Метки

, , , ,

Cхиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928-1992)

Отец Виталий 80-е годы 1«Полю­бите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом — наш рай! Это — наше Воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!»

Старец Виталий (Сидоренко)

Благодать — Болезни. Лечение — Война в Грузии – Грехи — Духовная жизнь – Духовник — Если на душе тяжело — Заповеди Божьи — Иисусова молитва — Исповедь, покаяние — Крестное знамение – Любовь — Милостыня. Нестяжание — Молитва. Акафисты — Молитвенное правило при опасности – Начальство – Неосуждение – Обиды – Память – Покаяние – Помыслы — Приветствие – Причастие – Проскомидия – Пустыня – Родители — Своеволие и воля Божия – Семья – Спасение — Страстная Седмица — Суета. Пристрастие к земному — Терпение. Христианские добродетели — Храм Божий — Церковная молитва

Благодать

Спаситель БлагословениеОчень Батюшка скорбел за тех, кто получая его благословение и разрешение грехов на исповеди, не удерживал полученной благодати. Батюшка объяснял, что благодать – очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды. С.98

Болезни. Лечение

«…Матери А. так лечиться: вставше с постели утром прочесть один раз «Отче наш» и один раз «Богородице Дево, радуйся», один поклон, выпить чайную ложку крещенской воды. Вечером перед сном: один раз «Отче наш», один раз «Богородице Дево, ра­дуйся», один поклон, святым елеем помазать сердце и боль­ную грудь, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Совершать это 40 дней и будет благополучна. Это от всех болезней лекарство, говорил Иоанн Киевский, уча людей как быть здравым…» с.180

Война в Грузии

Когда началось братское кровопролитие, он молился по ночам, стоя на камне, прося Господа сохранить святую Иверию и паству Христову, а Святейшему просил дать духа пре­мудрости, чтобы сдержать братоубийство. Сам же он взял на себя в то время подвиг молчания и воздержания в пище, вку­шая только хлеб и воду, а иногда отказываясь от нее совсем…

За несколько лет до этих событий отец Виталий гово­рил о предстоящих бедствиях: «Будет на земле страшная кровь, братоубийство, голод. Не выбрасывайте пищу, будете рады и отбросам… Люди будут искать жизни в других стра­нах… Познайте каждый себя и поймете, что в том, что со­вершается в мире, есть и наша вина, это наши грехи».

Когда к нему обращались за благословением на отъезд из Грузии, он отвечал: «Нет на то воли Божией. Надо быть на своих местах, и Господь Сам управит. Ищите Господа – и Господь к вам придет». Те же, кто все-таки продавали свои дома и уезжали без благословения, потом горько сожалели… с.65

Грехи

«Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение – раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала… Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит – мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит». С.97-98

Духовная жизнь

Молитва«…Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь. Авва Макарий гово­рил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди — в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами — будем безопасны от стрел их. Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по гре­хам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то най­дешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возло­жим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе — будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно…»

«За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов». Сле­довательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишне­го, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к иску­шениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому по­добному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподо­бишься Царствия Небеснаго.

Помни главное:

  1. Считай каждый день последним твоей жизни и прово­ди его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием.
  2. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей (т.е. не выслушивай чужих мнений), дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы.
  3. Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовнаго отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что соглас­но с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, — у нас своих много. Хульных, блудных, обидных и всех родов помыслов от­вращайся и будь к ним без всякого внимания. Старайся всех любить, никого не огорчать, не сплетничать и всем уступать. Быть мирным и снисходительным ко всем…» с.162-164

«…Молчаливый — из мудрецов мудрец, смиренный — из силачей силач. Я ни того, ни другого не имею. Слеза, аки капля дождевая питает растение, слеза душу очищает и с Богом сродняет…» с.166-167

«Господь сотворил человека не на погибель, а на спасе­ние, надобно сему по-детски верить и трудиться. Господь Своею милостию наградит Вас. На земле труды, а после — награда и утешение. Смотря на детей, диву даешься: оно, дитя, ничего такого не знает, как взрослый, но всегда в восторге и радости, бодрости и веселии, в усердии и бдении.

Когда мы мыслим, то на все надобно смотреть, что везде и всюду Бог, и ничего нет, где бы Его не было. Эта мысль будет связана и с Богомыслием, и молитвой, и благодарными чув­ствами вездеприсутствия Божия. И слова, и дела наши долж­ны быть перемежены Богом, Святым Писанием, крестным знамением, благословением…» с.167

«…Надо просить, молить, плакать, каяться всю жизнь и предаваться воле Его Святой. Соблюдать по­сты, носить крестик на груди, молясь с поклонами, соблю­дать праздники, а когда нарушаем, тогда каяться, а наруша­ем всю жизнь. Всегда проси и моли Господа и Матерь Божию, говоря: да будет воля Твоя, Господи, — но не настаивая на своем, это свое нам и дает тяжесть. Господь рек: «Сыне, даждь ми твое сердце» (Притч.23, 26), — это чтобы мы ни делали, ни мыслили, а от Господа не отступали сердцем, но мы так не поступаем. Но Господь нам все равно помогает и ведет путь человека ко спасению…» с.170

Духовник

«…Как узнаю, правильный ли путь мой, если молчу и не советуюсь с духовником. Хотя какую-то часть его прошел, а может путника обидел, недружелюбное слово сказал, чем-либо смутил его доброе устроение или еще что сделал? Вот поэтому и должно открывать свои намере­ния духовнику и без его совета ничего не предпринимать и планы не строить. Свое намерение, без откровения, есть грех, и намеченный план будет трудный, а мы в трудностях не благодарим. Господь учит благодарению, а оно будет при совете и откровении…» с.169

Если на душе тяжело

«Если душе тяжело, то надо помногу поклонов творить, несколько Акафистов молитвенно прочитать, безпрестанно Иисусову молитву творить, а главное: отсекать своеволие, ни­кого не осуждать, все раздавать, волосы не резать, ни капли не только спирта, а и вина не пить, молчать, благодарить, тер­петь, не роптать, тогда придет помогающая благодать.

Святая Феодора однажды согрешила и всю жизнь кая­лась, а за человека убиенного надо великие подвиги нести. Для кого трудишься? Для спасения своей души. Что приобрела — раздавай, возьми найди нуждающегося и помогай ему, и будет тебе венец спасения…» с.172-173

Жилище

Дом освятите непременно. Где человек живет — там и обитель святая.

Ежедневно кропите квартиру святой водой.

Нельзя говорить, что в доме грязно. Бог все сотворил чисто и свято.

Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И при­дет помощь от Господа. С.187

Заповеди Божьи

милостыня 1Надо раздавать, а мы приобретаем, надо слушать, а мы роп­щем, надо отсекать волю, а мы ею живем, надо возненавидеть сей мир и все его утехи, а мы его любим — и в итоге мы идем наперекор заповедям Божиим. И тогда везде тяжело.

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих. С.181

Иисусова молитва

молитва старца«…Щедро­ты Его на всех делех Его, но нам горько и тяжко, и несносно, и яко во огни жегомые и томимые. Все сие делают грехи. Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия. Много людей и много путей ко спасению, а недоумений и искушений такое множество и разнообразие, что ум от соображения теряется, голова болит, а тело изнемогает. Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок…» с.162

«…Чтобы быть счастливыми, творите Иисусову молитву — и она Вам родит детей неоцененных, добрых, благословенных: сми­рение, кротость, любовь, терпение. Все раздавать милостыней, о земном не радеть, ради Господа терпеть, благодарить, отсекать свою волю, не унывать, а благодарить и всегда сла­вить Бога…» с.178

Надо не помыслы принимать, а молитву совершать.

Молитву творите во всякое время и положении — вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.

Творите молитву — она все восполнит.

Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.

Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение.

Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

Когда будешь безпрестанно творить молитву, будет благо, а ежели не радостно, так потому, что не творим молитву. С.182

Эта молитва избавит от печати антихриста, испросит прощение грехов, украсит добродетелями и с Богом соединит.

Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добро­детелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо мол­чать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

Отец Виталий говорил, что к молитве надо относиться с боль­шим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. В письме к од­ному архимандриту он так отвечал на его вопрос: «Почему Отцы не велят заниматься Иисусовой молитвой? Это в облас­ти сердца. Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия, и емлется за великий подвиг, оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени» (здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы – об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства).

Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет.

За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом.

Раз есть тщеславие исполнением правила, много не бери, а тяни четки с Иисусовой молитвой, не считая, но только смиренно и со вниманием. С.183

Исповедь, покаяние

Исповедь 5Батюшка …указывал на огромную пользу, когда согрешающий сам обличит себя на исповеди и раска­ется в содеяном. Ведь в таинстве покаяния Господь очищает душу кающегося и восстанавливает с ней нарушенную гре­хом связь. С.95

«Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе — сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир». С.96

Батюшка учил, как правильно следует исповедоваться: заранее обдумать свой проступок, оценить его и назвать од­ним словом, а по нашей склонности к забывчивости можно и записывать. Во время исповеди он советовал избегать подробностей, не называть имен — иначе получаются сплетни.

«Вот ты мне сейчас рассказала все подробно, — гово­рил он одной рабе Божией, — а есть такие батюшки, кото­рым ты так расскажешь — а они соблазняться. Такими подробностями ты их просто введешь в смущение, и не потому что они плохие батюшки, — все они Божии, — но можно и душе священника повредить такой исповедью. Поэтому нужно думать, как сказать». С.96-97

Крестное знамение

«Внимайте, как вы креститесь: махаете, как мух гоняете», — предупреждал он своих чад, обращая внимание на то, что пе­ренося руку с плеча на плечо нужно делать прямую линию, а не гнутую дугу.

Батюшка считал важным совершать крестное знамение и по­клоны не самочинно, а в согласии с церковным уставом, кото­рый должен знать каждый православный христианин. С.184-185

Любовь

3Батюшка как-то рассказал о себе: «В молодости я видел одного старца. Я был с этим старцем только один день. Я увидел его любовь, и это у меня осталось на всю жизнь». И сам он стал таким живым примером любви. Отец Виталий говорил: «Ничего нет сложного, если будешь лю­бить людей, искренне будешь стараться им помочь. Тогда тебе будет очень легко жить». С.82

Одна женщина побывав у старца со своей семьей сказала: «Выше той любви, какая есть у него, человек уже не может достигнуть. Если у человека такая любовь, а ведь ему дал ее Бог, то какой же тогда Сам Господь!»

Однажды он сказал своим чадам: «Если бы любовь име­ли — стены бы разошлись, и вы всегда могли быть со мною, видеть меня». В этих словах он открыл тайну своей про­зорливости — любовь. Дар прозорливости помогал ему в старческом служении людям. С.108

Будете любить — ни тоски, ни уныния не будет.

Господь учить нас быть подобно детям, не осуждать, не оби­жаться, всех любить, терпеть, благодарить, на промысел Бо­жий возлагаться.

Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет — и стены разойдутся.

Любовь — единственное, что надо стяжать.

Учил со всеми жить в мире, говорил: «Лучше пусть дело разо­рится, чем нарушать мир». С.185

«Полю­бите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом — наш рай! Это — наше Воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!» с.192

6

Милостыня. Нестяжание

Нищим всегда помогай. Хоть копеечку подай, если больше нет — и она возносится на Небо.

Старайтесь все раздавать, оставьте только самое необходи­мое — тогда отрада будет на душе.

Говорю: все надо раздавать, но не слушают. Всего имею аки склад — вот мне и ад. С.187

45

Молитва. Акафисты

Если хочешь помолиться о многих предметах, то поели­ку Бог знает, в чем мы имеем нужду, молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, по­моги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь по­лезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь». С.165-166

…Почему ты не молишься? Ходишь, ездишь, сидишь, бежишь, кушаешь — всегда молись. Говори Богу и Матери Бо­жией все, что тебе хочется, а молитву заключай: да будет воля Твоя, Господи. И ежели что не совершится по твоему жела­нию, ты ясно будешь знать, что такова воля Божия.

Читаешь ли «Богородице Дево, радуйся» 24 раза с покло­нами? Нет. Кому же нужна накрашенная, волосы урезаны и главное, не молящаяся? Зачем все себе так делаешь? Надо Бога просить, а на улице друзей не искать. Кто найдет друга улич­ного, то плохо будет ему, а ежели в доме — то богатство ему. Ищи Жениха красивее, мудрее, богаче всех, Ему слава. Аминь… с.172

«Во святой Обители Покрова Мате­ри Божией были скорби, боялись, что закроют Святую Оби­тель. Мать Игумения раздала каждой матушке по Акафисту. Их 70 человек, каждой по Акафисту читать после правила в ночное время келейно. Из города Золотоноши видели, что монастырь как бы горел. Пришли люди утром из города, а никакого пожара, конечно, не было, это был Божественный свет от молитвенного чтения Акафистов, и до сих пор молит Бога Святая обитель не закрытая. Все сестры пусть читают Акафисты разные, одна — Божией Матери, другая — Спасите­лю, а третья — Святителю Николаю, и все разные, а Господь и Матерь Божия и Святые сотворят чудо…» с. 179

Молитвенное правило

пост 2Батюшка учил не скорбеть и не унывать, если не успеваешь вычитать утреннее правило, а неустанно читать в течение дня Иисусову молитву, 150 раз «Богородице Дево, радуйся» и Пяточисленные молитвы. Он говорил, что Иисусовой молитвой можно заменить все правило, а кто каждый день читает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», того Матерь Божия спасет.

Если после молитвы попьешь чаю или покушаешь, заново надо читать молитвы на сон грядущим.

Всегда читайте «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз с по­клонами — и Матерь Божия совершит спасение.

Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной мо­литве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится по­жар — никакая беда тебя не коснется.

Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия пода­дут Свои милости.

Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Госпо­ди, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай — они не Божии.

При крайнем затруднении к прочтению правила ко Прича­щению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв.

Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позво­лял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. — Вот и помолились, тогда не будете унывать». С.183-184

Молитвенное правило при опасности

Находящимся в смертельной опасности он благословил читать ежедневно 26, 50 и 90-й псалмы, а также 100 Иисусо­вых молитв. Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом. С.64-65

Начальство

За начальников надо молиться такою молитвою: «Господи, благослови, кого я осудила (имена) и их святыми молитва­ми и мя, окаянную, помилуй». 12 поклонов поясных и сию мо­литву… с.171

Неосуждение

О.Виталий (4)В письмах Батюшка постоянно повторял, чтобы никого не осуждали, ибо от сего греха «благодать уходит, а тогда — тос­ка, уныние, леность, ожирение, похоти, алчность, жадность, шутки, многословие находят, а также нетерпение, неделание ничего доброго».

Чтобы научиться любить, надо молиться так: «Господи, бла­гослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитва­ми и мя, окаянного, помилуй». — С этой молитвой 12 пояс­ных поклонов. Так учил нас отец Серафим (духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим Романцов), и мы все ежед­невно сие совершаем.

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», — и Матерь Божия по­может никого не осуждать.

Одна духовная дочь отца Виталия вспоминает: «Как-то Батюшка на ходу, как бы между делом, сказал: «Лучше бы вы объелись, чем осудили человека»».

Одна из его духовных чад поехала в Сочи. В храме она со­блазнилась тем, что на престоле не горели свечи и сокраща­ют службу, и не стала причащаться. На это Батюшка отве­тил: «Причащаться надо, и надо самому гореть свечой. За то, что привыкли осуждать, покоя нигде не находят люди».

«Осуждай себя каждый человек… Все грехи нас борют потому, что мы горды».

При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог — Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» — И сим помыслом выгонишь злопамятство.

Не осуждай, люби, себя вини, всех за Ангелов считай — и будут слезы.

Батюшка приучал в общении с людьми постоянно думать: «Все как Ангелы, а я хуже всех». С.186-187

Обиды

Если кто на тебя обижен или недоволен, ты за него поклончики положи, а то и гостинчик пошли. С.187

Память

Господь даровал отцу Виталию такую память, что он по­мнил всех, кто хоть раз приезжал к нему, и даже их родствен­ников. Тем же, кто жаловался на свою забывчивость, гово­рил: «Память засоряется от грехов». С.82

Покаяние

«…Надо себя считать неоплатным винов­ником, принося покаяние. Видишь, Святой Серафим Саровс­кий, чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному». Святой Еф­рем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата мое­го». Святой Царь и Пророк говорил: «Я червь Израиля». Апо­стол Павел называл себя извергом. И каждый из Святых себя хулил и плакал о гресех. Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы (на иконных ликах многих подвижников веры под глазами изображены следы от пролития обильных покаянных слез).

Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один по­гибну», — и всегда плакал.

Старайся всегда читать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всех считай святыми, нико­го не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и ра­дости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послуша­ния, и тако с Господем будеши…» с.167-168

Помыслы

14«…Читайте Святое Евангелие, Псалтирь, Акафисты, занимайтесь Иисусо­вой молитвой. Понуждайте себя понемногу. Когда мы кушаем пищу, то на столе разные продукты: и хлеб, и чай, и овощи и фрукты. Так же и духовно себя питайте, читайте, молитесь, пойте. Не обращайте внимание на мысли, которые надоедли­во внушают нехотение делать святое, а Вы себя понуждайте, не унывайте, не приходите в безнадежие, и помощию Божиею и Богоматери обрящете искомое, т. е. спасение…» с.174

«…Зачем ты много думаешь о суетном, а не читаешь умом молитвы? Что не веришь Богу? Если бы я думал, то давно с ума бы сошел или еще что-нибудь нехорошее было бы со мною. А я вот спрошу — мне сказали и я верю, а себе и своим мыслям не верю, вот мне и легко. Скажу тебе: не верь мыслям и най­дешь покой, именно то, что ищешь, оно приидет к тебе, ненадуманным планом, а милостью Божией…» с.177

Приветствие

Батюшка учил нас при встрече приветствовать друг друга словами: «Христос посреде нас!» — и отвечать: «Есть и бу­дет». Он говорил, что при произнесении этих слов Святой Дух осеняет нас, а кто был во вражде — примиряется». С.81

Причастие

Причастие картинаЕму было горько видеть, с какой легкостью христиане нередко попирают Таинства: формально исповедуются, лег­комысленно дерзают приступать к Святой Чаше, и затем тут же вновь возвращаются к своим греховным привычкам, нисколько не задумываясь над тем, что они только что со­единились со Христом в таинстве Евхаристии. «С каким бла­гоговением мы должны приступать к Телу и Крови Христа, Сына Божия! К какому Таинству приступаем! Огнь Боже­ственный достойных освящает, недостойных попаляет… Не думай­те, что попостившись неделю вы уже достойны причаще­ния. Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, что­бы от пищи воздержаться, — надобно внутреннее очище­ние: чтоб тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту. Через приобщение Святых Тайн освящается душа и тело, через него Бог в нас присутствует». Поэтому отец Виталий подчеркивал, что важно не только принять Святое При­частие, но и стараться как можно дольше сохранить полу­ченную Благодать. С.98

Проскомидия

Отец Виталий говорил, что когда за человека вынимается из просфоры частичка, он исправляется. И советовал всегда подавать записки на проскомидию. С.66

Пустыня

Впоследствии, живя в Тбилиси, отец Виталий говорил: «Я настолько люблю пустыню, что если бы не благослове­ние, я бы и одного дня здесь не был»…

В то же время отец Виталий знал, что путь этот не для многих. Одной своей духовной дочери, которая, побывав у него, тоже захотела жить в пустыне, он сказал: «Нет, пустыня выгонит. Нужно жить в миру, как в пустыне. Идя по улицам, не по сторонам смотреть, а себе под ноги. Больше молчать, не пустословить и Иисусову молитву творить». с.53

Родители

Любовь к родителямПриехала одна женщина к Батюшке, целует ему руки. А он ей говорит: «Тебе легко мне целовать руки, а ты дома матери целуешь руки?»

— Нет.

Значит, твоя любовь лицемерная.               

Часто спрашивал тех, кто к нему приходил: «Как ты с мате­рью обращаешься? Берешь ли у нее благословение?» И учил брать у родителей благословение, целовать у них руки, слушаться, смиряться перед ними.

Дочь после размолвки с родителями умерла без примирения. Матери часто снился ее гроб, стоящий в доме. Тогда отец Виталий дал такой совет: пойти на могилку и сказать: «Прощаю от всех руганий, проклятий и обид, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», — крестя при этом могилу. После того, как это было исполнено, такие сновидения прекратились.

И в письмах Батюшка постоянно учил почитать родителей: «Маму простите, и если она жива, пойдите к ней и просите прощения, а если не жива, пойдите на могилку, поклонитесь до земли и скажите: «Мама, прости меня во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». И сами скажите: «Прощаю, мама, Вac, когда ругала или кляла. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Перекрести могилку, поцелуй землю».

Люби маму, ежедневно бери у нее благословение.

Непокой от неповиновения родителю. Всегда берите у папы благословение и целуйте руку.

Любите детей, всех благословляйте, не укоряйте, а ласково обращайтесь. Ласковое слово, аки вода: вода мягкая, а камень пробивает. С.187-188

Своеволие и воля Божия

«Кто хочет исполнить свою волю, тот сын диавола, а кто исполняет волю таковаго, тот исполняет волю диавола. Если же он и исполнит волю свою, то и тогда не получит покоя

Не прель­щайтесь от диавола и не следуйте внушениям своей воли во вред себе, — никогда не будет по воле вашей, ибо зло не ис­требляет зла. Но если предоставите волю вашу Богу, то Он сотворит как Ему угодно…» с.164-165

«…Что ни делаете говорите: «Господи и Матерь Божия, благословите» Вот и будет отсечение своеволия…» с.174

Семья

«…Почему не смиряется перед мужем? Зачем его укорять? Надо любить, терпеть, молчать, благодарить. Если бы была одинокой, то это одно. Не надо было выходить замуж, а если вышла, то терпи, а теперь этот крест жизни [надо] нести со благодарением. Везде надо смиряться…» с.173

Одна духовная дочь старца вспоминает: «Я прожила с неверу­ющим супругом, богохульником, 23 года. Много раз думала ра­зойтись, а отец Виталий не благословлял. Он говорил: «Кто терпит свой крест до конца, тому венец готовится, а награда на Небесах такая от Бога, что человек даже не может себе представить»». С.182

Спасение

1«Надо пре­даваться воле Божией и за все благодарить. Никогда не забы­вать грехи свои, тогда и терпеть нечего. Святой Петр всю жизнь плакал — ему надо подражать. Святой Иоанн Богослов — пример послушания. Надо жить их жизнью, тогда получим спасение…» С.171

«…Это диавол учит роптать, чего-то искать, желать, а Господь велел: «Не любите мира, ни яже в мире» (Ин.2, 15). Господь Вас не наказал, а наградил великими и богатыми милостями. Учитесь всех любить, при­вечать, тогда никогда одни не будете. Квартиранты — это Ан­гелы Божий. Так мыслите и благо Вам будет.

Проснулась — не о делах думай, а Иисусову молитву чи­тай, да Святаго Ангела Хранителя зови, Матерь Божию, Свя­тых…» с.173

«…Себя всегда надо упрекать, каяться, сми­ряться, всех считать святыми, а себя великой грешницей, никого не осуждать, помнить смерть, суд, ад, заниматься Иису­совой молитвой… Всех считайте родными, все раздавайте, всех любите и уважайте. Свои сбережения надо раздавать. Бог позаботится о нуждах…» с.174

«…Ежедневно у мамы брать благословение, соблюдать посты, трудиться, любить Божий Храм, стремиться к Богу всей душой и телом. Глубока пропасть ада и страшные муки огня. Не дай, Господи, никому туда попасть, а для сего надо усердно любить Матерь Божию, совершая поклоны, читая: «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз и Акафист Матери Божией ежедневно. Она непремен­но того спасет, кто к Ней прибегает…» с.176

«На первом месте у человека должно стоять спасение души», — учил Батюшка. Одна его духовная дочь после длительного пла­вания поехала домой, а не к Батюшке. На что он сразу написал ей письмо, в котором указывал, что надо спешить туда, где «мож­но услышать слово спасения Отец Андроник из ссылки не до­мой пошел, а прямо в Дом Спасения. (Схиархимандрит Андроник (Лукаш) в 1939 году был сослан на Колы­му. После освобождения в 1948 году он сразу приехал в Глинскую пустынь). Надо отсекать свою волю».

Легкий путь спасения — это не осуждать никого, — и Господь не осудит. С.181

Страстная Седмица

Крестный путь Спасителя«…Благословите поздравить Вас со Святой Страстной Сед­мицей, где воспоминаются и воспеваются страдания Христо­вы. Поминая, человек благодарит Бога и спасается. Тако и ты, радость наша, не скорби, люби, терпи, предаваясь воле Божией. Скажешь, не соболезнуют тебе, а ты вспомни, что Спасителю никто не соболезновал, когда били, бичевали, пле­вали, хулили, пхали, ударяли бичами, руками, завязывали гла­за, ударяли и кланялись, смеялись, издевались, вымогали, что­бы сказал Господь слово нетерпения, но Господь терпел, мол­чал, смиренно молился за обидчиков, а когда наступило [время] прибивать гвоздями, Сам пошел на крест с радостью страдать, за меня, тебя и весь мир. А мы должны за свои грехи терпеть, а помощь Небесная придет от Господа и тебя укре­пит, Ему слава. Аминь…» с.175

Распятие ХрамВ Страстную Пятницу Батюшка совсем не разговаривал. Так он почитал день страданий Спасителя.

Учил всю Страстную седмицу ходить в храм, суетой не зани­маться, только приготовить пищу разрешал. Он говорил, что днями Страстной седмицы освящаются дни всего года. Вели­ким Понедельником освящаются понедельники всего года, Великим Вторником — все вторники года и т. д. c.185

Суета. Пристрастие к земному

Не ищи вкусной, сладкой, жирной пищи. Надо всем пользо­ваться так, чтобы была сила на труды, а прочее не во спасение.

Чтобы победить врага, надо победить свое тело, себя побе­дить. А мы, то и дело, даем себе поблажку — то переели, то переспали. А надо помнить: переел — капкан, переспал — кап­кан. У нас ни у кого нет решимости.

Когда получаем телесные удовольствия, прогоняем благодать. Например, если спим в мягкой постели…

Особо выделяя дни больших церковных праздников, отец Ви­талий строго запрещал в эти дни заниматься уборкой, стир­кой и другими делами. Он говорил: «Все, что сделано в празд­ник, придется исправлять в будни».

Батюшка учил во время повседневных дел и забот не оставлять в уме Господа: «Что ни делаете, помышляйте, наблюдая за серд­цем, что все делаете Господеви. Вот и пойдут дела Ваши во славу Божию. И Иисусову молитву творите — и будет двойное дело: и молитва, и труд и тако всегда с Господем будете». С.188-189

Терпение. Христианские добродетели

Надобно потерпеть, ибо Господь сказал: «В тер­пении вашем стяжите души ваши» (Лк.21, 18) и Апостол: «Тер­пения имате потребу» (Евр.10, 36). Если Бог восхотел испы­тать тебя, можешь ли ты потерпеть что-либо, то ужели ты ока­жешься не имеющей терпения? Почему не сказала ты своему помыслу: «Сколько времени я прожила, ужели не потерплю и остальные немногие дни?..» с.165

Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня.

Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть. С.181

Терпение, благодарение, молитвенный труд — все недоумения, препятствия и скорби сотрут, и в тихое пристанище приведут…

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение. С.185

Храм Божий

01«…Для того чтобы кушать хлеб, требуется великий труд: пахать, садить, полоть, косить, молотить, мо­лоть, печь, — так достается насущный хлеб, а спасение тоже сопряжено с трудом. Надо только любить, а любящему этот труд — сладок. Мы не хотим ходить в Божий Храм, а там Гос­подь и Его таинства, молитвы, службы, исповедь, Причастие — все для нас, а мы не хотим… Осуждать никого не надо. Вы не одинокие: Господь, Матерь Божия, Ангел Божий, вок­руг люди Божии, эту мысль, что одинокая не принимайте. Гос­подь рек: «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется, проси­те и дастся» (Мф.7, 7). Молите Господа и получите просимое. Уже хорошо, что знаете дорогу в Божий Храм, а Храм ведет в рай. Благослови Вас Господи, Ему слава. Аминь». С.176

Церковная молитва

Отвечая духовным чадам о важности частого посещения Цер­кви, отец Виталий говорил: «Домашняя молитва за несколь­ко дней не заменит одного «Господи помилуй» и поклона, сде­ланного в Церкви». С.184

По книге «О жизни схиархимандрита Виталия», М.: Новоспасский монастырь, 2002 г.

Иисус 1