Метки

,

На пике футбольной славы«Разглядеть внешние условия можно лишь в том случае, если есть такая точка зрения, с которой можно на них смотреть. Христианская религия даёт человеку такую точку зрения и даже требует её от него, способствуя тем самым свободному суждению индивида. Религия даёт ему запас прочности против принуждения извне…

Неукоренённый в Боге человек на основании своих личных суждений, не способен сопротивляться внешнему физическому и моральному насилию».

Карл Юнг

Актуальность проблемы и общие положения — Зарождение субкультуры — Этап ее развития в Британии — Матрица и ее экспорт за пределы Британии — Развитие субкультуры в СССР — Постсоветский период — Современный этап — Культовое ядро. Краткая характеристика — Социо-психологический профиль субкультуры — Резюме

Актуальность проблемы

Турецкие футбольные фанатыПредмет нашего аналитического исследования: одна из старейших молодежных субкультур – футбольные фанаты. Эта молодежная субкультура представляет собой сегмент мировой массовой культуры, выступает как глобальный наднациональный проект и является сетевой структурой по типу транснационального картеля представленного по всему миру. Футбол – это не только популярный вид спорта, но, прежде всего, целая локальная цивилизация не признающая государственных границ, проникшая на все континенты и играющая свою роль в жизни многих стран и народов. Она имеет культовое ядро – спортивная игра под названием футбол; сердцевину, включающую в себя футбольный бизнес и СМИ, футбольные клубы и национальные сборные, а также всевозможные чемпионаты, ФИФА и УЕФА; внешней оболочкой служит футбольная мода и фанаты. Именно армии фанатов, как зеркалу всей субкультуры, и посвящена большая часть материала нашей статьи.

По теории гегемонии Антонио Грамши, которая является основным фундаментом теории манипуляции сознанием человека (для читателя напомню, что сайты работ Грамши, а также научные исследования по этим работам закрыты для пользователя Интернет) – стандартизация и сегментация – важнейшее условие для гегемонии и управления массами людей в гражданском (толпо-элитарном) обществе. Потому что для управления социальной системой постмодернистского общества является обязательным требование сохранять «атоминизацию» и индивидуализацию людей. Но в то же время для иерархического принципа управления в сверхсложных системах надо соединять индивидуумов в сегментарные образования такими связями, которые не приводят к органическому единству людей, другими словами являются безопасными для гегемонии правящей верхушки. Кроме того, подобного рода структуры легко управляются методом безструктурного управления, что создает полную иллюзию свободы. Как показали исследования по методологии Грамши, наиболее эффективным средством для этого может выступать футбол. Таким примером стала Великобритания. Именно футбол порождает такие символы и образы, которые связывают людей мягкими, ни к какому социальному единству не ведущими связями. Причём спорт объединяет самые разные сегменты общества – от эмигрантского негритянского «дна» до самой высокопоставленной элиты. Он создаёт иллюзию некого равенства людей. С другой стороны, пользуясь категориями психоанализа можно заметить, что футбол в значительной мере канализирует внутреннюю агрессию человека, переводя её в относительно социально-приемлемые формы. Вместе с тем, случаются и сбои, но они, как правило, возникают из-за амплификации архетипа Тени или же за счет деструктивного влияния другой субкультуры и вполне исправимы или же инспирируются преднамеренно с определенными целями. Именно спорт создал особый срез массовой культуры и обыденного сознания, который мы называем футбольной субкультурой.

По нашему убеждению молодежная субкультура фанатов представляет собой глобальный проект по безструктурному способу управления сознанием и поведением молодежи, из числа активных футбольных болельщиков, в условиях процесса глобализации и сформировавшегося информационного общества…

Германские футбольные фанаты

Зарождение субкультуры. Британские истоки

Как и сам футбол, так и молодежная субкультура футбольных фанатов, а так же характерные для них истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Великобритании. В английском футболе случаи, связанные с футбольными безпорядками, прослеживаются с начала Х1Х века. Уже в те времена поклонники команд и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после окончания игры. Однако футбольное хулиганство современного типа, носителем которого стала эта зарождавшаяся молодежная субкультура, появляется в Великобритании только к концу 50-х годов ХХ века.

В конце 50-х годов английское общество переживало сложный период своего развития. Страну поразил системный кризис, и особенно в тяжелом положении оказалась молодежь. В среде молодежи большой популярностью стали пользоваться радикальные коммунистические идеи. Идеи имели успех, прежде всего, среди рабочей молодежи. Молодёжь окраин крупных городов Англии не имела работы, достаточного образования, средств на проведения досуга, а главное – она была лишена жизненных перспектив. Все это грозило мощным социальным взрывом. Революционная энергия молодежи нарастала, создавая реальную угрозу такого взрыва.

Британская правящая элита, имевшая огромный опыт разрешения социальных конфликтов, быстро нашла выход из ситуации. Она обезпечила молодежь пособием по безработице, а в виде досуга предложила доступный и зрелищный — футбол. Футбол — это динамичная и зрелищная игра, имеющая свою энергетику и наполненная глубоким символическим и сакральным содержанием. Магия такой игры при высоком уровне игроков способна зачаровывать зрителя и давать выход энергии эмоций. Игроки на поле — это жрецы, совершающие священнодействие. Они подлинные кумиры молодежи. Кудесники мяча.

Футбол давал еще одну прекрасную возможность – он разделил молодежное движение на приверженцев клубов и разводил их по разные стороны баррикад. Имперские принципы «Хлеба и зрелищ» и «Разделяй и властвуй» были успешно внедрены в плебейскую молодежную среду.

euro2008_holland_fans03

Этап дальнейшего развития

Постепенно азарт болельщиков рос, и им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах. Но с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы с местечковым клубным патриотизмом и порождаемой им агрессией. Процесс ее роста принял лавинообразный характер. Таким образом, родилась новая молодежная субкультура. Для подогрева интереса общества к футболу очередной чемпионат мира, по решению ФИФА, проводится в Англии. И вдобавок – Англия чемпион мира 1966 года. Команда во главе с капитаном — Бобби Чарльтоном была приглашена на званый ужин к королеве Елизавете II. Футболисты стали национальными героями. И уже в середине 60-х годов трибуны английских стадионов примерно на 60-70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Ситуация ухудшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось средством общественной огласки и рекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе — коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов. Пиар-акция была проведена с большим размахом. И никто ни о каких социальных правах молодежи больше и не вспоминал. В обществе нарастали анархо-радикальные тенденции. Теперь конфликт необходимо было сделать управляемым.

Потому следующим этапом стала силовая акция. Теперь акция выглядела очень пристойно в глазах обывателя, ведь боролись с хулиганами, а не с борцами за права человека. Ситуация требовала вмешательства силовых структур. Реакция правительства последовала незамедлительно. Были значительно ужесточены законы; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались в тюрьме, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла информаторов в группировки фанатов, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец стадионы были оборудованы камерами видеонаблюдения. Поэтому английские фанаты вынуждены были все чаще проявлять себя за пределами Британии.

Футбольные хулиганы

Фаза экспансивного роста

Любая субкультура растет и развивается подобно злокачественной опухоли и легко образует «метастазы». Поэтому вскоре начался успешный экспорт молодежной субкультуры футбольных фанатов и рожденной ей агрессии в континентальную Европу, а затем и в СССР. В начале 80-х проблема футбольного насилия приняла общеевропейский масштаб. Дело дошло до того, что после трагических событий, произошедших в 1985 году в Бельгии, где в финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате футбольных безпорядков погибло 39 болельщиков. Так как игра транслировалась в прямом эфире, картина разыгравшейся трагедии обошла практически весь мир. В результате жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили своё существование, другие же, понимая неизбежность наказания, сами вернулись к нормальной жизни. Движение фанатов внутри Британии стало затухать. Причин этому было несколько. Первой и самой главной – мода на экстравагантные выходки футбольных хулиганов прошла и началась социальная переориентация молодёжи на другую разновидность молодежной субкультуры, по принципу клин клином вышибают. В начале 1990-х годов Британию захватила танцевальная рейв-культура с обилием наркотиков, которая вывела хулиганское движение из моды. Немаловажную роль в постепенном остывании движения сыграла и трагедия, произошедшая на стадионе «Хиллсборо» в 1989 году, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. Такая кровавая жертва вызвала психологический шок в общественном сознании. Люди попросту боялись ходить на стадионы. Изменился архетип Героя, и фанат попросту лишился ореола героя и, превратился в банального хулигана со всеми вытекающими из этого последствиями.

Болельщики сборных Германии и Турции

Британия. Современный этап

На современном этапе английский «около футбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «Casuals» (то есть обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики.

Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по мобильному телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Они превратились в закрытую сетевую структуру безструктурной формы управления.

Английский фанат

Английский фанат

Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. Эти меры просто помогают английским хулиганам выжить. Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи. Но и там они находятся под бдительным оком местной полиции.

История развития движения в СССР и на постсоветском пространстве. Зарождение

Процесс зарождения новой для страны субкультуры напрямую связан с вестернизированной Москвой. В среде московской интеллигенции особенно почитался «Спартак». Именно в этой среде процветал культ всего западного и особенно британского. Поэтому вопрос о копировании британского фаната на русской земле был лишь вопросом времени. Он совпал с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали фанаты «Спартака», отдавая дань моде, вскоре к ним присоединились поклонники и других московских команд. Не отстали и новоявленные фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

К концу 1970-х движение набирало силу, ряды поклонников расширялись, и на фанатов обратила внимание власть. КГБ негативно отнёсся к новому веянию молодёжи, охарактеризовав его как антисоветскую деятельность. В результате многие замеченные в секторе молодые люди исключались из ВУЗов, теряли работу. Но, несмотря на это, «героические» фанаты московского «Спартака» продолжали выезжать в другие города в количестве 300—400 человек.

В середине 1980-х годов обстановка и условия развития субкультуры стали благоприятными. После прихода к власти М. С. Горбачёва и объявления курса на гласность и перестройку, фанаты получили гораздо больше свободы, и клубы, оценив эффективность их поддержки во время выездных матчей, стали активно поощрять присутствие своих поклонников на гостевых играх.

Движение начало набирать массовость, и взгляды новой волны вожделенно устремились в сторону старушки Англии. Благодаря английскому влиянию, на трибунах советских стадионов стали появляться футбольные песни, слоганы и особый сленг. Вместе с ними пришла и хулиганская ментальность. Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков. Британский след не заставил себя долго ждать.

В 1987 году произошла одна из крупнейших массовых драк в истории советского футбола. На игру чемпионата Советского Союза по футболу между киевским «Динамо» и московским «Спартаком» отправилось примерно 450 московских фанатов, сумевших вовлечь болельщиков «Динамо» в грандиозную битву, вспыхнувшую в самом центре Киева. Трещина в монументе «Дружбы народов» на бытовом уровне получилась изрядная. И от этого нелюбовь к заносчивым москвичам заметно усилилась. Другими словами, успешно заработал механизм молекулярной агрессии по теории Грамши. А спартаковские фанаты, по своей природной глупости, стали агентами влияния враждебного государства. Вот как реально выглядели грубые промахи грозного КГБ.

fani

Развитие в постсоветский период

Распад СССР, в 1991 году, помимо прочего, привёл к развалу прежней инфраструктуры Высшей футбольной лиги. Это в значительной степени отразилось на развитии незрелой субкультуры. За пределами внутреннего первенства России оказались такие привлекательные для выездов клубы, как «Динамо» (Киев), «Динамо» (Тбилиси), «Динамо» (Минск), «Жальгирис» (Вильнюс). На смену же им пришли середняки из российской провинции. Уровень футбола и посещаемость футбольных матчей в стране снизилась до минимальных значений. Необходимы решительные действия и в дело вступили новоиспеченные олигархи. Началась интенсивная финансовая накачка ядра субкультуры. Курировал этим процессом на Украине Леонид Кравчук. Партия сказало надо – комсомол ответил есть. Россия тут же скопировала процесс. И провинциальные стали насыщаться дорогими легионерами. Качество игры начало быстро прогрессировать. Болельщики вернулись на стадионы. Таким образом, ядро субкультуры было быстро реанимировано за счет высококлассных футболистов из Европы и Латинской Америки. Особенно преуспели Абрамович в России, а также Коломойский и Ахметов на украинской земле.

Тишина на футбольных стадионах России продолжалась не долго — до середины 90-х годов. Но в этой тишине кровь молодой субкультуры наполнялась гормонами агрессии: адреналином и тестостероном. Агрессия выплеснула среди фанатов двух московских клубов: ПФК ЦСКА и ФК «Спартак». Ещё до распада Советского Союза болельщики этих клубов были самыми активными участниками хулиганских столкновений. Колоссальная поддержка, оказываемая ими, где бы они ни появлялись, практически всегда вызывала проблемы. И именно эти клубы делегировали на российскую авансцену первые хулиганские группировки европейского масштаба: «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flint’s Crew» у «Спартака». На фоне противостояния этих двух банд начал возрождаться интерес к субкультуре фанатов среди остальных российских болельщиков.

К началу чемпионата 1994 года, практически у каждого крупного футбольного клуба России появились свои группировки, однако столкновения между ними имели нечастый и скоротечный характер.

Движение продолжило развитие и после событий 1995, когда на столичном дерби ЦСКА — «Спартак» более 200 хулиганов перед матчем учинили грандиозную драку. Тогда на происходящее обратили внимание силовые структуры, последовали аресты, милиция заняла крайне жёсткую позицию, и фанаты, дабы оградить себя от лишнего внимания, стали скрытными и осторожными, переняв тактику, характерную для британских «Кэзуалс». Движение вскоре стало модным, спровоцировав быстрый рост числа футбольных группировок.

1997 год – очередная вспышка насилия. Московское дерби ЦСКА — «Спартак», завершилось дракой, в которой полную и безоговорочную победу одержали фанаты ЦСКА. Затем была грандиозная драка с фанатами питерского «Зенита» Драка была в полном разгаре, когда на место событий прибыла милиция, которой для охлаждения пыла участвующих пришлось применить огнестрельное оружие. По окончании драки милицией были задержаны 170 москвичей. Этот резонансный инцидент получил широкое освещение в СМИ. Они назвали его «Щёлковской битвой». Месяц спустя фанаты «Спартака» и ЦСКА участвовали в грандиозной драке, устроенной ими перед хоккейным поединком, своих команд. После этого инцидента власти перешли к самым решительным действиям.

В 1998 году российские хулиганы успешно «отметились» и за пределами Российской Федерации. Безпорядки в Киеве начались уже за два дня до игры и завершились безпрецедентной массовой дракой возле стадиона «Олимпийский».

Другой инцидент произошел в Белоруссии. Группа хулиганов из различных российских группировок, приехавших в Минск на товарищескую встречу, стала объектом нападок со стороны местных фанатов. Произошла драка, в разгоне которой приняли участие специальные подразделения милиции.

Таким образом, череда событий вокруг сборной команды России привлекли внимание мировой футбольной общественности к стремительно развивающемуся хулиганскому движению в стране.

Следующей страницей российской около футбольной истории стали события лета 2002 года, когда после поражения российской команды на чемпионате мира разъярённые молодые люди учинили массовые погромы в Москве.

Современный этап

euro2008_russian_fans09В настоящее время российский «около футбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клубов, как на домашних та и на гостевых поединках. Свои банды (на футбольном сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского футбольного первенства. Появился особый сленг. Например, банду фанатов «Спартака» называют «Мясом», приверженцев ЦСКА – «Кони», а Питерского «Зенита» — «Бомжи». Таким сленгом пользуются и на территории Украины. Фанатов клуба Донецкого «Шахтера» называют «Кротами», а Харьковского «Металлиста» – «Хорьками».

Культурное ядро. Краткая характеристика

Дэвид Бэкхем - типичный представитель гламура и агент ее влияния среди футбольной элиты

Дєвид Бєкхем — типичній представитель гламура и агент ее влияния среди футбольной элиты

Несмотря на сакральный характер, футбол не самодостаточен и нуждается в энергетической подпитке своего ядра от других субкультур. В 60-десятые он получал энергию от протестной субкультуры хиппи, в 70-е от панков и это выплескивалось в агрессию футбольного хулиганства. Сейчас ядром субкультуры правит гламур.

И футболисты стали ее богемной частью вместе с рок-звездами и топ-моделями. Они же и активные приверженцы гедонизма и политических мифов субкультуры гламур, то есть активные проповедники ее идеологии среди болельщиков и фанатов. Таким способом они внедряют в широкие массы идеологию правящей элиты, выполняя их социальный заказ, от которого в действительности и зависят их гонорары.

Социо-психологический профиль

euro2008_russian_fans08Для молодежной субкультуры фанатов характерен свой тип ментальности. О ее архаичности свидетельствуют языковая лексика, наличие тотемических прозвищ и кличек, особый тип общения внутри группы и следование модели перенесенной агрессии. Психология и формы поведения достаточно близка к психологии и типам поведения туземных племен каннибалов Папуа Новой Гвинеи. Особенно это касается татуажа и боевой раскраски. Правда, нет еще ритуального каннибализма. Такой характер и форма поведения свидетельствуют о включении защитного психического механизма – регрессии. А ментальность опирается на особый тип нравственности и готтентотский тип морали. Вместе с тем, идеология собственного превосходства присуща большинству членов фанатских группировок. На людей, не принадлежащих к субкультуре, смотрят как на что-то отсталое и не продвинутое. Их называют «Кузьмичами».

В середине ХХ века основатель гуманистического психоанализа Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей, cоставляющих основу психического и социального здоровья человека:

  1. Потребность в установлении связей;
  2. Потребность в преодолении;
  3. Потребность в корнях;
  4. Потребность в идентичности;
  5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Субкультура в определенной степени создает иллюзию удовлетворения этих потребности, но в реальности дает лишь их суррогат. Тем самым она дает возможность манипуляции сознанием и возможность гегемонии.

В целом по оценкам специалистов эта молодежная субкультура носит характер британского стиля «Кэзуалс», но со своими национальными особенностями. Украинские фанаты, в основном, следуют моде северных соседей.

Можно утверждать, что сегодня на территории СНГ сформировалась молодежная субкультура фанатов. Значительное количество фанатов, сгруппированных в «фирмы» присутствуют во всех крупных городах, покрывая невидимой сетью всю бывшую великую страну. И ключевые элементы этой сети мобильны, четко координированы и готовы к сетевой войне. Представленные бандами сеть фанатов содержит только в одной Москве около 50 тыс. закаленных бойцов, которые имеют опыт противостояния ОМОНу и полиции. Они закалены в схватках с силовыми структурами. В декабре 2010 года субкультура в течение нескольких дней контролировала Москву. И власти выполнили все ее требования.

О количестве и возможностях фанатов на территории Украины практически ничего не известно. Вместе с тем, безпорядки, организованные фанатами Днепропетровского «Днепра» и Харьковского «Металлиста» в 2012 году дают некоторое представление о скрытых возможностях сети.

Современный дикарь - футбольный фанат в боевой раскраске

Современный дикарь — футбольный фанат в боевой раскраске

Украинские футбольные фанаты, следуя примеру иностранных коллег, превращаются в боевые дружины ультраправых организаций, пишет еженедельный журнал Корреспондент.

По словам Марины Остапенко, пресс-секретаря СБУ, сейчас только в Киеве функционирует более десяти автономных ультраправых организаций, нигде официально не зарегистрированных и имеющих поддержку в лице футбольных хулиганов.

Вот так выглядит вся официальная информация в Интернет-сайтах по поводу этой субкультуры на Украине.

Резюме

В нашей статье мы проанализировали основные вехи развития молодежной субкультуры фанатов. И пришли к заключению, это во многом уникальное явление жизни современного общества нуждается в более детальном Немецкие болельщицы 5системном научном исследовании. Первое – исследуемая нами субкультура была создана по матричному принципу, и экспериментально отработана как эффективное средство воспитания и овладения умами молодежи методом безструктурного управления. Во – вторых, субкультура построена как примитивное первобытное общество. В – третьих, – украинский сегмент – это незначительная часть глобального проекта. В-четвертых, — реальный центр управления субкультурой находится далеко за пределами Украины или любой другой страны Восточной Европы. В-пятых, — действенных механизмов влияния на состояние ментальности субкультуры сегодня у государства нет, и наша интеллектуальная элита ничего реального предложить не способна.

Вместе с тем, проблема имеет решение. И на первом этапе необходимо первоочередное внимание сосредоточить на снижение уровня агрессии у представителей субкультуры. Для этого на первом этапе можно использовать и положительный британский опыт. Но такое действие носит характер паллиативной хирургической операции и даст только выигрыш времени. По своей духовной и психологической сути субкультура фанатов есть глубокое проявление духовного кризиса общества и отказ от божественных заповедейне сотвори себе кумира и почитай родителей своих. И без возвращения общества к традиционным ценностям противодействие субкультуре обречено на неудачу. И это связано с тем, что именно в таком обществе наиболее эффективно проявляет себя архетипический защитный пояс символов.

Защитный пояс религиозных символов от манипуляции сознанием

ПокровС точки зрения аналитической психологии символом мы называем термин, название или образ, обладающий помимо своего общего употребительного еще и особым дополнительным значением, несущим нечто неопределенное, неизвестное. Другими словами, когда человеческий разум пытается объяснить некий символ, он неизбежно приходит к идеям лежащим за пределами логики. Люди очень часто прибегают к символической терминологии для обозначения понятий, определение или точное понимание которых нам не подвластно. Вот почему все религии используют язык символов как словесного, так и зрительного ряда. По мнению ряда психологов, символы защищают нас от психических болезней. Особенно важны религиозные символы, которые защищают нас от неврозов и психозов.

fanaty 1Любая молодежная субкультура – форма массового индуцированного невроза. Целительная роль религиозных символов доказана многочисленными клиническими случаями. Через символы мир духовный соединяется с нашим миром. Карл Юнг – один из самых образованных мыслителей ХХ века писал: «Разглядеть внешние условия можно лишь в том случае, если есть такая точка зрения, с которой можно на них смотреть. Христианская религия даёт человеку такую точку зрения и даже требует её от него, способствуя тем самым свободному суждению индивида. Религия даёт ему запас прочности против принуждения извне». Далее он продолжает: «Неукоренённый в Боге человек на основании своих личных суждений, не способен сопротивляться внешнему физическому и моральному насилию».

«Знаки и символы управляют миром, а не слова и законы», — писал китайский мыслитель Конфуций. Существуют целый сонм символов, которые формируют защитный пояс души человека. Наиболее полно он отражен в учении Православной Церкви и представлен тетрадой, состоящей из Символа Веры, Декалога Моисея, Девяти Заповедей Блаженств и семи Таинств Церкви. Основное содержание высказанных символов изложено в Законе Божьем и Священном Писании.

Этот защитный пояс способен придать или вернуть человеческой жизни религиозно-нравственный смысл и очистить душу от всякого наносного хлама и мишуры, которым собственно и является субкультура. Десять заповедей Господних в кратком изложении выглядят следующим образом:

  1. Я есть Господь Бог твой, и не должно быть у тебя других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира…
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний (для христиан воскресный), чтобы святить его; шесть дней работай и делай в продолжении их, все дела свои, а день седьмой – день покоя, посвященный Господу Богу Твоему.
  5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не воруй.
  9. Не произноси на другого ложного свидетельства. Не лги.
  10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Особого внимания заслуживает выделение в рамках религиозного мировоззрения категории смертного греха, то есть преступления лишающего человека жизни вечной. Но именно все субкультуры проповедуют тот или иной смертный грех, в лучшем случае снимая с него табу.

Семь смертных грехов человека

Иероним Босх Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Смерть, Страшный Суд, Ад, Рай 1

Семь смертных грехов: гнев, гордость, блуд, лень, чревоугодие, корыстолюбие, зависть. В качестве иллюстрации использована картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи: Смерть, Суд, Ад, Рай».

Посткриптум

Украина21.11. 2013 года начался знаменитый киевский Майдан. И в событиях 2013-2014 годов футбольные фанаты стали реальной движущей силой революции на Украине, выполняя волю олигарха Коломойского. Особенно они отличились в майских событиях в Одессе, участвуя в ритуальном жертвоприношении православных.

 Список литературы

1.Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Второе изд. (исправленное и дополненное). Изд-во Вера. Санкт-Петербург. 2011. – 239 с.

2.Вехи Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910 / Сост., коммент.

3.Воробьевский Ю. Ю. Шаг змеи. Издание 2-е дополненное – М: 000 «Палитра – статус», 2002 528 с.

  1. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.

5.Духовный кризис: Когда преображение личности становится кризисом (Под. ред. Станислава и Кристины Гроф / Пер. с англ. А.С.Ригина – М. Независимая фирма «Класс, Изд-во Трансперсонального института, 2000 –23, 105-106 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

  1. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9.

7.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, -2000

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.

9.Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990, № 2, 54.

  1. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
  2. Лисичкин В.А., Шелепин А.А. Третья мировая информационно-психологическая война. – М.: Академия социальных наук, -1999.
  3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.

13.Платонов О.А. Терновый венец России. История русского народа в ХХ веке. – Т.2. –М.: «Родник», -1997. –896 с.

  1. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
  2. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
  3. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98

17.Тойнби А.Дж. Постижение истории.: Пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П. Вступ. ст. Уколовой В.И. Закл. ст. Рамковского Е.Б. –М.: «Прогресс», -1991. –736 с.

  1. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.

19.Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование, применение. Сер. «Мастера психологии». – СПб.: «Питер Кош», -1998.

20.Уолш Р. Дух Шаманизма.: Пер. с англ. –М.: Изд-во Трансперсонального института, -1996. –288 с.

  1. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.

22.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ, -1998. –784 с.

23.Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В.Андреева и др. – М.: Локид-Миф, -576.

24.Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. Перевод Софии Лорке, пер. и доп. В. Зеленским. – СПб.: «Ювента». – М.: «Прогресс-Универс», -1995. –765 с.

25.Юнг Карл Густав, фон Франц Н-А., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М.: «Серебряные нити», -1997. –386 с.

26.Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: Изд-во «Питер», -2000. –640 с.

27.Еrikson EH (1963a) Childhood and society (2 end ed), New York: Norton.

28.Erikson EH (1958) Youngman Suther: Astudy in psychoanalysis and histori. New York: Norton.

29.La Rouche Lyndon H. “Jesus Christand Civilization” //EIR, October 6, 2000, Vol. № 39, p.22.

 Николай Головачев, г. Днепропетровск. 2013г.

Иероним Босх Сад земных наслаждений

Иероним Босх Сад земных наслаждений