Метки

, , , ,

1929«Освобождение детей от реакционных влияний их родителей составляет важную задачу пролетарского государства. Радикальное средство – общественное воспитание детей, проведенное в полном объеме… Только при такой массовой переделке людей, только при такой установке строительных кадров, мы можем в наиболее короткие сроки выполнить всемирно-исторические задачи»
Н. Бухарин

В начале января 1918 г. с лекцией о задачах правительства выступил заместитель наркома юстиции, левый разрушение храмовэсер И.А. Шпицберг, который сказал: «Мы свергли земного царя, но нам предстоит свергнуть и Небесного. Предстоит издание декрета о том, что запрещается совершение таинства Причащения, как колдовского действия, а затем, во-вторых, предстоит декрет о закрытии всех храмов. Это жестоко, но мы должны к этому прибегнуть. Французская революция пришла к этой мысли на четвертом году, а мы пришли к этому на первый год революции. Будет запрещено богослужение и будут отобраны церковные сосуды, как средства для колдовства; духовенство будет объявлено подозрительным. Все духовные учреждения должны быть реквизированы. Что касается школы, то она должна быть светской».

Особое место в формировании большевистского мировоззрения занимала Великая французская революция XVIII в. Книги о ней были «любимым чтением» лидеров большевиков. К столетию революции было издано много серьезных исследований в русских переводах. Революция стала для большевиков своеобразным эталоном, которым они проверяли свою деятельность, позиции своих друзей и врагов, свои достижения и неудачи и которую они искренне желали превзойти. В суровые и голодные 1917-1919 гг. ими были изданы (на плохой бумаге и в бумажных переплетах) «Французская буржуазная революция» П. Кропоткина, «Борьба классов и партий в Великой Французской революции» Г. Кунова, «Политическая история Французской революции» А. Олара и один том «Социалистической истории Французской революции» Ж. Жореса.
Главными идеями, воспринятыми ими у своих учителей были: построение «нового общества» и создание «нового человека». В этом обществе не было места ни религии, ни Церкви. Поэтому весь период существования советской власти в России успехи в деле борьбы с любой религией рассматривались партийными идеологами как важнейший критерий построения социалистического общества. Большевики никогда не верили в прочность религиозных убеждений населения и в своей практической деятельности ее не учитывали.
Бухарин Н.И.Идеологом формирования «нового человека» в руководстве РКП (б) был Н. Бухарин. Он (как и его коллеги) воспринимал взрослое население страны как строительный материал для «светлого будущего». Идеи такого рода составили программу культурной революции. Она предполагала не только достижение всеобщей грамотности, но и изоляцию от культурной традиции (при помощи отрыва детей от родителей), и борьбу с религией.
«Освобождение детей от реакционных влияний их родителей составляет важную задачу пролетарского государства. Радикальное средство – общественное воспитание детей, проведенное в полном объеме… Только при такой массовой переделке людей, только при такой установке строительных кадров, мы можем в наиболее короткие сроки выполнить всемирно-исторические задачи» – писал Бухарин.

2Французская революция XVIII в. заявила о насилии как действенном средстве борьбы не только с политическими противниками, но и с человеческим сознанием. «Великие буржуазные революционеры Франции 125 лет тому назад сделали свою революцию великой посредством террора против всех угнетателей и помещиков и капиталистов», – писал в 1917 году Ленин. «Очистительный», в их Красный террор Изуродованные трупы жертв Херсонской ЧКтерминологии террор стал основным средством утверждения и удержания власти в период революции и гражданской войны. В дальнейшем он сопровождал реализацию всех народно-хозяйственных планов. Он же превратился в основной метод борьбы с любой религией и церковью.
Но из истории французской революции им было известно, что антицерковный террор лишь укрепляет Церковь. Поэтому высшие советские руководители периодически одергивали антиклерикальных радикалов в своих рядах.
А.В. Луначарский писал в этой связи в статье «Политика и религия»: «…Религия, как гвоздь: если бить ее по шляпке, то она входит все глубже, и можно, наконец, так забить её в стену, что потом нельзя даже подхватить её клещами, чтобы выдернуть…».

Атеизм
Конкретный опыт антирелигиозной и антицерковной борьбы был заимствован из «Политической истории Французской революции» французского историка А. Олара. (глава 9). В 1919 г. вышло третье, а в 1937 г. четвертое русское издание этой книги. Она была в библиотеке ссыльных в Туруханском крае, где ее прочли и Сталин, и Свердлов.
Формы и методы антирелигиозной и антицерковной борьбы якобинцев по книге Олара (в скобках время реализации аналогичных мер в Советской России и СССР):
– провозглашение свободы всех культов как путь изживания религии (1917);
– отмена церковной регистрации актов гражданского состояния (1918);
– прекращение оплаты духовенства из государственного бюджета (1918);
– изгнание религии из школы (1917);
– противопоставление в пропаганде епископов (монашества) приходскому духовенству (1917);
– изъятие церковных ценностей (1918-1919, 1922-1923);
– вскрытие мощей с составлением протоколов (1918-1920);
– пародии на религиозные торжества (комсомольские «пасхи и рождества», 1922);
– закрытие церквей и превращение их в клубы (1929-1933);
– поощрение священников, снявших сан и заявивших о себе как об обманщиках (1922);
– отношение ко всякому священнику как к контрреволюционеру (1917);
– зачисление в категорию «подозрительный» (в советских условиях – признание «врагом народа») не только любого представителя духовенства, но и всякого, кто выступит за открытие храмов (список врагов народа, опубликованный в “Известиях” 28 марта 1922 г., открывал патриарх Тихон «со всем своим церковным собором»);
– введение культа революционных мучеников (1918); Е. Ярославский выступал за замену икон – портретами пролетарских вождей, а не за голые стены или произведения конструктивистов.
– переименование городов (1919);
– отмена григорианского календаря и введение революционного календаря. Иисус Христос (1)Новый стиль был введен с 1918. С 1923 по 1929 г. отмена празднования Рождества, Пасхи, Нового Года, замена их торжествами, носящими антихристианский характер. В отличие от декады у якобинцев (десятидневки) у большевиков была введена пятидневка (т.е. 1 выходной в 5 дней) и скользящий выходной, с целью «уничтожить воскресенье»;
– запрет богослужения вне храмов (1918);
– уничтожение религиозных сооружений и символов при дорогах (кресты, часовни), на площадях и «вообще во всех общественных местах» (1918);
– запрещение духовенству «показываться вне храмов в одежде, присвоенной их культу» (1929).
По мнению Олара, наиболее существенными антирелигиозными мероприятиями якобинцев были: провозглашение свободы вероисповеданий, вскрытие мощей, попытка раскола Церкви и введение нового революционного календаря.
«Воспользовавшись нашим опытом, вы не шли, подобно нам, ощупью, у вас не было ни наших колебаний, ни наших противоречий, ни наших промедлений. Что мы совершили в три года, вы совершили в три дня». Из Письма А. Олара, профессора истории французской революции к гражданам свободной России. Париж, 1917. – С.6.

Из книги Б.А Филиппова «Очерки по истории России. ХХ век. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С.63-66.
Источник: http://www.pravmir.ru/russkiy-narod-byil-zhertvoy-za-vsemirnoe-otstuplenie-ot-hrista/#ixzz3ZpzWR6Mv

Бухарин о русских

Бухарин У нас может быть только две партии