

25Вот как пишет об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «В сердце человека происходит то приближение его к Богу, то отдаление от Бога, и вместе с этим – то покой и радость, то смятение, страх, теснота, то жизнь, то смерть духовная. Приближение большею частью бывает в скорби, когда никто не может избавить нас, кроме Господа, к Которому мы обращаемся всем сердцем и таким образом сердечно приближаемся к Нему, а удаление – в довольстве и изобилии благ земных, которые надмевают плотского ветхого человека и именно тогда, когда человек жаждет богатства, славы, знатности и когда, достигая этого, он теряет веру из сердца и забывает о Боге, Судии и Мздовоздаятеле, о безсмертии души своей, о своем долге – любить всем сердцем Бога и каждого человека, как самого себя».

Амвросий оптинский«Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся» — говорит и преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891). Поэтому и советовал своим духовным чадам и многочисленным паломникам не гнаться за богатством и не стыдиться бедности, — «Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожити на земле», — бедность ближе к смирению, а, следовательно, и к спасению. И мира душевного и успокоения от богатства и изобилия не следует ожидать: «Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие».

Довольствоваться тем, что есть; не прилагать сердца к материальным благам, ни к большим, ни к малым; благодарить Бога за все Его благодеяния; не роптать и не малодушествовать – в нужде; не кичиться и не гордиться своим благосостоянием, не призирать бедных, если живешь в достатке, а относиться к нему, как приказчик относится к вверенному ему имуществу: верно им распоряжаться и быть готовым в любой момент дать отчет настоящему Хозяину этого имущества.

Авва Антоний Великий ИконаПреподобный Антоний Великий (251-356): «Если почитая богатство и полное им наслаждение одной кратковременной призрачной суетой, и ведая, что добродетельная и богоугодная жизнь лучше богатства, ты твердо будешь стоять в сем убеждении и содержать то в памяти, то не будешь ни воздыхать, ни сетовать, ни роптать на кого-либо, но за все будешь благодарить Бога, когда увидишь, что худшие тебя прославляются за краснословие или ученость и богатство. Ненасытное желание богатства и удовольствий, славолюбие и тщеславие при неведении истины, суть самые злые страсти души.

Чем кто умереннейшую проводит жизнь, тем тот спокойнее бывает, потому что не печется о многом, – о рабах, земледельцах (наемных работниках) и приобретении скота. Когда же прилепляемся мы к сему, то, подвергаясь случающимся из-за того прискорбностям, доходим до того, что на Бога ропщем. Таким образом, самопроизвольное наше желание (многого) наполняет нас смятением, и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная себя самих.

Дело человека хороших качеств не продавать свободу свою ради приобретения богатства, хотя бы достающееся ему было очень значительно. Ибо сну подобны житейские блага, и богатство имеет только призрачный блеск, неверный и маловременный.

Из останавливающихся в гостиницах, некоторые получают постели, а другие, не имея постели, на полу ложатся и засыпают так же крепко, как и те, кои спят на постелях. Дождавшись конца ночи, утром те и другие оставляют постели и равно все выходят из гостиницы, неся с собою только свое собственное. Таким же образом и все шествующие путем жизни сей, – и те, кои жили в умеренном состоянии, и те, кои пожили в славе и богатстве, – выходят из жизни сей, как из гостиницы, не беря с собой ничего из сластей житейских и богатства, а одни только собственные дела свои, соделанные ими в жизни сей, – добрые ли то, или злые».

05Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали (нравственно).
Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастье, чтобы они не изнемогли, ни в счастье, чтобы они не сделались безпечными, но различными способами устраивает их спасение!..
Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее. Это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное. Но бедного, говорят, угнетают? Зато богатый подвержен гораздо большим наветам. Бедного презирают и обижают: богатому – завидуют. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон уязвим, как от диавола, так и от коварных людей… Бедного же, если он благоразумно ведет себя, не может одолеть и диавол. Иов и прежде был крепок, а когда лишился всего, тогда сделался еще могущественнее и одержал над диаволом блистательную победу.
Бедный не может быть даже быть и обижен, если он ведет себя мудро…
Итак, будем во всем любомудрыми и – бедность нисколько не сможет повредить нам. Она даже принесет величайшую пользу и сделает нас славнее и богаче всех богачей».

11Святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Что же? – спросят. Золото и серебро и все прочее временное добро порицаешь? Никак! Не порицаю ни золота, ни серебра, ни прочего богатства, ибо все это создано Богом и есть Божий дар, людям данный. Но порицаю златолюбие и сребролюбие, которым сердце от любви и почитания Бога живаго отводится. Не хулю золота и серебра, но не хвалю сребролюбца, который, оставив Бога, к серебру и золоту сердцем прилепляется и вместо Бога мамоне работает. Не грешно иметь золото и серебро, но грешно прилагать к ним сердце. Они должны служить нам, а не мы им. Служит же нам как все прочее тварное, так и золото и серебро, чтобы мы Богу служили. Но когда любим вещное и прилагаем к нему сердце, то уже не оно нам, но мы ему работаем, и так, работая мамоне, уже Богу не работаем. Никтоже бо может двема господинома работати (Мф.6, 24)».

Игнатий Брянчанинов 4Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867): «Отречемся от имения нашего, чтоб стяжать способность последовать Господу нашему Иисусу Христу! Отречение от имения совершается на основании правильного понятия о нем. Правильное понятие о вещественном имуществе доставляется Евангелием (см.Лк.16, 1-31); когда же оно доставится, тогда разум человеческий невольно сознает всю правильность его. Земное имущество не есть наша собственность, как ошибочно думают никогда не думавшие об этом предмете: иначе оно всегда было бы, и навсегда пребыло бы нашим. Оно переходит из рук в руки, и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на подержание. Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностью исполняет волю доверившего ему распоряжение. И мы, управляя врученным на срок вещественным достоянием, потщимся управлять им по воле Божией. Не употребим его в средство удовлетворения нашим прихотям и страстям, в средство нашей вечной погибели: употребим в пользу человечества, так много нуждающегося, столько страдающего, употребим его в средство спасения нашего. Желающие христианского совершенства вполне оставляют земное стяжание; желающие спастись должны подавать возможную им милостыню и воздержаться от злоупотребления стяжанием».

Макарий ОптинскийПреподобный Макарий Оптинский (1788-1860) в одном из писем пишет: «На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь: в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастье. Притом мы видим в Евангельском учении Господнем, что богатый, наслаждавшийся в сей жизни всеми благами, по отшествии в будущий век желал прохладиться в своем страдании хотя каплею воды, но услышал ответ: чадо, помяни, яко восприял еси благая в животе твоем (Лк.16, 25). И еще: здешнее, блестящее, роскошное и мнимо счастливое житие Господь называет пространным путем, вводящим в пагубу, и многие суть ходящие по нем; а узкий и прискорбный путь – вводящим в живот вечный, и мало ходящих по нем (см.: Мф.7, 14).
Но мы видим нередко, что Господь, любя и желая спасти многих и против воли их, сводит с пространного пути, поставляет на тесный и прискорбный, и оным вводит их в живот вечный».

Приведем два письма святителя Николая Сербского (1880-1956).

1 — об отношении к богатым, 2 – об опасном «счастье» быть богатым и не благодарным Богу.

Письмо о сострадании к богатым

2«Вы ополчились на богатых, Вы считаете, что это современно и прогрессивно. Но прежде испытайте себя. Скажем, если возможность разбогатеть представится Вам, разве Вы откажетесь? Разве Вы и тогда не угомонитесь? Вы сердитесь на Церковь, что и она не борется с богатыми. Разве Церковь не борется? Разве она не делала этого еще до Вашего рождения и до рождения Ваших дедов и прадедов? И когда смерть наложит печать молчания на Ваши уста, разве умолкнут уста Церкви?

Девятнадцать веков назад апостол наставлял своего последователя: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго (1 Тим.6, 17). Но есть разница в том, как укоряете богачей Вы, и в том, как это делает Церковь. Вы укоряете из зависти и ненависти, а она – из сострадания. Церковь знает, что богатому в этом мире спастись труднее других. Спаситель сказал: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф.19, 23). Вот почему Церковь не испытывает зависти или ненависти к богатым, а только сострадание.

Нельзя думать, что сострадание Церкви – слабость перед богатыми и желание оправдать богатое «сословие». Такая точка зрения так же далека от истины, как луна от солнца. Церковь не сословна, она всечеловечна. Если Вы в богаче видите только богача, то Церковь ищет в нем человека. Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим,– на долго ли? – и обременяет себя залогами! – вопиет ветхозаветная Церковь. И добавляет: Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет (Авв.2, 6, 19).
Поэтому в глазах Церкви богачи – несчастные страдальцы, тяжелобольные. Полноте их сундуков чаще всего соответствует пустота души. И Церковь тревожится за них, как за лунатиков, балансирующих на краю крыши. А от них она хочет только милости, но нет ее. Однако, как и всякое живое существо, они и сами жаждут милости и сострадания. Презирайте их богатство, и они пренебрегут им. Если же презреть человека в них, то они еще теснее прилепятся к богатству. Одарите их духовным сокровищем, состраданием например, и они найдут в себе мужество одарить бедных своим материальным сокровищем».

Письмо одному эгоисту, об опасном счастье

Епископ Жичский«Ты считаешь себя совершенно счастливым и доказываешь, что это счастье ты создал своими руками, без помощи Бога и людей. И поэтому отрицаешь святое правило, которое предлагает Церковь: человек должен молиться и оказывать милосердие ближним. «Ни Богу молитвы, ни людям милосердия!» – сурово говоришь ты. И ты считаешь себя счастливым! Я не могу представить счастья без Бога и людей.

Полагаю, что ты не знаешь, что такое счастье, и просто путаешь понятия, принимая за счастье сытость. Ты скопил большое имение, ешь и пьешь вдоволь и в себялюбии думаешь, что тебе никто не нужен. Но запомни, что земля ничего не дает без воли Божией. И если тебе дала, – значит, дала по воле Его, ибо человек ничего не может получить, не представив за это ответ Создателю мира. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы. Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо.

Каждый день Господь испытывает нас этими дарами, а испытание это – проверка, сможет ли сохранить человек веру и милосердие, благочестие и добродетель, вспомнит ли человек, от Кого пришел ему тот или иной дар, и воздаст ли он славу и хвалу Подателю даров. Послушай страшное предостережение пророка Иеремии, который вопиет: Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою (Иер.13, 16).

Скорее начни славить и благодарить Бога, пока не опустилась на твою жизнь тьма, ибо когда Он попустит мрак, страдания, беды и болезни, или погибель, или безумие, что будешь делать тогда? Какому Богу молиться? И кто из людей окажет милость тебе, немилостивому?

Чтобы не опустилась на твою жизнь страшная тьма, послушай и запомни святые слова: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет (Притч.10, 3) и: Благотворительная душа будет насыщена (Притч.11, 25)».

23Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Почему Господь попустил быть нищим? Потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог всех сделать достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забытие Бога, умножились бы гордость и прочие грехи. И ты как бы возмечтал о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь, мерзость и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих: многие бы погибли. Многие из них забудут и Бога и благодетелей своих, погубят свои души в роскоши мира сего. Так пагубно богатство, и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце. Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит Господь его войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями».

Быть довольным тем, что Бог дает
«Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр.13, 5-6).

4Святитель Иоанн Златоуст (347-407) говорит, что «богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства.
Кто не может удержать своего желания, тот, хотя бы имел имениями всех, как будет когда-либо в избытке? А тех, которые довольствуются своим и остаются при своем, не засматриваясь на чужое имущество, хотя бы они были всех скуднее, должно считать благоденствующими более всех. Ибо тот и благоденствует более всех, кто не нуждается в чужом, а с любовью довольствуется своим».

Макарий ОптПреподобный Макарий Оптинский (1788-1860) в одном из писем пишет: «Советую вам стараться издерживать то, что Бог посылает. Иной обходится не многим, а другому и десяти тысяч недостает.
Во всяком случае, надобно благодарить Бога за Его дары, нам ниспосылаемые, и веровать слову Господню: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.6, 33)».

 Презрение житейских благ
Авва Антоний ВеликийПреподобный Антоний Великий (251-356): «Свободен тот, кто не рабствует сластям (чувственным удовольствиям), но господствует над телом посредством рассуждения и целомудрия, и с полной благодарностью довольствуется тем, что подает ему Бог, хотя бы то было очень умеренно. Когда боголюбивый ум и душа войдут в согласие между собой, тогда тело смирно и не хотя, ибо тогда душа, действием ума, погашает всякое плотское движение.
Не довольствующиеся тем, что есть у них для поддержания жизни, но домогающиеся большего, порабощают себя страстям, мятущим душу и влагающим в нее помыслы и мечтания все худшие и худшие, – что все нехорошо и что следовательно надо приобрести новое и лучшее. Как сверх меры длинные одежды мешают идти путешествующим, так и желание имущества сверх меры не дает душе подвизаться и спастись.
В чем кто находится по неволе и неохотно, то для него есть темница и казнь. Итак, будь доволен тем, что есть у тебя, иначе, перенося (это состояние свое) без благодарения (с недовольством, неохотно), ты будешь тираном для себя самого, не сознавая того. Но путь к сему один – презрение житейских благ.
Одно только душевное стяжание безопасно и некрадомо: есть же оно – добродетельная и богоугодная жизнь, ведение и творение добрых дел. Богатство есть слепой руководитель и советник несмысленный. Тот, кто употребляет богатство худо, в свое только удовольствие, губит обуморенную душу свою.
Людям надобно или совсем не приобретать ничего излишнего, или, имея то, быть твердо уверенными, что все житейское по естеству тленно, может быт отнято, потеряно и разрушено, и что потому, когда случится что, не должно малодушествовать.
В нашей власти жить целомудренно, но сделаться богатым не в нашей власти. Итак, что же? Не должно ли осуждать душу нашу за желание маловременного и призрачного блеска богатства, которого стяжать не имеем власти? О, как неразумно поступаем мы, желая все богатства! Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
Жизнь плотская и наслаждение в жизни сей большим богатством и властью бывает смертью для души; напротив труд, терпение, бедность с благодарением и умерщвление тела есть жизнь души и путь к вечному утешению.
Умная душа, презирая вещественное стяжание и маловременную жизнь, избирает утешение небесное и жизнь вечную, которую и получит от Бога за доброе житие».

Блага духовные и материальные
14О благах земных и небесных святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) пишет: «Прославим и возблагодарим Бога за обильные блага, которыми преисполнен, в удовлетворение потребностей наших, временный приют наш – земля. Чистотою ума проникнем в значение этих благ: они – слабые образы благ вечных. Вечные блага изображаются ими так слабо и недостаточно, как изображаются тенью предметы, от которых она падает. Даруя нам земные блага, Бог таинственно вещает: «Человеки! Временный приют ваш снабжен разнообразными, безчисленными благами, пленяющими, восхищающими и взор и сердце, удовлетворяющими до преизбытка потребностям вашим: заключайте из этого о благах, которыми снабжено ваше вечное жилище. Поймите безконечную, непостижимую благость Божию к вам и, почтив земные блага благочестивым разумением и созерцанием их, не поступите безрассудно: не поработите себя им, не погубите себя ими. Пользуясь ими сколько нужно и должно, всеми силами устремитесь к приобретению благ небесных».

01Святитель Николай Сербский (1880-1956): «.Неверный в малом неверен и во многом… И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.16, 10, 12).
Так говорит Владыка обоих миров – материального и духовного. Богатство материальное называет Он малым, а духовное – многим. Если кому-то дается материальное богатство, но он окажется самолюбивым, скупым, спесивым, немилостивым и безбожным, тому духовное богатство вверять нельзя: ведь если неверен он в малом, то будет неверен и в великом, и если неверен он в телесном, то будет неверен и в духовном.

В чужом мире человек сдает экзамен, и если сдаст его, то получит свой собственный мир, а если провалит, то кто даст ему его мир? Подлинный мир человека, его родина – это мир Небесный, возвышенный, Божественный; земной же мир, мир грубости и тления, для человека – чужбина. Но на эту чужбину послан он сдавать вступительный экзамен в тот, настоящий мир, в его Небесное Отечество.

Следовательно, оба изречения Спасителя имеют схожее значение. О, как глубок и истинен их смысл! Как свет рассеивает тьму, так и эти слова Спасителя разгоняют наши недоумения по поводу того, для чего посланы мы в этот мир и что надлежит нам делать. Умеющему читать чистым разумом в этих двух предложениях сказано все.

Итак, знаем, что Бог не даст дара духовного: ни дара разума, ни веры, ни любви, ни чистоты, ни пророчества, ни чудотворения, ни власти над бесами, ни прозорливости, ни созерцания Небесного мира – тому, кто прокутил или употребил во зло, как блудный сын, дар телесного здоровья, или земного богатства, или славы, или положения среди людей, или познания материального мира, или иные какие-либо искусные навыки и зачатки мастерства…

Если, веруя в Бога, ты думаешь, что чувственные и природные блага – единственные блага, которые Господь ниспосылает человеку, ты неверно думаешь о Боге. Любые чувственные и природные удовольствия завершаются горечью. А Бог не охотник, сладкой приманкой увлекающий зверя в капкан. Чувственные и природные блага – дары из второй руки Божией. Божии дары из первой руки – дары духовные. Чувственные и природные блага Бог дает людям с единственным намерением – напомнить ими о высшем, сладчайшем и вечном благе; они – предображение будущих благ. Безумен тот, кто этого не понимает, и несчастнее тот, кто этого не усвоит. Чувственные и природные блага, так же как и вся необъятная вселенная, лишь зов Царя на пир. Счастлив тот, кто, не утешившись одним только зовом, поспешит отозваться Самому Царю. Благо тому, кто приглашение не примет за пир. Несчастен и вдвойне несчастнее тот, кто удовлетворится приглашением и в суете и тщеславном безумии забудет о Царе.

Бог создает неравенство, люди ропщут на неравенство. Разве люди мудрее Бога? Если Бог создает неравенство, значит, неравенство мудрее и лучше, чем равенство. Бог создает неравенство для блага людей, люди не могут видеть в неравенстве своего блага. Бог создает неравенство ради красоты неравенства, люди не могут увидеть в неравенстве красоты. Бог создает неравенство ради любви, которая неравенством разжигается и поддерживается, люди не могут увидеть в неравенстве любви. Сие есть древний человеческий бунт ослепленности против прозорливости, безумия против мудрости, зла против добра, ненависти против любви. Еще Ева и Адам предались сатане, чтобы сравняться с Богом. И до тех времен, и доныне продолжается борьба грешных людей против неравенства. Мы говорим «до тех времен», ибо Бог и Ангелов сотворил неравными. Богу угодно было, чтобы люди не были равны во всем внешнем: в богатстве, силе, чинах, образованности, положении и т.п., и Он не велит никак в этом соревноваться. «Не садись на первое место», — заповедал Господь наш Иисус Христос. Богу угодно, чтобы люди соревновались в приумножении внутренних благ: веры, доброты, милосердия, любви, кротости и благости, смирения и послушания. Бог дал и внешние, и внутренние блага. Но внешние блага человека Он считает менее ценными и значительными, чем блага внутренние. Внешние блага Он предоставляет в распоряжение не только людям, но и животным. Но богатую сокровищницу внутренних, духовных благ Он раскрывает только для душ человеческих. Бог дал человеку нечто большее, потому Он и требует от людей больше, чем от животных. Внешние блага Бог дал человеку, чтобы они служили внутренним. Ибо все внешнее служит внутреннему человеку в качестве средства. Все временное предопределено для службы вечному, и все смертное – для службы безсмертному. Человек, идущий противоположным путем и тратящий свои духовные дары исключительно для приобретения внешних, временных благ, богатства, власти, чина, мирской славы, подобен сыну, который получил в наследство от отца много золота и растранжирил его, покупая пепел».

Святое Писание о бедности и богатстве
Ветхий Завет
001«И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось); да будет имя Господне благословенно!» (Иов.1, 21).

«Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим,– на долго ли? – и обременяет себя залогами… Вот, он обложен золотом и серебром; но дыхания в нем нет». (Авв.2, 6, 19).

«Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою» (Сир.5, 1).

«Богат ли кто и славен, или беден, похвала их – страх Господень» (Сир.10, 25).

«Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» (Сир.11, 14).

«Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному?» (Сир.14, 3).

«Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие» (Сир.14, 4).

«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе» (Притч.3, 27-28).

«Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти» (Притч.10, 2).

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (Притч.10, 3).

«От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч.10, 4).

«Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притч.11, 24-25).

«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Притч.14, 31).

«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Притч.15, 16-17).

«Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Притч.16, 8).

«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч.17, 1).

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19, 17).

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч.22, 1).

«Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь» (Притч.22, 2).

«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, …тот обеднеет» (Притч.22, 16).

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Притч.23, 4-5).

«Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл.5, 19).

«Я даю тебе и богатство, и славу» (1 Цар.3, 13).

«Богатство и слава от лица Твоего» (1 Пар.29, 12).

«От Господа спасение праведникам, Он – защита их во время скорби. И поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают» (Пс.36, 39-40).

«Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле… Господь укрепит его на одре болезни его…» (Пс.40, 2-4).  

«Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая, не возьмет ничего» (Пс.48, 17-18).

«Надеющиеся на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиеся, брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея…» (Пс.48, 7-9).

«…Вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век…» (Пс.48, 11-12).

«Безсмысленные погибают и оставляют имущество свое другим» (Пс.49, 10).

«…Бог разрушит тя до конца, …преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. Узрят праведнии и убоятся, …и рекут: се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею» (Пс.51, 7-9).

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61, 11).

Новый Завет

Притча о богатом юноше

Притча о богатом юноше

«И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу». (Мк.10, 23-27).

«Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть; тогда все будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк.11, 41-42).

«Смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12, 15).

«Безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12, 20).

«ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12, 34).

«а богатый… прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих». (Иак.1, 10-11).

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания». (Иак.5, 1-5).

«При сем скажу, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор.9, 6–7).

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5, 8).

«Корень всем злым сребролюбие есть» (1 Тим.6, 10).

«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго» (1 Тим.6, 17).

«Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр.13, 5-6).

 Л. Очай

Притча о богаче и нищем Лазаре

Притча о богаче и нищем Лазаре