Метки

,

Старец схиигумен Савва (Остапенко) (1898-1980):

Старец Савва«Нет молитвы, не будет и благодати Божией. Нудить себя надо, а не лениться, просить у Господа помощи. Если не будете выполнять своего молитвенного правила, ох как пожалеете об этом, когда будете умирать, только тогда уже поздно будет!

…Злая сила не имеет возможности вредить тому, кто от сердца говорит: «Виноват я, прости меня».

Уныние, леность и нерадение – это три исполина, которыми связан весь род человеческий. Поэтому и молимся мы каждый день Царице Небесной: «Отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение…»»

Старец Савва

ИсповедьАлчность, сребролюбие – Благодарность – Благословение – Брань с темными силами. Искушения – Внутренняя жизнь – Водосвятный молебен – Воля Божия. Своеволие – Гнев, раздражительность – Гордость – Грехи – Долготерпение Божие – Земная неправда – Иконы – Исповедь. О примирении с ближним перед исповедью – Крестное знамение. Нательный крестик – Любовь (к Богу и ближним). Домашний крест. Спасение для мирян – Милосердие, милостыня – Молитва – Молчание – Обиды, оскорбления – Осуждение – Покаяние. О фальшивом покаянии – Послушание духовному отцу. О епитимии – Пост – Причастие – Сердце – Скорби, страдания, болезни – Смертный час. Помощь умершим – Смирение – Совесть – Страсти. Борьба со страстями. Немощи – Страх Божий – Суета, земные пристрастия – Таинства Церковные. Почему нет утешения после исповеди и причащения? – Тщеславие – Уныние. Отчаяние – Церковь Христова. Поведение в Храме. О посещении храма новоначальными

Алчность, сребролюбие

Старец Савва усиленно боролся со скупостью и алчностью, не сострадательностью к ближним, безплодным накоплением богатства и говорил, что такие люди, которые живут только для своего удовольствия, а о бедных братиях и думать не хотят, уподобляются евангельскому богачу. Старец призывал людей, имеющих достояние, помогать бедным, следуя словам апостола: «Имущие, будьте, как неимущие, а неимущие, как имущие».

«Скупость и алчность – это самая губительная страсть, это Иудин грех! Будем же сострадательными и милосердными. Милосердие – великая добродетель! Патриарх Иоанн Милостивый считал пропавшим тот день, когда он не сотворил милости ближнему. Добродетельные люди ищут случаев, кому бы помочь. Матерь Божия особенно радуется, когда люди творят милостыни ближнему, и очень огорчается жестокосердием и немилосердием людей».

Кто-то спросил старца:

— А если нет денег и вещей, какое же может быть пристрастие?

Старец заметил:

— Кто не имеет средств для милостыни, а завидует тем, у кого они есть, тот тоже сребролюбец – любитель богатства. Сохрани нас, Господи, от такой страсти! Будем довольствоваться самым необходимым для поддержания тела: одеть его, чтобы не простужаться, подкрепить пищей, чтобы оно не изнемогло, чтобы оно было другом душе для работы Господу. А все лишнее – погибель для души! Особенно бойтесь роскоши, подражанию моде. Не копите денег, все лишнее раздавайте бедным. А то другие откладывают на книжку, на «черный день». А как пророк Давид говорит? Сребра своего не даде в лихву (Пс.14, 5). Это страшное дело: «черный день», «черная касса» — сами названия говорят, что это сатанинское дело. Довольно нам заботы о сегодняшнем дне! В молитве Господней мы просим у Господа: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Не будем уподобляться евангельскому богачу. Не ищите ничего на этой грешной земле, нет у нас здесь постоянного дома – странники и пришельцы мы на земле.

«Есть и такой вид стяжательности, называемый книгоманией. Когда копят много книг, акафистов, и они лежат без пользы: сами их не читают и боятся дать другим почитать. Про таких говорят: «Был монах Мних, он имел много книг и молитв в них, но он спал на них, не читал их, не знал, что в них». Такое сокровище духовное не надо держать под спудом. Самому нет времени почитать – предложи другим. Это тоже один из видов милосердия, и такое духовное милосердие угоднее Богу».

Благодарность

«Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных».

Благословение

«Каждое дело начинайте с молитвы. В молитвеннике есть особая молитва перед началом дела. Всегда читайте ее и, получив Божие благословение, через эту молитву будете иметь успех в труде. А после окончания дел не забывайте благодарить Господа. Без помощи Божией всуе будем трудиться и мучить себя.

Один монах поделился со мной своей скорбью: «Батюшка, почему так бывает? Стараюсь делать все как лучше, а мною все недовольны». – «А ты читаешь молитву перед началом всякого дела по молитвеннику?» — спрашиваю его. «Нет, не читаю». – «А вот теперь читай и увидишь разницу», — говорю ему.

Этот монах потом благодарил меня за такое вразумление, он поражен был, как помогала ему эта молитва».

О силе благословения рассказывает духовная дочь старца: «Благословил нас отец с П. поехать в Пюхтицы. Я взяла благословение искупаться в источнике (дело было зимой), а П. он не благословил. Приехав, я пошла на источник, и П. со мной. Она говорит: «Я искупаюсь, тогда исцелюсь, ведь источник целебный».

Мы искупались. Я была больная – поправилась, а П. была здоровая и заболела, я еле ее привезла домой. Она поняла, что ослушалась, написала отцу покаяние. Он помолился, и она выздоровела».

Брань с темными силами. Искушения

«После полученной радости духовной и теплоты сердечной надо быть готовым к какому-нибудь вражескому искушению.

Господь посылает такие сладкие минуты сердечного порыва к Нему, чтобы таким утешением, сладостью богообщения удержать душу человека у Себя. В момент искушения надо все силы приложить и просить Господа о помощи, чтобы победить грех, отказаться от него, показать, что мы действительно любим Господа, не на словах, а на деле. А за победу над грехом Господь посылает такие милости! Борьба с грехом вменяется в мученичество. Если хочешь работать Господу, то готовься к испытаниям, ибо темная сила будет стремиться расстроить твое доброе начало. Не поддавайся ей – и благодать Божия поможет все победить».

Внутренняя жизнь

«Жизнь внутренняя – это основа основ православной веры и неотъемлемая принадлежность православного христианина. Если мы не будем бодрствовать над собой, над своим сердцем над своим разумом и помышлениями, то мы не спасемся. Мы должны следить, чтобы все наклонности нашего сердца были направлены к прославлению Господа и чтобы мысли наши были устремлены только к Нему Единому.

Через самопознание и самободрствование мы получаем благодать и силу к приобретению жизни безсмертной.

Иногда смотришь на человека – по наружности он ничем не отличается от других, а по внутренней жизни он высок перед Богом и часто творит великие дела добродетели.

Без внутренней жизни, без самободрствования человек легко впадает в погрешности и беззакония, поэтому надо стараться, чтобы наше внешнее, наружное поведение управлялось внутренним, сердечным расположением. Если у человека внешняя жизнь преобладает над внутренней, если он занят только земными предметами и не радит о предметах духовных, т.е. о своем спасении, то рано или поздно он почувствует неудовлетворенность жизнью, пустоту, мрак, и это неизбежно приведет его в уныние и даже в отчаяние.

Да, страшно жить без Бога, иными словами, без внутренней жизни никогда не насладится такой человек миром и радостью духовной, радостью о Боге в здешней земной жизни, а в жизни будущего века тем более.

Старайся …жизни внутренней придать первостепенное значение. Не думай, что она возможна только отдельным лицам. Она приемлема для всех людей любого звания, любого состояния, живущих в любом времени, занятых на любой должности, на любой работе, даже на самой труднейшей. Нет такой причины, из-за которой человек не смог бы войти внутрь себя и наблюдать за каждым движением сердца, за каждым помыслом. Не может только тот, кто не хочет заниматься упражнениями жизни внутренней, кто желает заниматься более собою, нежели Господом. Но в душе, занятой только собой, только внешней жизнью, не может пребывать благодать.

Проси …у Господа нашего Иисуса Христа того чистого света самопознания, который научил бы тебя внутренней жизни, научил бы всегда неразлучно пребывать с Господом. Когда ты вкусишь сладость внутренней жизни, тогда уже никто не сможет помешать тебе в благочестивых упражнениях. Кто занимается самосозерцанием, тому Господь дарует такую способность, что он может одновременно и молитву творить, и выполнять самую сложную и трудоемкую работу…

Люди эти постоянно вкушают сладость беседы с Господом, насыщены и пересыщены радостью духовной. Вот и ты тоже стремись к этому».

Водосвятный молебен

Отец служил водосвятный молебен и стал всех кропить святой водой. Мне попала одна капля, и то только на пальто. Отец говорит: «Когда кропят святой водой, даже воздух освящается, а если попала хотя бы одна капля на лицо, все тело освящается». Я стою и думаю: «А мне капля попала только на пальто». «Если на пальто попала капля, весь человек освящается, только надо верить».

Воля Божия. Своеволие

«Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если по строгому исследованию совесть спокойна, то намерение свое приведите в исполнение…

Будьте всегда преданы воле Божией, не противьтесь ей, прислушивайтесь и присматривайтесь к ней».

Старец Савва одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: «Жребий полезен тем, что отсекает свою волю».

Гнев. Раздражительность

«Важно для человека сохранить спокойствие духа, не поддаваться раздражительности и гневливости. А если раздражились, то очень важно удержать язык в эту минуту или уйти. Иисусовой молитвой или молитвой «Богородице Дево, радуйся» убивайте свою раздражительность и гнев. Почитайте в эту минуту Евангелие, если есть возможность. Хоть и ничего не понимаете в эту минуту, а все равно читайте, потому что чрез зрение лучи благодати пройдут в душу. Заметьте: после такого упражнения скоро успокоитесь. А если и опять раздражитесь и вспылите, не надо смущаться неудачами, непокорностью сердца. Старайтесь постепенно искоренять свою вспыльчивость и Господа просите о помощи».

Одной рабе Божией на исповеди, выслушав ее жалобу на свою вспыльчивость, старец сказал:

— Очень много взяла на себя. Делай все по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться, что люди твоих трудов не оценивают. Делай все по своим силам ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности. Награды жди всегда от Господа, а не от людей! Понятно? Так избавишься от возмущения, а я помолюсь.

Видя как страдают от греха раздражительности, гнева, отец говорил: «У некоторых бывает такой гнев, такая раздражительность, как на море волны бьют, поднимаются, шумят. Но если нас ругают, это не страшно, лишь бы мы так не поступали, не гневались сами. Представьте, как  тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе. Его надо пожалеть, помолиться за него».

Духовная дочь вспоминает: «…Огорчалась я из-за детей, что они мне не помогают. Приезжаю к батюшке и спрашиваю:

  • Как быть?
  • Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», и Христос тебе поможет.

Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, смотрю на фотографию батюшки и прошу:

-Отец Савва, помогите, я раздражаюсь.

Приезжаю к нему, он говорит:

— Вот ты все пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я не писала). – В руке у него иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он дает ее мне и говорит:

— Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.

Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне сделалось легко, я перестала раздражаться.

На исповеди отец Савва сказал, что не надо бояться душевнобольных. И, окинув всех взором, добавил:

— Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные»

«Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните: «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!

Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.

Безчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу».

Гордость

Бойтесь похвалы от людей, а особенно когда хвалят вас незаслуженно. Молчите и не отвечайте в эту минуту, лишь в себе сознавайте, что нас хвалят больше, чем мы того стоим. А если начнете противоречить, то родится лицемерие. Ведь тонкое чувство удовлетворения от похвалы все-таки есть у каждого! Все мы находимся в прелести, то есть ценим себя высоко, гордимся, тщеславимся, и потому надо просить Господа каждый день: «Господи, пошли мне милость Твою, избавь меня от прелести, от самомнения, просвети меня светом благодати Твоея». Это страшная беда, когда человек, теряя смирение, прельщается собой и воображает себя чуть ли не святым. Это страшное состояние – самонадеянность, гордость бесовская! Некоторых Господь спасает от такого состояния тяжким наказанием: посылается душевная болезнь, или Он вразумляет их тем, что они впадают в постыднейший грех, от тяжести которого они, как бы опомнившись, приходят в себя, познают свое ничтожество, каются и исправляются. Но много таких несчастных погибают, особенно если некому было помочь опомниться. Сохрани всех нас, Господи, от такой прелести бесовской!

Никогда не надо гордиться своими способностями, дарованиями и другими природными качествами. Господь отнимает их в наказание за гордость.

Провидя это страшное состояние в людях, старец советовал таким людям сокращать молитвенные подвиги.

— А ты, Нина, меньше молись! – говорил он одной из своих чад.

— Чем выше человек в духовном отношении, — продолжал старец, — тем больше он видит, сколь велик Господь и как он сам ничтожен и беспомощен, и тем более он преклоняется перед величием Божиим в смиренной молитве и во всем просит себе помощи у Всесильного.

Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже умерли душой и еще при жизни испытывают геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.

Гордость – это основной узел, который связывает все грехи, пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордиться нечем. Тело и все способности дал нам Господь, и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «У того, кто допускает это, — недостаток ума». Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других…

Грехи

«Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, — так говорит старец Силуан. Грех – самое великое в мире зло, говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе… Лишь в таинстве покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человеку,  оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам …благодать».

Долготерпение Божие

«Если бы Господь был только правосудным, то Он казнил бы грешника немедленно, во время самого греха, но Господь любвеобильный, по Своему человеколюбию и милосердию Он милует грешника, долго терпит и ждет его обращения, ждет покаяния, ждет исправления. Долго-долго терпит Господь, но если закоренелый грешник упорно не хочет раскаяться и исправиться, то его ожидает страшная казнь Божия. Есть много таких грешников, которых Он навек отвергает.

Живут эти люди часто в полном благополучии, радуются, веселятся и не подозревают, а чаще и не хотят знать, что их благополучие – это знак вечного отвержения. Нет ничего страшнее, как благополучие грешных. Самый несчастный человек, кто не чувствует, как опасно ходит он над пропастью, и кто отвергает или откладывает свое покаяние.

Господь милосерд, но Он и правосуден. Кто пребывает неисправным, того Он наказывает внезапной смертью, так что в вечную жизнь грешник переходит неподготовленным и неочищенным. Загробная участь такого нераскаянного грешника не изобразима, страшна и безотрадна. Он вечно будет мучиться с прочими грешниками, и дым мучения их будет восходить до небес.

Терпит Господь… долго терпит и ожидает, когда грешник обратится к покаянию или же наполнит меру беззаконий и грехов своих, как Святой Ангел сказал апостолу Иоанну Богослову: «Время близь есть: обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще…» (Апок.22, 10-11), и тогда уже отраднее будет язычникам, «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день судный» (Мф.10, 15), нежели нераскаянным грешникам.

Святому апостолу Павлу было видение, как на грешных людей жаловались Господу и небесные светила, и океан, и земля, готовая заживо поглотить грешников: он слышал их стоны и просьбу, чтобы Господь повелел им уничтожить грешников, но Господь им отвечал: покаяния жду!»

Земная неправда

«Не надо удивляться и огорчаться тем, что замечаете на земле неправду. Как говорит апостол: «Ожидаем нового неба и новой земли, где правда обитает». Значит, на нашей земле у нас не живет правда, и потому надо относиться мудро к земной неправде и никогда ничем не возмущаться».

Иконы

«Когда входите в свой или чей-нибудь дом, где есть святые иконы, помолитесь и поклонитесь перед иконами, потом уже приветствуйте хозяев. Так же делайте и уходя из дома. Помните всегда о Господе и Ему воздавайте предпочтение».

Исповедь. О примирении с ближним перед исповедью

«Одно из главных действий покаяния есть исповедь. После того, как грешник придет в себя, …познает свои грехи, обратится к Богу с сокрушенным и смиренным сердцем, укорит, осудит и оплачет себя перед Ним, он должен чистосердечно исповедать грехи свои перед священником, обнаружить свое греховное состояние.

Приступая к исповеди, надо выполнить три условия:

Надо примириться со всеми, кто тебе в тягость и кому ты в тягость. Если не успел лично примириться, значит, мысленно от всего сердца прости, оправдай их, а себя обвини. При встрече с ними проси прощения и веди себя соответственно своему покаянному чувству.

Надо иметь сокрушение сердца и смирение. Кающийся должен и наружно показать свое смирение, встать на колени.

Не рассеянно помолиться

На исповеди не надо ждать вопросов духовника, а надо самому исповедовать свои грехи, не стыдясь, не скрывая и не умаляя их важности. Если исповедь общая, то надо все грехи, которые перечисляет священник, довести до сознания и чувства и признать себя виновным во всем, ибо если какие грехи мы не совершили делом, то могли совершить словом или помыслом. Слово «грешен» надо произносить с чувством глубокого раскаяния, а не машинально.

Исповедь есть подвиг самопринуждения. Многие не могут избежать соблазна самооправдания и на исповеди часто говорят духовнику, что, дескать, согрешить-то я согрешил, но тот-то вынудил меня на грех… Особенно, когда каются в ссоре, гневе, раздражительности, обязательно осудят других. Тех обвинят, а себя выгораживают. Такое покаяние фальшивое, ложное, лукавое, лицемерное, противное Богу. В этом признак самолюбия и отсутствия личного глубокого покаяния…

Исповедь с самооправданием – мерзость перед Богом! Где сокрушение о грехах, где самоуничтожение? Вместо них – осуждение! К прежним грехам приложили новый грех… Смешали кашу с разбитым стеклом (таинство очищения с грехом осуждения) и вместо оздоровления получили новые язвы и болезни душевные: омрачение совести, стыд и укор, тяжесть в душе.

Нет! Это не исповедь. Это извращение святого Таинства. Оправдываться в любом случае не полезно: если совесть чиста, то, о чем и беспокоиться, рано или поздно Господь выведет правду наружу, оправдает, а если совесть обличает, тогда тем более нельзя оправдываться, потому что к тому греху прикладывается новый грех – ложь. Если обличает совесть или духовный отец, то надо прислушаться и исправиться. Надо проявить интерес к делу спасения, тогда и без дополнительных приемов будешь помнить грехи свои. Чем человек интересуется, про то он не забывает…»

О примирении с ближним перед исповедью

«Некоторые говорят: стыдно, унизительно просить прощения. Стыдно в чужой карман залезать, а доброе дело сделать никогда не стыдно. Этим человек показывает свое смирение, а смирение и любовь – это самые высшие добродетели. Кому стыдно в том, значит, не изжита страсть гордости, то от нее-то и надо избавляться, надо силой воли принуждать себя просить прошения. Иногда задают вопрос: «Батюшка, что делать, когда не хотят мириться?»

Не хотят мириться только с теми, кто просит прощения и в то же время оправдывает себя.

Души человеческие понимают друг друга, как говорится, с полуслова, сердце сердцу весть подает, так что, если мы искренне прощаем, не обижаемся и во всем обвиняем только себя, а других оправдываем, то непременно примирятся с нами даже самые непримиримые враги.

Ну, а если даже при таких условиях не захотят примиряться, тогда «добро творите ненавидящим вы» (См.: Мф.5, 44). Если мы будем делать добро обижающим нас, то эта милость более всех других добродетелей защитит нас на мытарствах и Страшном Суде.

Не будем …никого унижать, ни перед кем не будем возноситься, будем помнить, что мы хуже всех и потому на каждое укоризненное слово будем искренне говорить: прости. Это слово отгоняет смущение от души, подавляет гнев, истребляет несогласие, водворяет мир, так что злая сила не имеет возможности вредить тому, кто от сердца говорит: «Виноват я, прости меня»».

Крестное знамение. Нательный крестик

«Если мы изображаем крестное знамение правильно, со страхом Божиим и молитвою, то такое наше действие спасительно, оно дойдет до Бога. А если небрежно, быстро машем рукой без внутренней молитвы, то этим только оскорбляем величие Божие, а пользы для себя не получаем. Такое действие только умножает грех».

Нательный крестик

«Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете… Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо».      

Любовь (к Богу и ближним). Домашний крест. Спасение для мирян

Много старец говорил о домашнем кресте, как найти себе спасение дома, в обычной домашней обстановке:

Враг на нас, верующих, особенно сильно нападает нарушением мира. Ревнующим о благочестии нередко приходится испытывать от своих домашних сильное нерасположение и даже вражду за свое благочестие, хотя враждующие и не показывают вида, что они за благочестие враждуют. Вот здесь-то и проявите терпение. Не возмущайтесь, не отчаивайтесь, но припомните слова Спасителя: врази человеку домашнии его (Мф.10, 36). А от недостатков исправляйтесь, замечайте, в чем вас обвиняют окружающие, какие страсти они находят в вашем сердце, потому что в домашнем быту все страсти свободно проглядывают, и родные хорошо их знают – не то, что вне дома, когда мы скрываем себя среди мало знающих нас. Смотрите на себя беспристрастно, испытывайте себя. Может быть, в самом деле, у нас тяжелый характер, может быть, грубо и жестоко обращаемся с близкими, может быть, несправедливы бываем и прочее. Распространите свое сердце для общительности и благочестивой снисходительности, расширьте свое сердце любовью и держитесь благочестия твердо! Старайтесь быть кроткими, нераздражительными, не за все выговаривайте – иное сносите, обходя молчанием. Когда чувствуете, что ваше обличение может вызвать пожар, тогда на поступки ближнего смотрите сквозь пальцы и усиленно молитесь за него, ибо любовь вся уповает, вся терпит (1 Кор.13, 7).

Если вы будете всех прощать, всех искренне, по-настоящему, нелицемерно любить, то и сами всегда и везде будете утешены. Живите в мире и согласии. Если нет у вас мира, как трудно бывает мне, вашему отцу духовному!

…Будьте всегда просты, незлобивы, искренни: простота и искренность приятны Богу. Подавайте милостыню, молитесь, кайтесь, причащайтесь Святых Христовых Таин. Читайте чаще Евангелие, в нем все написано сладостно для сердца и научает смирению, а смирение истребляет все страсти и привлекает в душу благодать Божию. В этом и заключается спасение. Но не забывайте, что враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Берегитесь осуждать ближнего, а чтобы не впасть в искушение, не присматривайтесь к чужим поступкам. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна для не готовых, не научившихся христианской любви.

Милосердие, милостыня

«Бывает, что Господь посылает людям бедствия за их немилосердие. И бедствующие молятся, просят Господа избавить их от этой скорби. А Господь как бы не слышит их молитву, не облегчает им скорбь. Господь все слышит, но медлит. Он ждет нашего милосердия. А нет милосердия от нас – и от Господа нет милости. А то замкнулись в границах своей семьи и не замечают бедных, нуждающихся в помощи. Вы видели когда-нибудь, как дети ловили голубей и, чтобы они не улетели, связывали им крылышки? Так и человек, который имеет пристрастие к деньгам, вещам, у него, как и у голубя, связаны крылья души, и она не может улететь в небесные обители, его молитвы Господь не принимает.

Не будем избегать случаев благотворения, странноприимства. Господь на Страшном суде не спросит: «Сколько вы молитв прочитали?», а спросит: «Был наг, а вы одели Меня? Был Я голоден, а вы накормили Меня? Был в темнице, а вы посетили Меня?» За такие милости, как утешить убогого, поддержать старость, принять под свой покров безродного, беспомощного, Господь посылает большие милости! Вот чего ждет от нас Господь: милосердия, прощения обид! Великая добродетель – молиться за обидчиков! Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят. Отпущайте, аще что имате на кого; да и Отец, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша (Мк.11, 25).

Великое дело Божие сотворим, если утешим печального, ибо печаль производит духовную смерть. Хорошо читать святые книги, ходить в храм, но не менее хорошо утешить ближнего, если есть в том нужда. У кого нет в сердце сострадательности и милосердия к людям, тот да убоится слов Священного Писания: Суд без милости не сотворившему милости (Иак.2, 13).

А милостивых ожидает великая милость на последнем Суде. Блажени милостивии, яко тии помиловании будут».

Милостыня введена не для принимающих, а для подающих, ибо последние приобретают от этого великую пользу. Благодеяния приносят пользу не столько принимающим, сколько подающим, ибо добродетель эта доставляет им дерзновение пред Богом. Лучше подать, чем просить!

Старец любил подавать нищим и своих чад просил делать то же. Однако он просил все делать с рассуждением и предупреждал нас, что не только тот нищий, который стоит с протянутой рукой. Много есть таких, которые не просят, но у них нет куска хлеба на сегодняшний день. Филарет Милостивый однажды встретил скромно одетого бедного чиновника (воистину нищего!), вошел в его дом и, ужаснувшись его бедности, уплатил все его долги.

Некоторым старец даже так говорил:

— Вот, идешь ты на работу, и денег у тебя только на обед, а тебе встретился нищий брат. Ты отдай ему все, что имеешь, а себе скажи: «Ну ладно, ради него потерплю до вечера, до возвращения домой». А тебе за эту малую милость много грехов простится. Так вот и во всем поступайте с любовью и рассуждением!

Старец нисколько не ценил деньги. Он говорил:

— За все воздаст нам Господь, даже за чашку холодной воды, поданную во имя Его. Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мк.9, 41). Господь не оставит человека без награды за малейшее его доброе дело.  Вот, например, посыплет человек дорожку песком, чтобы люди не поскользнулись и не упали, и Господь уже здесь награждает за это добро земной наградой, и небесная награда ожидает его.

Старец говорил:

Милосердие Божие безконечно! Мы оскорбляем Господа, а Он опять нам подает руку помощи и изводит из ада. Мы прогневляем Его, а Он посылает Ангелов Своих, чтобы вывести нас из преисподней. Молитесь: «Господи! Подай нам силу, чтобы распять нам плоть свою со страстьми и похотьми, чтобы нам не оскорблять больше величие Твое!»

Молитва

«Нет более важного дела на земле, чем молитва. Молитва рождает и все прочие добродетели. У святых отцов было законом нудить себя на молитву – дома, в церкви, за делами, на прогулках и во всякое другое время. Говорить с Господом надо проще, как сын с Отцом. Не мудри в молитве! Бойся произносить святейшее Его имя без участия ума и сердца. Кто предстоит Богу рассеянно, тем более с небрежением, тот только оскорбляет Господа и не благодать получает, а осуждение.

В Писании говорится: «Проклят всяк, иже творит дело Божие с небрежением». И наоборот, кто хоть немного помолится Господу с искрой истинной веры, получает неизреченную радость.

Молитва – это веселье души! Нет времени помолиться, пади на колени и кратко скажи: «Господи, прими порыв мой в похваление и благодарение мое Тебе и услыши меня, недостойного!». Но сделай это с чувством горячей преданности Господу, с чувством человека, хотя и спешащего, но стремящегося хотя на один миг весь без остатка отдаться Господу. Ведь дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности, а пламенность не может продолжаться долго, даже и у совершенных боголюбцев. Встанешь на молитву осужденным грешником, а уйдешь помилованным, оправданным. Она возводит человека от земли на небо!

Когда мы молимся Господу, тогда Матерь Божия радуется и благодарит Своего Сына, что Он располагает наши сердца к молитве и всегда помогает, если мы обращаемся к Нему за помощью. Не забывайте просить нашу Помощницу и Заступницу!

Не думайте, что Господь не слышит молитвы. Он первый заботится об исправлении грешников. Только люди сами не хотят немножко побороться с собой, подтянуть себя, малодушествуют, сами не дают Господу спасти их и помочь им. Очень хорошо делают те, кто совмещают Иисусову молитву с дыханием. Это значит дышать именем Иисусовым! Такая молитва сроднит сердце с Богом, освятит его, Господь как бы положит печать на нем, куда уже не могут попасть злые духи. И когда молитва сделается дыханием, ему уже не страшен сатана, ибо его охраняет Божественная благодать, такие люди чувствуют, что Господь с ними всегда: спасает, покрывает и избавляет от врага. Благодать так преображает сердце, что человек становится выше земли и страстей. Такая душа не смотрит на земле ни на что, но всецело предана Богу, потому что благодать приносит такую сладость, такую радость, что душа забывает все земное. И мы будем нудить себя к приобретению постоянной молитвы.

Сочетать молитву с дыханием надо так.

До обеда: вдох – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, выдох – помилуй мя, грешного.  После обеда: вдох – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, выдох – молитвами Богородицы помилуй мя, грешного.

В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своем всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!» Если мы уясним себе, что значит непрестанная молитва, то нам легко понять, что она нужна для внимания к самому себе, чтобы прийти нам в себя, потому что мы часто бываем вне себя. Мы бываем везде, но только не в себе. Не в своем сердце, не в своем внутреннем человеке. Будем же постоянно нудить себя к приобретению постоянной молитвы, а через нее и всех добродетелей.

После причащения Христовых Тайн непременно надо читать Иисусову молитву, чтобы сохранить благодать, предпочитая эту сердечную молитву чтению книг и тем более беседам с людьми, которые приводят лишь к осуждению.

Когда спросили старца: «Что лучше делать в свободное время? Читать духовные книги или молиться?» — он ответил:

— Лучше чередовать молитву с чтением, ибо неопытным может наскучить молитва, и будут они ее тогда исполнять без горения духа. А кто сроднился с молитвой, тот уже предпочитает молитву чтению, а тем более праздному проведению времени или беседе с людьми. Такой человек скучает с людьми, он жаждет уединения, ищет беседы с Богом. Лучше не читать книг, только иметь молитву; лучше быть нищим духом и наследовать Царствие Божие, ибо и Господь говорит: «Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Нищий духом – это обнищавший умом ради спасения, ради непрестанной памяти о Боге. А кто непрестанно молится, того Господь наградит всем богатством Своей благодати. Епископ Феофан рассказал одному монаху: «Когда я был студентом духовной академии, мы втроем отправились в Киево-Печерскую Лавру к иеросхимонаху Парфению, от которого желали получить наставление, и он сказал нам: «Вы, монахи ученые, знаете много правил и законов, а не знаете одного правила, которое особенно нам нужно: ум и сердце всегда возносить к Богу. Я с детства делал так и теперь ощущаю покой душевный».

Так и мы должны поступать, отдавая все за молитву. Позыв к уединению указывает на хорошее душевное настроение. А кого всякие мысли смущают, отгонять надо; если опять отвлекают, опять отгонять, только не поблажать им и не идти за ними. Это и есть подвиг трезвения.

Нет молитвы, не будет и благодати Божией. Нудить себя надо, а не лениться, просить у Господа помощи. Если не будете выполнять своего молитвенного правила, ох как пожалеете об этом, когда будете умирать, только тогда уже поздно будет!

Очень ценно молиться в три часа ночи. Обычно многие просыпаются в это время, ибо голос Ангела хранителя будит, но очень немногие молятся, повернутся на другой бок и опять спят. А Господь взыскивает за такое небрежение к молитвенному часу. Если уж проснулся, так поревнуй о молитве, прочитай хотя лежа: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…», или «Милосердия двери», «Взбранной Воеводе», или «Богородице Дево, радуйся». Это благой час Царицы Небесной, и Она вознаградит верных Ей. Некоторые читают в это время Богородичное правило.

Прошу вас, милые мои дети, — говорил старец Савва, — усердно молитесь Пресвятой Владычице, всегда берите у Нее благословение на всякое дело и не забывайте благодарить по окончании дела за посланную вам помощь. И особенно всех вас прошу выполнять Богородичное правило – сто пятьдесят молитв «Богородице Дево, радуйся» и читать Неусыпаемую Псалтирь. Богодухновенная святая книга Псалтирь написана пророком Давидом по внушению Святого Духа. Матерь Божия во всю Свою земную жизнь читала Псалтирь. От чтения Псалтири бывает человеку великая польза. Один благочестивый христианин имел усердное желание читать Псалтирь, а потом по нерадению своему охладел. Во сне ему явилась Матерь Божия и ласково сказала: «А тебе, чадо, надо читать Псалтирь. Это жизнь твоя!»

Нам надо посещать Православную Церковь, достойно причащаться Святых Христовых Тайн и, хотя бы один час в сутки, читать Псалтирь для нашей вечной радостной жизни. 

Читая молитвы, представляй и сознавай, что читаешь их Самому Господу Богу, Пречистой Владычице Богородице или угодникам Божиим – святым, невидимо предстоящим пред тобою. Некоторые скажут, что они недостойны предстоять пред Богом и просить с дерзновением Господа. Но не надо смущаться, а надо верить, что Господь не лишает нас благодати не по нашему достоинству, а по Своей особой милости и крайнему снисхождению. Не дела собственно спасут нас, а милость Божия. Прибегайте к Милосердному Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко. Эта надежда не посрамит работающих Господу со страхом. Будем стараться выполнять главнейшее условие услышания Господом наших к Нему молитв: жить благочестиво и стараться исполнять все заповеди Божии.

На вопрос: «Что делать, когда молитва холодная, нерадивая?», старец ответил:

— Когда сердце холодное, нет желания молиться, то припомни все свое окаянство, а умом читай: «Господи, помилуй!», «Господи, помилуй!» — и связуй эти молитвы с дыханием на вдох и выдох. И когда Господь озарит слепоту душевную, ужаснись от своего нерадения и с благодарением: «Слава Силе Твоей, Господи!» — начинай, не торопясь, молиться с теплым чувством, с твердой верой, что Господь все видит и все слышит.

И не забывай призывать на помощь Матерь Божию, Она – Первая нам Помощница!

Если очень устали и не можете молиться, так и скажите Господу: «Господи, я устала, иду на покой, безконечно согрешила я пред Тобой, пред Божией Матерью, святым Ангелом-хранителем и всеми святыми. Господи! Даруй всех грехов прощение, телу сон, душе покой». Положите поклоны и отдохните. Но так делать можно, когда действительно устанете, без притворства и саможаления.

 Никогда не торопитесь в молитве. Смутная, торопливая молитва огорчает Господа. Каждое святое слово – это великая творческая сила. Каждое слово молитвы приближает нас к Богу. Приобретайте навык к молитве, особенно к непрестанной. Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться, перелагают все на батюшку. Надо и самим молиться. Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека, за которого молится, берет на себя».

Из воспоминаний духовных чад старца: …Служил ли отец Савва литургию, молебен или панихиду, он никогда не упускал случая сказать поучительное слово. На молебне, например, он пояснял:

Когда мы молимся великомученице Варваре и просим ее помощи нам, то святая идет к Престолу Божию и ходатайствует о нас пред Богом. А если мы еще и других святых призовем на помощь, то они все вместе умоляют Господа о нас, а общая их молитва еще сильнее!

Любил он читать акафисты.

Акафист – это наш восторг перед величием Божиим, Его Пречистой Матери и всех святых, — пояснял отец Савва.

Отец считал, что о мирских делах, исключая необходимое, хорошо бы не говорить и просил всех постоянно пребывать в молитве: «Ведь нам все равно надо дышать, так вот, хорошо бы на вдох говорить: «Господи», а на выдох: «помилуй». Вдыхать Господа и выдыхать из себя все нечистое, греховное».

— Учиться трудно, молиться еще труднее, а что делать? Нужно работать, нудить себя на молитву. Молиться можно стоя, сидя, идя по дороге, лежа…

— Вначале молитва чувствуется в устах, потом в гортани, а потом все больше приближается к сердцу. И когда утвердится сердечная молитва, тогда человеку никто и ничто не помешает. Молитва как бы сама творится в его сердце. При этом испытываешь неизреченную сладость!

Молчание

«Трудно спасти душу тому, кто не хранит молчание, кто во всякое время занимается пустыми разговорами о земном и суетном, особенно осуждает других. Недаром говорят: кто многоречив, тот и многогрешен. Какая глубокая истина в этих словах! Попробуй обычный разговор свой проанализировать, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета».

Обиды, оскорбления

«Говорить надо с рассуждением: что сказать и как сказать, чтобы не убить словом человека. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф.4, 29), — учит апостол Павел. А если другие оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа лекарство и случай получить венец за терпение, через которое очищается всякая нечистота сердечная».

Осуждение

«В каждой душе горит искра Божией любви, в каждой душе можно найти хорошее и доброе, а мы привыкли видеть у других одни пороки. Это потому, что за собой не следим. Если будем следить внимательно за собой, за своей внутренней жизнью, то нам некогда будет рассматривать чужие грехи.

Подозрение – совсем не христианское свойство, поэтому не усваивайте его.

Осуждение происходит в основном от гордости. На себя больше смотрите и читайте святые книги, к себе все применяйте, себя исправляйте, прежде всего. Осуждающий других никогда не будет смиренным, и такому человеку не дается Иисусова молитва. Молитва – дар Божий и дается за добродетельную жизнь. Мы видим только согрешающих, но не видим кающихся. За покаяние Господь давно уже простил им грехи, а люди все их карают своим осуждением. Никогда не садитесь на Престол Судии и не оскорбляйте Господа. Считайте себя хуже всех».

Многим старец давал листок с напечатанной поучительной выдержкой: «Много есть добрых чувств, но чувство своего негожества есть основное», — и молитву протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского): «Господи! Не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем ком-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а о себе судить строго. Аминь».

Покаяние. О фальшивом покаянии

«Всегда держитесь середины. Крайности нигде ни в чем не похвальны. Только не медлите в деле спасения, не отлагайте день ото дня покаяния своего.

Цель покаяния – это исправление греховной жизни и добрые дела. В покаянии, как и во всяком другом деле, есть свои определенные моменты. Истинное покаяние определяется тремя моментами:

  1. Испытание совести.
  2. Сокрушение сердца.
  3. Словесное исповедание своих грехов».

О фальшивом покаянии

«Раньше общих исповедей не было. Священнику не приходилось напоминать исповедующимся, в чем они могли согрешить, потому что каждый из них хорошо знал свои грехи. Христиане строго следили за своими поступками, делами, словами и даже помышлениями, поэтому быстро и уверенно перечисляли все, что было у них на совести. Им не приходилось особо напрягать память: совесть как бы подсказывала им все грехи.

Теперь же на исповеди подходят к священнику и не знают, что говорить. В чем же дело? Что за причина в том, что совесть людей огрубела и притупилась, и человек уже не чувствует ее угрызений, стал бессовестным. Грешит и не замечает, что грешит, а иногда умаляет грех, т. е. говорит: «Это малый грех, за него Бог не взыщет» — и не кается.

Диавол радуется такой безпечности людей, радуется, что живут нетрезвенно, не следят за собой и убаюкивает их мнимой праведностью. Он внушает им помысел: «А что особенного я сделал? Не убил, не украл. Живу, как все». Выходит, что и нужды нет в покаянии. Вот как хитро подходит злой дух…

Так вот, …чтобы посрамить злую силу, чтобы не подпасть под ее влияние и не погибнуть навеки, …нужно научиться правильно каяться и не ожидать, когда другие заставят сокрушаться о грехах своих. Ведь если сокрушение о грехах на исповеди, да к тому же еще только когда батюшка красноречивый и имеет особую силу благодатной молитвы, которая зажигает сердца, то надежно ли и прочно ли такое сокрушение? Какие плоды может принести такое покаяние?

Слушаем – плачем, каемся… Вышли из храма и забыли, что мы сокрушались о грехах, каялись и давали обещание Богу, как бы присягу давали перед Крестом и Евангелием, что не возвратимся к прежним грехам и что с Божией помощью будем исправляться. Про все забыли, опять начинаем празднословить, осуждать, клеветать, раздражаться, гневаться, ссориться… вот это самое страшное. Это значит, что у нас нет настоящего, истинного покаяния: одна только форма покаяния, а духа покаяния нет. А Господу не форма нужна, а сущность! Сущность же покаяния заключается не в том только, чтобы машинально перечислить название грехов священнику, а главное в том, чтобы сердце, откуда исходит помышление, не принимало злые слова и злые дела, а принимало бы только чистые и святые помыслы и ощущения, а всему злому говорило бы: не соизволю. Сущность покаяния заключается в исправлении греховной жизни, в самоусовершенствовании.

Такое покаяние бывает плодотворным, оно всегда приносит добрые плоды. Если человек словами говорит: прости, а сам как делал зло, так и продолжает, то это нельзя и назвать покаянием. Это лицемерие перед Богом. Избави Господи!»    

Искренняя раскаянность

«Искренняя раскаянность – это и есть начальная степень святости, а хладнокровность, равнодушие – удаление от святости, умирание вне Бога. Когда благодать касается сердца и озаряет его, тогда со всей ясностью вступает безпорядок в душе и тогда мы искреннее сознаем грехи свои, язвы и раны душевные. А те люди, которые не тянутся к благодати, они погружены в мрак греховный и ничего не видят в своем сердце, а если и видят что-либо, не ужасаются, потому что сравнивают себя не со святыми, а с подобными себе…»

Послушание духовному отцу. О епитимии

— Бывают такие непослушные больные: не слушают врача и не признают его рецептов. Батюшка вас обличает с той целью, чтобы душа не погибла, чтобы человек опомнился, а если я умолчу, то Господь взыщет с меня за упущенный момент, в который я должен был вразумить человека.

В последние годы жизни старец стал еще более строгим и требовательным, особенно к своим чадам, а некоторых даже стал отлучать от своего руководства.

— Утопающего тащат за волосы, — говорил он, — врач прописывает больному горькие лекарства… Вот и я бываю с некоторыми строг. Иногда и с болью в сердце, а приходится обличать человека и некоторых даже отлучать от себя. Я молюсь за них, но не отвечаю за них пред Богом. И не даю им уже никаких советов: бесполезно, все равно не послушают. Заслуженно наказываю, и пусть не обижаются, а исправляются. Отец духовный дается не для дружбы, а для спасения, и надо ценить его слово, дорожить его благословением и все выполнять безупречно. Как среди детей «маменькин сыночек» остается неисправленным и ненужным обществу, так и в духовной жизни: изнеженный, избалованный, капризный христианин не способен бороться со злой силой и если не переломит себя, то останется неисправленным. Гнев Божий ожидает такого.

— Не надо обижаться, если духовный отец скажет прямо и обличит кого-то, потому что он не должен молчать, иначе будет отвечать перед Правосудием Божиим. А то бывает так: скажет батюшка: «Ну, что ты такая бестолковая», а она уж и губки надула, вроде капризного ребенка. А сатана хохочет, пляшет… Так вот, не будем обижаться, а все обиды будем переносить благодушно. Надо благодарить Господа и говорить: «Слава Богу! За грехи мне послан такой искупительный крест». А если нет такого благодушия, то надо просить у Господа: «Господи, пошли мне благодушие!»

О епитимии

Старец Савва иногда накладывал епитимию и назначал срок ее исполнения, при этом пояснял, что это не наказание за грех, не карательное средство, а исправительное, что дается она для духовного упражнения, чтобы легче было искоренить греховные привычки. Епитимия приучает к духовному подвигу, воспитывает внимание к себе, к делу своего спасения.

Пост

«Тот, кто не соблюдает четыре поста, среду и пятницу, отлучается от Церкви. Преподобные Пахомий Великий и Серафим Саровский называют таких людей иудами, предавшими Христа, и римскими воинами, Его распинавшими, ибо в среду Господь был предан, а в пятницу распят – и эти дни траурные для каждого христианина.

Многие нарушают пост, потому что боятся потерять здоровье. Забывают о том, что здоровье нам дает не мясо, а Бог. Мясная пища во время поста не служит нам в здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются…

Человек существо травоядное, таким его Бог создал и дал в пропитание растительную пищу, для нее приспособлен организм человека. Соки животного он не усваивает, быстро стареет, главное же с вкушением мяса рождаются страсти, а от страстей – болезни. Слоны, быки, кони питаются только растительной пищей, значит в ней есть все необходимое для создания больших организмов и для того, чтобы иметь огромную физическую силу.

Святые Отцы говорят, что тело – это осел, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима. Если не докормишь его – свалится, если перекормишь – взбесится. Поэтому надо всегда держаться золотой середины, идти царским путем…»

Причастие

«В Литургии, в Святом Причащении выражено чудное милосердие Божие, незаменимое средство ко спасению человека, умерщвленного грехом. Грешник, пришедший с верою и покаянием, становится убеленным, чистым, светлым ради человеколюбия Божия. В Святых Тайнах Сам Господь приходит на помощь душе, обогащая ее благодатию и научая ее всем добродетелям, и доводит человеческую душу до высокого совершенства. Только будем стараться быть достойными такого человеколюбия Божия, чтобы не причаститься нам в суд и осуждение, подходя к Чаше без страха Божия, без веры, без покаяния, без сознания своей греховности и виновности перед Богом.

Преподобная Мария Египетская, будучи великой грешницей, не могла переступить порог Иерусалимского храма. Но как только она твердо решила встать на путь истинного покаяния и не возвращаться к прежним грехам, так в тот же день сподобилась не только пойти в храм, но и причаститься Святых Христовых Тайн.

И эта великая грешница сделалась потом великой праведницей – святой.

После причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. А если и случится в этот день вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очищать опять-таки покаянием! Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или больше читать в этот день Священное Писание и поучения святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».

Сердце

«Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой – непрестанной молитвой. А то у иного сердце – как разгороженный сад у ленивого безпечного хозяина, куда всякая скотина может попасть и погубить насаждения… За твердую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святаго Духа и делается сосудом Божественной благодати; такая чистая, непорочная душа без труда исполняет всякую заповедь Божию. Ибо слово Господне говорит: «Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь Лоза, вы же рождие; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15, 4-5)».

Скорби, страдания, болезни

«Не надо ни к чему земному прилепляться, а только к Господу. «Странники и пришельцы есмы на земли», а потому надо стараться быть всегда готовым к переходу в вечность, ибо не знаем дня и часа своей смерти, а сказано: «В чем застану, в том и сужду». Чтобы не отчаиваться, надо всегда быть готовым к скорбям. Господу не угоден ропот. Будем учиться радоваться в скорбях. Скорби – дверь в Царство Небесное! Как день сменяется ночью, так и в нашей жизни сменяются скорби и радости. Ведь не всегда бывают радости и не всегда скорби. Отдыхай в радости, пока нет скорби. А после радости не страшись, жди скорбей и переноси их благодушно. Чем больше скорбей, тем больше спасения! Часто мы сами напрашиваемся на скорби, но лучше в простоте сердца предаваться воле Божией, а непрошенный крест трудно нести. Чаще всего Господь посылает нам скорби за наши грехи и тотчас милует раскаявшуюся душу. Скорби бывают и у праведных: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит тя Господь». Через скорби Господь воспитывает человека для вечной жизни. Скорбями и трудами стяжевается милость, благоволение и благодать Божия. Не укоренится благодать там, где смех, роскошь, пересуды, празднословие, леность, вражда, зависть, злословие и прочие обычные слабости наши.

Сатана особенно сильно воюет среди преданных и работающих Богу. Поэтому будем стараться благодарить Господа за то, что через посланные нам скорби Он ясно показывает нам, что мы Ему не чужие: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Апок.3, 19). Поэтому никогда не завидуйте тем грешникам, которые живут безбедно, без скорбей и болезней. Страшное состояние, когда Господь не наказывает за грехи. К таким нераскаянным грешникам относятся слова Божии: ревность бо Моя отступила от тебя. Утешение дастся в награду за благодушное перенесение скорбей.

Не бойтесь скорбей! Не старайтесь скорее от них избавиться, а учитесь терпению и смирению чрез них. Через скорби совершается наше спасение. В скорби мы узнаем, как близок к нам Господь. «Близ Господь к сокрушенным сердцем», — слышим мы в псалмах Давида. В скорбях мы убеждаемся, что без Бога ничего не можем сделать. И это сознание своей безсильности, своего ничтожества воспитывает в нас смирение, появляется смиренная молитва, которая и дает душевный покой. В душу тогда входит сила Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Через скорби приобретается духовное рассуждение, опыт. Мало одного покаяния, иногда нужно за грехи и очистительное наказание, страдание. Признаем же себя грешниками и не будем роптать и сетовать на жизненные скорби, а будем стараться благодарить Бога за искупительные страдания, ибо и Сам Господь претерпел крестные страдания за грехи мира.

Иногда страдания посылаются безвинному человеку для умножения ему венцов за терпение, а еще, по примеру Господа, чтобы человек страдал за других. Иметь совершенную любовь, значит, страдать за ближних. Какую великую награду получает тот, кто переносит скорби безропотно! Отец Небесный Сам призывает скорбящих: Познайте Меня, и Я изолью вам благоволение Мое до избытка (Мал.3, 10).

Помощи в перенесении скорбей ищите у Бога, по слову апостола Петра: Все заботы ваши возложите на Него (1 Пет.5, 7). Будем просто просить у Него: «Господи, у меня вот такая забота, такая скорбь, всю надежду я возлагаю на Тебя, помози мне!» В каждом деле, в каждой мелочи просите у Бога помощи и благословения, и благодать Божия озарит душу и покроет ее.   

Когда бывает особенно тяжело, когда нет сил молиться, то дайте отдохнуть себе: выйдите на улицу или полежите, а потом все-таки встаньте на молитву… Во время скорби надо чаще причащаться Святых Христовых Тайн. От частого достойного причащения сердце становится мягким, добрым. Оно готово простить всем, всех любить. Злое лицо становится радостным, душа все больше стремится к горнему миру, прелести мира не влекут ее: не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр.13, 14). И святитель Василий говорит: «Причащение оживляет душу».

Из воспоминаний духовной дочери старца Саввы:

— Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:

Ну что так печалишься, потерпи. Это все временное. Вся наша жизнь впереди…

Старец говорил: «Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Святые отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая».

«Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемое нам страдание и видеть в этом милость Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть мера любви Божией к нам…

В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь – это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный «Многими одержим напастьми». И вы сразу почувствуете благую перемену. Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз «Богородице Дево» и молиться Божией Матери «Избавительнице». На Новом Афоне была чудотворная икона «Избавительница». Сколько чудес там было от нее!»

Смирение

«Смирением любуется Сам Бог: На кого воззрю, — сказал Господь, — токмо на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих. Но в чем состоит смирение? Смиренный человек считает себя грешнее всех в сердце своем, никого не унижает, никого не осуждает, не ищет богатства, не ищет славы и чести, мужественно терпит унижение, брань, укорение, ибо признает, что заслужил это; со всеми обходится радушно, всякому готов услужить, не видит добрых своих дел и не говорит о них без нужды. Смирение получило начало от Подвигоположника Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Оно есть венец и красота всех добродетелей. Что засохшей земле дождь, то человеческой душе – смирение!  Носите в своих сердцах слова Спасителя: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11, 29).

Совесть

«Берегите великий дар Божий – совесть. Она соединяет нас с небом, она покоряет нашу слабую греховную волю святой всесильной воле Божией. Совесть – это голос Божий в сердце человека, голос Ангела-хранителя. Будем тщательно стараться охранять свою совесть от влияния всего дурного, иначе можно заглушить ее, потерять, сжечь ее, и тогда она не будет голосом Божиим.

…Совесть для нас то же, что компас для мореплавателя. Если капитан потеряет компас, то он не будет знать, в какую сторону направлять корабль, особенно в пасмурную погоду. Так и у нас, христиан, кто потерял совесть и стал бессовестным, тот уже не знает, как достигнуть тихой гавани спасения.

Разбойник убивает людей, и если никто не обнаружил его преступления, то он ходит довольный, веселый. Радуется! А чему радуется? Мы с тобой знаем – своей погибели, он этого не понимает.

Совесть не судит только тех, которые достигли верха добродетели или верха порока. О первых говорить не приходится; судья нужен только для нарушителей закона, а для исполнителей он не требуется. Их совесть кристально чиста, и она не тревожит праведников. У последних совесть или потеряна, или спит непробудным сном. У остальных грешников нечистая совесть все время тревожит их и как бы говорит: очисти меня покаянием, ты сделал то-то и то-то, покайся. Вот и надо нам как можно внимательнее прислушиваться к голосу нашей совести. Она всему доброму и хорошему научит.

Голос совести – это внутренний, тайный голос Божий в нас, и горе тому, кто не прислушивается к ее советам и требованиям, кто сознательно заглушает ее голос, чтобы не слышать ее суда и не ощущать ее мучений, кто склоняется более на сторону греха и порока…»

Страсти. Борьба со страстями. Немощи

«У кого сильно развилась страсть праздности и празднословия, кто скучает без собеседников, кто боится одиночества, боится остаться с самим собою, тому надо со слезами просить Господа помочь ему избавиться от рассеянности, невнимания к себе и научиться бодрствовать и молиться, научиться проникнуть в свое сердце, следить за каждым своим поступком и все свои мысли и дела направить к Богу. Надо постоянно взывать: «Господи, помоги мне избавиться от пустословия, пустомыслия и научи богомыслию!»

Уныние, леность и нерадение – это три исполина, которыми связан весь род человеческий. Поэтому и молимся мы каждый день Царице Небесной: «Отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение…». Не надо ни к чему земному прилепляться, а только к Господу. «Странники и пришельцы есмы на земли», и потому надо стараться быть всегда готовым к переходу в вечность, ибо не знаем дня и часа своей смерти, а сказано: «В чем застану, в том и сужду».

— Берегитесь зависти! – говорил старец. – Завистливый человек никогда не получит благодати Святого Духа. Если вы завидуете кому-нибудь, то осуждаете Самого Господа, почему Он не дал вам тех благ, которыми наделил некоторых из ближних ваших.

— Если кто и одержим, но ведет борьбу, воинствует с сатаною, тот получит венец мученический. А вы не ведете борьбу, оправдываетесь: «Я от природы такая, мне не исправиться». Нет! Мы немощны, но получаем от Господа силу. Нудить только надо себя на доброе! В немощах познается сила Божия.

Страх Божий

«Всюду надо иметь страх Божий, о чем нам и в богослужении напоминают в Великой ектенье: «О храме сем и с верою благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся» Видите? Кто может предстоять в храме? Только имеющий страх Божий. И приступая к Чаше – «со страхом Божиим и верою приступите». Видите, как необходим страх! Без него нельзя работать Господу! А чтобы настроить душу на страх при молитве, надо собрать свой ум, дать сначала душе и мыслям успокоиться, отложить всю земную суету. Блажен муж бояйся Господа (Пс.111, 1). «Где страх Господень, там исправление всех заповедей», — говорят святые отцы. А то бывает так, что прилепятся к земле, к попечению о тленном – и оторваться мыслями от земли не могут, а мы должны жить на земле, как колесо вертится, — чуть только одной точкой земли касаться. Старец Парфений говорил: «Кто стяжал страх Божий, для того нет на земле ни скорби, ни печали – одни радости».

Суета. Земные пристрастия

«В каждом человеке есть искра Божия. Не будем же тушить эту искру своими земными пристрастиями: желанием «веселой» жизни, мнимого счастья, разгула, сытого довольства. Как оспа выедает красоту лица, так утроба выедает всю красоту души. И человек остается с пустой душой, опускаясь все больше и больше в глубину порока. Превращая свою жизнь в погоню за добычей, человек оставляет путь служения добру и Божией правде и идет путем нечестия и беззакония».

Уныние. Отчаяние

«Ни в каких случаях, ни при каких обстоятельствах не унывайте, не отчаивайтесь. Уныние убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для духовных подвигов. Знайте, что в минуту уныния и отчаяния не Господь оставляет вас, а вы оставляете Господа. Хоть бы и очень скорбно было вам, но призовите мысленно Господа Иисуса Христа, живущего в сердце вашем. Он ждет вашего зова. Не разочаровывайтесь и не тяготитесь жизнью. Она несносна бывает только для злочестивых, а кто верует в Иисуса Христа и уповает на Него, тот должен радоваться и дорожить жизнью. Наша земная жизнь необходима, как подготовка к вечной жизни: чтобы мы славили здесь Бога, благотворили ближним и достигали Вечного Царства узким путем, указанным в Евангелии. Жизнь дана нам не для земного веселия: Блажени плачущие, а не смеющиеся».

Отчаяние

«Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи, и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет Его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу за то, что Он дал нам покаяние!»

Смертный час. Помощь умершим

— Как-то отец сказал: «Если видишь, что пришел твой смертный час и никого нет около тебя, чтобы исповедать свои грехи, говори: «Слушай, земля» — и перечисляй свои грехи; если на воде находишься, говори: «Слушай, вода» — и перечисляй свои грехи».

— Хорошо помню, как говорил батюшка про смерть: «Настанет час в вашей жизни, когда душа расстанется с телом. Ее окружат темные силы. Душа от страха вся затрепещет и услышит: «Пришла наша душа». А вы сопротивляйтесь и скажите: «Нет, я не ваша душа, а Божия». Они будут кричать: «Наша, потому что ты грешная». А вы опять: «Грешная, но все равно Божия, я молилась на земле». Темные силы завопят: «Ты неправильно молилась!» — А ты скажи: «Правильно я молилась, я читала «Верую» — и сразу же читай: «Верую во Единаго Бога…»

Вмиг вся тьма расступится, и станет светло-светло. Подойдут Святые Ангелы, возьмут вас и поведут к Богу на поклонение».

Помощь умершим

Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.

Подвиг монашества заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых

По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение смерти.

Господи, спаси меня! Не остави меня в час смерти!

Услыши меня и ныне из глубины души взывающего.

Таинства Церковные. Почему нет утешения после исповеди и причащения?

«Приступая к таинствам исповеди и причащения, человек очищается, обновляется, оживотворяется и выходит из храма, как бы из купели крещения. По сути дела, это так и есть. Через покаяние и причащение к нам возвращается благодать, которую мы получили при крещении, потому что оно возвращает потерянную благодать. После покаяния и причащения человек ощущает радость, мир и утешение».

Почему нет утешения после исповеди и причащения?

«Но, наверное, ты испытывал и другое, когда вместо радости и утешения после исповеди и причащения в душе вдруг появляется непонятное чувство томления: теснота, неудовлетворенность, какое-то общее расслабление. Это признак того, что неправильно исповедывался и недостойно причащался Святых Христовых Тайн. На исповеди, значит, был вялым и холодным, не было у тебя глубоких переживаний, жажды очищения, сердечного сокрушения о своих грехах, горячего стремления соединиться с Господом: когда священник перечислял грехи, ты говорил: «Грешен» — машинально, вот и результат.

…Некоторые к покаянию примешивают самооправдание и даже осуждение, оставляют в стороне личное покаяние своих грехов и переходят к духовной беседе или, еще хуже, затрагивают житейские вопросы. Это рассеивает их и ослабляет покаянное чувство…»

Тщеславие

«Только бы не было ни в чем тщеславия! Тщеславие страшнее гордости. Это такая утонченная, скрытая гибельная страсть! Из-за тщеславия от человека отходит благодать».

Церковь Христова. Поведение в Храме. О посещении храма новоначальными

На исповеди старец Савва всегда пояснял все моменты службы, например: «Когда священник с диаконом идут из северных дверей и входят с Евангелием в царские врата, этот момент носит название «малый вход» и символически означает: Иисус Христос входит на проповедь. Кто будет жить по-христиански, по учению Евангелия, тот войдет в Царство Небесное.

Когда священнослужители во время Херувимской из северных дверей с Чашей проходят в царские врата, этот момент носит название «великий вход». Символически он означает: Иисус Христос идет на вольные страдания ради нас, грешных. Кто будет каяться и причащаться, тот войдет в Царство Небесное. Во время «Тебе поем, Тебе благословим…» вся Церковь, все предстоящие в храме должны молиться со священнодействующими, чтобы Отец Небесный ниспослал Духа Своего Святого на нас и на предлежащие Дары, и трижды должны читать про себя молитву: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в Третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся!»

 В этот момент ни одна душа не должна оставаться хладною, но все должны быть воспламенены любовью к Богу. В это время да будут души наши, как светильники горящие, как кадило благовонное, как фимиам, восходящий к небу, ибо в эту минуту совершается страшное, животворящее таинство – претворение Духом Божиим хлеба и вина в Пречистое Тело и Кровь Христовы, и на Престоле является Бог во плоти».

«Если не слышно читаемое в храме, — говорил старец, — то лучше читать про себя молитву Иисусову. Особенно старайтесь внимательно прослушать чтение апостола и Евангелия».

Очень строг был старец к тем, кто разговаривал в храме, особенно к женщинам. «Жена да не учит!» — строго повторял старец слова апостола.

«Когда прикладываетесь к святым иконам, берегитесь, как бы кого не толкнуть, чтобы не смутить его душу и не отвлечь от молитвы. Идете просить милости у Бога, так бойтесь оскорбить ближнего. А когда идете причащаться Христовых Тайн, то особенно прилежно читайте Иисусову молитву, ни с кем не говорите, никуда не обращайте своих помыслов и взглядов, идите приобщаться со спокойной душой, болезнуя только о грехах».

Однажды во время молебна перед чудотворной иконой Успения Божией Матери одна из молящихся стала прикладываться к этой иконе. Батюшка кротко остановил ее и просил больше никогда не делать этого. Обращаясь к ней, он объяснил всем, почему нельзя прикладываться к иконам во время богослужения:

«Думаете, что приложитесь и получите благодать, а в самом деле только согрешаете. Почему? Потому что мы все стоим и молимся, беседуем с Матерью Божией, и Она со вниманием слушает нас, а вы в это время заслоняете Ее от народа, оскорбляя и Матерь Божию, и молящихся. Все надо делать благоразумно. Вот, например, сейчас будете святую воду получать… Избави, Господи, потерять полученную благодать неразумной поспешностью! Вода разливается, создается шум. Надо стараться прививать благодать в своем сердце, чтобы она прижилась в нем и чтобы питала нас духовно, руководила нами, чтобы душа стала чистой, светлой, ароматной.

Так вот, будем с благоговением и страхом Божиим получать святую воду, только вначале приложимся к иконе Божией Матери и к кресту. Получив благодать, надо бережно хранить, не отрываться от нее».

О посещении храма новоначальными

Из рассказа духовной дочери: «…Приехала семья на праздник Успения Божией Матери в Печоры. Мать и дочь неоднократно бывали у отца, а муж, И.Е., приехал впервые. В Москве посчастливилось купить редкие ананасы, отдали их нести И.Е. и передать отцу. Подходят прямо с вокзала к келлии отца. Он взял сумку с ананасами и говорит келейнику отцу Зосиме: «Это унеси в келлию, а то И.Е. скажет: «Вез-вез, нес-нес, а отец отдал кому-то».

И.Е. спрашивает потом с удивлением у жены: «Откуда он про меня все знает? Да еще назвал по имени-отчеству!»

Отец наградил их гостинцами и отправил на квартиру, сказав: «С И.Е. обходитесь внимательно и осторожно, не заставляйте его ходить в храм, пусть он ходит, когда сам захочет. Если у человека температура 40, а его заставлять работать, он не сможет. Так и И.Е.: придет время, и он будет ходить в храм».

Прошло пять лет после кончины дорогого и незабвенного отца. И.Е. уже трудился в храме. В день Ангела батюшки, как это принято в нашем городе, была заказная литургия в Покровском приделе кафедрального собора. Среди духовных чад был и И.Е…»

Церковь Дорога к храму