Метки

,

Лествица 2«Что бы ни случилось с тобой, не показывай и вида печали, скорби, уныния. Враг не знает того, что в глубине души христианина скрывается, а узнает об этом только из того, как человек ведет себя. Ища только повода, чтобы «морочить» человека, заметив, что он начинает унывать от чего-либо, враг сейчас подносит ему еще и еще что-либо тяжелое, обидное, оскорбительное, чтобы увеличить печаль и скорбь и незаметно довести до полной бездеятельности, отчаяния и погибели…»
Старец иеросхимонах Николай (Цариковский)

«Уныние – это преддверие ада, оно убивает волю, чувства и разум…
Уныние – это палач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для подвигов. Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не унывайте».
Старец Захария (в схиме Зосима)

91. Уныние, отчаяние – смертный грех – 2. О душевной пустоте.

Уныние, отчаяние – смертный грех
Преподобный Нил Синайский об отчаянии: «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться».

04Святитель Иоанн Златоуст (347-407) об унынии: «Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа».

Об отчаянии: «Душа, отчаявшаяся в спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать; она бежит через все места нечестия, пока, наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения».

Беседы о покаянииВ «Беседах о покаянии» святитель пишет: «Не станем отчаиваться, но и не будем совершенно безпечны: то и другое пагубно. Отчаяние не позволяет встать лежащему, а от безпечности падает и стоящий; то обыкновенно лишает приобретенных благ, это не позволяет избавиться от постигших зол. Нерадение низвергает и с самого неба, а отчаяние сводит в самую бездну зла, тогда как отсутствие отчаяния скоро изводит и оттуда. Вот смотри на силу того и другого. Дьявол прежде был добр, но, сделавшись безпечным и отчаявшись, пал в такую злобу, что после уже и не восстал. А то, что он был добр, — так послушай, что Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10, 18).
Сравнение с молнией показывает и светлость прежнего состояния, и быстроту падения. Павел был хулитель, и гонитель, и обидчик; но так как возревновал и не предался отчаянию, то и восстал, и сделался равным Ангелам. Напротив, Иуда был апостолом, но, предавшись безпечности, сделался предателем. Разбойник, так как не отчаялся и после такой злой жизни, то прежде всех других вошел в рай; фарисей, по самонадеянности, пал с самого верха добродетели; мытарь, не поддавшись отчаянию, так исправился, что опередил и фарисея. Хочешь, покажу тебе и целый город, сделавший это? Так спасся целый город ниневитян. Хотя приговор повергал их в отчаяние, так как пророк не сказал, что если они покаятся, то спасутся, но просто: Еще три дня, и Ниневия будет разрушена (Иона 3, 4), однако же, несмотря на то, что Бог угрожал, и пророк вопиял, и приговор не допускал ни отсрочки, ни ограничения, они не пали духом и не потеряли доброй надежды.
Бог для того не сделал в этом приговоре ограничения и не сказал: «Если покаятся, то спасутся», чтобы и мы, когда услышим Божий приговор, произносимый без ограничения, тоже не отчаивались и не унывали, взирая на пример ниневитян.
Итак, зная это, не будем никогда отчаиваться, потому что нет ни одного столь сильного оружия у дьявола, как отчаяние. И мы не так радуем его, когда грешим, как – когда отчаиваемся.
Что сделал дьявол с Иудою? Иуда раскаялся: Согрешил я, — говорит, — предав кровь невинную (Мф.27, 4). Услышав эти слова, дьявол понял, что Иуда вступает на путь к лучшему и идет ко спасению, и устрашился такой перемены. «Человеколюбив, — говорит, — Господь: когда хотел Иуда предать Его, Он плакал о нем и многократно вразумлял его, — не гораздо ли более примет его кающегося? Когда он был неисправим, и тогда влек и звал его к Себе, — не гораздо ли более привлечет к Себе исправившегося и познавшего свой грех? Для этого-то Он пришел и на распятие». Что же сделал дьявол? Смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил намерения покаяться.
А то, что и Иуда спасся бы, если бы остался жив, видно из примера распинателей. Если Господь спас вознесших Его на Крест и на самом Кресте умолял Отца и просил им прощения в грехе, то явно, что Он со всем благоволением принял бы и предателя, если б этот принес надлежащее покаяние. Но тот не в состоянии был воспользоваться сим врачевством, поглощенный чрезмерною скорбью…»

Ефрем Сирин 01Преподобный Ефрем Сирин (306-378) пишет, что «сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы и отчаянием ввергнуть их в геенну.
Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом».

Исаак 1Преподобный Исаак Сирин (550): «Ничто так не сильно, как отчаяние. Оно не знает, чтобы кто победил его десными ли то, или шуими. Когда человек в мысли своей лишит жизнь свою надежды, тогда нет ничего дерзостнее его. Никто из врагов не может противостать ему, и нет скорби, слух о которой привел бы в изнеможение мудрование его, потому что всякая приключающаяся скорбь легче смерти, а он подклонил главу, чтоб принять на себя смерть».

Петр Дамаскин 01Святой Петр Дамаскин о том, «яко не подобает нам отчаиватися, аще и много согрешим»: «Однако не должно нам отчаиваться, если мы не таковы, какими должны быть. Худо это, что ты согрешил, человек; но зачем же ты оскорбляешь Бога и, по неразумию твоему, считаешь Его несильным? Ужели не может спасти души твоей Сотворивший такой, как ты видишь, мир ради тебя? Если же говоришь, что это послужит тебе на большее осуждение, как и снисхождение Его, то покайся, и Он примет покаяние твое, как – блудного сына и блудницы. Если же и этого не можешь, но по привычке согрешаешь, в чем бы и не хотел, имей смирение, как мытарь (см.: Лк.18, 13), и довольно будет тебе для спасения. Ибо согрешающий нераскаянно, но не отчаивающийся, по необходимости считает себя ниже всей твари и не осмеливается осудить или укорить какого-либо человека. Но более удивляется человеколюбию Божию, бывает благоразумным в отношении к Благодетелю и может иметь много иного добра. Хотя он и послушал диавола, при согрешении, но опять, по страху Божию, ослушивается врага, побуждающего его к отчаянию, и потому он – часть Божия…
…Однако, если кто пожелает, — снова полагает начало чрез покаяние. Пал ли ты, сказано, восстань. И снова пал, снова восстань; отнюдь не отчаивайся в своем спасении, что бы ни случилось. Не предавай себя добровольно врагу, и достаточно будет для тебя к спасению этого терпения с самоукорением. …Итак, отнюдь не отчаивайся, ибо не знаешь помощи Божией. Бог силен исполнить то, чего хочет. Уповай на Него, и Он одно из этого сделает с тобою: или какими-либо искушениями, или иным образом, как Он ведает, устроит твое исправление, или примет твое терпение и смирение вместо делания, или другим образом, которого ты не знаешь, ради упования (твоего), человеколюбиво совершит спасение бездерзновенной души твоей. Только не оставляй Врача, ибо потерпишь двоякую, лютую смерть, по незнанию сокровенного Божия намерения».

5Преподобный Серафим Саровский (1759-1833) говорил: «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

Старец Георгий, Задонский затворник (1789-1836): «В унынии ж и отчаянии нет спасения. Не унывайте и не отчаивайтесь, и надежда ваша на Господа спасет вас от вечной смерти…
Уныние – смертный грех! Должно верить, что ни один волосок не погибнет без воли Божией. Какая вам польза в том, что безмерно вдаетесь в соболезнование и без всякой потребности мучите себя мечтаниями и всяким пылким воображением о будущих приятностях и тем напрасно сожигаете свою душу? Будущего еще нет, и неизвестно, будет ли оно по вашему мнению… Плакать должно только об одном: что мы всякий час прогневляем милующую нас благость Всевышнего, не следуя и противясь Святой воле Его. А прочее все – ничто! Не стоит слез! Надобно повиноваться Божию Промыслу».

Старец 1Старец Моисей, архимандрит Брянской Белобережной пустыни (1772-1848) ни о чем не скорбел, всегда бывал весел и учеников наставлял не скорбеть, даже о грехах, говоря: не должно много скорбеть, ибо от этого бывает уныние, а от уныния что бывает, — на это приводил святых отцов писания и говорил: ибо многие скорбят и сами не знают о чем, понапрасну. Если человек будет предаваться воле Божией, то не будет о чем-либо мимоходящем много скорбеть, и будет у него всегда вид веселый. Поминая же реченное Соломоном: Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (Притч.17, 22).

2Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): «Отчаяние есть порождение гордости. Итак, смирение да будет охранителем Вашим от помыслов отчаяния. Мы стоим того, чтобы отчаяться, но благодать Божия не заслуживает того, чтобы потерять надежду на нее. Она дает нам право и паче упования в упование веровать (См.: Рим.4, 18)».

Иеросхимонах Николай (Цариковский), духовник Киево-Печерской лавры (1829-1899) говорил: «Если тебе попущено будет, за гордость и тщеславие, чтобы ты подвергся какому наказанию или впал в грех, а то просто, чтобы постигли тебя за грехи разные испытания, несчастья, неприятности, скорби, то всячески старайся не допустить в себе и на малое время жить унынию, этому самому ядовитому и погибельнейшему плоду гордости и тщеславия. Что бы ни случилось с тобой, не показывай и вида печали, скорби, уныния. Враг не знает того, что в глубине души христианина скрывается, а узнает об этом только из того, как человек ведет себя. Ища только повода, чтобы «морочить» человека, заметив, что он начинает унывать от чего-либо, враг сейчас подносит ему еще и еще что-либо тяжелое, обидное, оскорбительное, чтобы увеличить печаль и скорбь и незаметно довести до полной бездеятельности, отчаяния и погибели, когда человек, как говорится, голову потеряет, опустит руки и не хочет уже придумывать и просить у Бога помощи найти какие-либо средства выйти из бед и несчастья.
…Мы должны стараться, чтобы всегда иметь радость, о Бозе неотъемлемой. Жизнь нам дана не на печаль, а на радость, и потому каждый должен стараться всегда быть веселым: это освежает все силы человека, воображение, память, ум. При унылом же и сумрачном, печальном настроении все в душе бывает сдавлено, стиснуто, а это только и нужно диаволу: он особенно на мрачно настроенных, унывающих и угрюмых нападает».

amvrosiiПреподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «…Отчаяние …святой Иоанн Лествичник почитает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек может покаяться, имея твердое намерение вперед на то же не возвращаться, и таким образом получить прощение и милость от Господа. А отчаявшийся что может сделать и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает; но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово апостола: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр.12, 6)».

10Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Когда нас укоряют в чем-либо, это не должно раздражать нас и приводить в уныние, а смирять нас, как нравственно ничтожных, и обращаться к Богу с усердною молитвою, чтобы Он немощное в нас уврачевал и оскудевающее восполнил Своею благодатью. Раздражаться особенно тогда, когда укоряют нас в действительных слабостях, значит прилагать болезнь к болезни, страсть к страсти, значит недуговать добровольно слепотою самолюбия, которое не хочет видеть своих темных сторон и добровольно погибает. Уныние же совсем безрассудно: ибо христианин, при помощи Божией благодати, если восхочет, всегда может измениться к лучшему – да для этого Господь и посылает нам обличителей, чтобы они открыли нам сердечные очи, чтобы мы увидели безобразие дел своих и, видя, поправились, а не для того, чтобы повергнуть нас в уныние.
Уныние – грех и дело дьявола. Обличения должны производить в нас печаль по Боге, производящую покаяние во спасение, а не печаль самолюбия».

Старец Захария 1Старец Захария (в схиме Зосима) (1850-1936): «Уныние – это преддверие ада, оно убивает волю, чувства и разум.
Приобретайте добродетели, противоположные грехам. Уныние – это палач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для подвигов.
Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не унывайте.
Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется ее творить, все внимание поглощают разные желания и страсти. Да тут же как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает.
Эта страсть, уныние, мертвит все святое, все живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Если у кого есть, прочтите канон Честному и Животворящему Кресту Христову, а потом опять распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то ужасное уныние, которое убивает вас».

1Старец Михаил (Питкевич) (1877-1962): «Какое бы не произошло поползновение, падение, — надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать – труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование.
Сопротивляйся и борись, а остальное предоставь все Господу». Тут батюшка рассказал, как один брат, впадавший в грех прелюбодеяния, горько каялся, сокрушался всем сердцем – было так до семи раз; и так он каялся и боролся, что было ему прощено и старцу было открыто, что ради сокрушения и борьбы был этот брат увенчан венцами. Он не допустил отчаяния».

3Старец Иоанн (Алексеев)(1873-1958): «Воображение и память одно внутреннее чувство; иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударят по голове. Тут требуется молитва внимательная, с терпением. Память надо набивать чтением Святого Евангелия и творений святых отцов, одним словом, чтобы ум не был праздным. Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняются прочь и тоскливость пройдет. В одном сердце два господина не могут жить вместе».

8Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963) пишет в письмах к своим духовным детям: «Что же ты так унываешь? Где твоя вера? Не обещал ли Господь дать все необходимое для каждого ищущего царствия Божия и правды Его! Проверь себя, есть ли у тебя это искание, есть ли вера в загробную жизнь, веришь ли учению Св. Православной Церкви, вернее учению самого Господа, что каждый получит воздаяние за гробом по вере и делам своим? Веришь ли словам Господа, что и волос с головы не падет без воли Отца Небесного?
Если во все это веришь, если при том веришь, что так возлюбил Господь мир, что отдал Сына Своего, да всякий верующий в Него не погибнет, отдал на позор и распятие, то должна без ропота всецело отдаться в руки Божии и плакать не о потере места или пенсии, а о том, что на любовь Божию мы отвечаем ропотом, маловерием, нетерпение и всяким нарушением Его святых заповедей. Не сказал ли Сам Господь, что кого Он любит, того и наказывает и скорбями отрывает от земли, чтобы облегчить нам иметь свое сердце горе не только во время Литургии, а и всегда. Неужели мы вправе диктовать Господу, что Он должен с нами делать! Если же мы должны покориться Ему, то перестанем роптать и плакать о мирском, а оплачем свои грехи, нарушения постоянные заповедей Божиих, оскорбления Господа своим маловерием, неверием словам Его, нечувствием Его любви к нам. Если же не видим своих грехов, то вдвойне, втройне заплачем, ибо это значит, что душа наша ожесточилась и омрачилась, потеряла здравие очей внутренних. С земными поклонами будем умолять Господа: «Даруй ми зрети моя прегрешения».
И когда покаянием очистим себя, тогда увидим, что скорби, нам посланные, суть явление милости и любви к нам Господа, познаем, что они нам более нужны, чем всякие земные блага. Единственная из всего рода человеческого, Честнейшая Херувим и Славнейшая без всякого сравнения Серафим – Матерь Самого Господа претерпела такие скорби, пред которыми самые тяжкие твои скорби – ничто.
Притом же Господь и не допускает никаких искушений и скорбей сверх сил. Ты еще не до крови сражалась, да и сражалась ли против врага, против своих страстей? Не жила ли как придется, не оскорбляла ли своих ближних, не грубила ли, не празднословила и проч., и проч.? Просмотри всю свою жизнь с молитвой, покайся во всем прошлом искренне со слезами, дай обещание Господу приложить все силы на борьбу с грехом, на делание Его св. заповедей, потрудись в этом – и скоро увидишь к себе милость Божию, может быть, от всей души станешь благодарить Господа за посланные скорби. Смиряйся пред Богом и пред людьми.
Если не будешь этого ничего делать, а станешь грешить и унывать, то хоть без ропота терпи посланные скорби и говори с благоразумным разбойником: «Достойное по делам моим приемлю». Не отчаивайся, потерпи Господа, плачь о грехах своих, о маловерии своем, о неверии в Промышление Божие о нас, и Господь утешит тебя.

…Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния – это не признак смирения, а гордости. Нужно сокрушаться и жалеть, что своими грехами оскорбляем Господа, просить у Него прощения и стараться впредь не повторять, а если опять впали в какой-то грех, то немедля надо опять и прощения просить, и Господь простит, ибо пришел спасать не праведников, а грешников, т. е. сознающих свои грехи.
Искренность и глубина покаяния доказываются тем, что человек впредь старается не повторять грехов. Сколько бы раз не согрешил вновь – не надо отчаиваться, а опять, покаявшись, продолжать борьбу. Тогда и самые падения будут нам на пользу.
Борись со всеми, с самыми малыми грехами. Кто неверен в малом, тому не доверят большого. А то дьявол так и внушает: «Это пустяк, это мелочь» — а про более важное: «Где же нам с этим бороться. Это для «подвижников»». Читай больше Евангелие, и, особенно, Св. Отцов, без чтения трудно спасаться…

…Будьте здоровы и не унывайте. Дана заповедь: если уж не можем радоваться всегда, то хоть не унывать, а главное, надо за все благодарить. Вам это особенно надо: Вы обеспечены материально, имеете отдельную комнату, имеете друзей. Как не благодарить за все это! А уныние есть скрытый ропот. Избави Бог от этого…

…Важно осознать свою греховность, а, осознав, не впасть в уныние, не предаться отчаянию, а твердо решить стать на путь исправления, покаяться в своих грехах, и сокрушенной молитвой вымолить себе прощения у отца Небесного. Важно не замыкаться в себе, не слушать беса-искусителя, а уповать только на милость Божию, на Его любовь к нам, грешным, и Его всепрощение…

…Вы из моих писем могли почувствовать, что я не осуждаю Вас, а искренне жалею и сочувствую Вашей беде. Ведь в больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями – грехами. Одно надо нам твердо знать и никогда не забывать: не должно отчаиваться ни в каком состоянии. Отчаяние, часто ведущее к самоубийству, есть смерть души. В самых тяжких грехах можно покаяться и получить прощение. Многие отчаяннейшие разбойники и душеубийцы не только получили прощение при искреннем покаянии и исправлении, но достигли и святости: Моисей Мурин, Варвар разбойник (память 6 мая), Даниил и другие. Это Господь дает нам примеры, чтобы мы не отчаивались, как Иуда, а приносили покаяние и через это спасались…

…Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к самоубийству. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Поэтому надо просить прощения у Господа, не желающего гибели грешника, пришедшего спасать погибающих. Притом же верно слово Божие, что «любящим Господа все споспешествует ко спасению». Так, зачем унывать, опускать руки. «Пал – вставай, опять пал – опять вставай, и так до смерти» человека. Это слова преп. Сисоя Великого…

…Унынию не поддавайтесь. Чаще вспоминайте смерть и все последующее, тогда земное будет терять свою значимость…

…Что это Вы унываете? Всю жизнь стремились к Господу, а теперь теряете надежду на милосердие и любовь Божию. Разве люди спасаются своими подвигами? Все, даже святые, спасаются Спасителем за веру в Него и покаяние.
Будьте мирны и надейтесь на Христа. Что беспокоит совесть, то исповедуйте, а прочее – общим итогом. Господь знает все и за веру и покаяние прощает все, и принимает в Царствие Небесное, не лишит Он этого и Вас.
Уныние и безнадежие от врагов. Святые отцы предупреждают, что пред смертью, когда человек ослабевает, — враг особенно борет, даже крепко верующих, неверием и безнадежием. Боритесь со врагом именем Божиим…»

4Старец Савва (1898-1980): «Ни в каких случаях, ни при каких обстоятельствах не унывайте, не отчаивайтесь. Уныние убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для духовных подвигов. Знайте, что в минуту уныния и отчаяния не Господь оставляет вас, а вы оставляете Господа. Хоть бы и очень скорбно было вам, но призовите мысленно Господа Иисуса Христа, живущего в сердце вашем. Он ждет вашего зова. Не разочаровывайтесь и не тяготитесь жизнью. Она несносна бывает только для злочестивых, а кто верует в Иисуса Христа и уповает на Него, тот должен радоваться и дорожить жизнью. Наша земная жизнь необходима, как подготовка к вечной жизни: чтобы мы славили здесь Бога, благотворили ближним и достигали Вечного Царства узким путем, указанным в Евангелии. Жизнь дана нам не для земного веселия: Блажени плачущие, а не смеющиеся.
Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно безпредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи, и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет Его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу за то, что Он дал нам покаяние!»

Схимонахиня АнтонияСхимонахиня Антония (Кавешникова) (1904-1998) советовала: «Когда бывают нечистые помыслы, уныние, тоска, — много раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся». Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир душе».

Иеромонах Анатолий КиевскийИеромонах Анатолий (Киевский) (1957–2002): «Опять в печали и унынии, а он (дьявол) радуется, была бы воля его, разорвал бы тебя на части. Усомнился в духовных наставлениях? На св. Афоне дьявол поднимает духовных чад с ножами на своих духовных отцов. Молитву не можешь творить – читай Евангелие, пока душа не насытится, а там Господь управит». При общении с Батюшкой все мои душевные смущения куда-то быстро улетучивались, а на душе становилось спокойно».

«Уныние… Это не уныние, а несерьезность. Это потому, что вы не молитесь. Читаете и ничего не понимаете, к чему все идет. Вы должны быть как пружины заведены, ко всему готовы, а вы спите. Если бы вы молились, этого бы не было! Не говорите мне об унынии. Не молитесь, а под лежачий камень вода не течет! Пришло уныние — поклоны, Псалтырь — и не будет. 9-ая, 17-ая кафизмы, 142-ой псалом! А то уныние у них… У вас будет такое, что места себе не сможете найти!..
От уныния опустили руки… Господь только тогда опустил руки и так скрестил, когда уже было все сказано, до последнего слова! А вам еще столько предстоит! Такое будет уныние и скорбь, что места себе не сможете найти! А вы не молитесь – под лежачий камень вода не потечет!»

Церковь Россия

О душевной пустоте
Преподобный Исаия Отшельник (370): «Четырьмя вещами душа делается пустою: переходами с места на место, любовью к развлечениям, вещелюбием и скупостью».

1Преподобный Иоанн Лествичник (649): «Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения».

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894): «Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его взыщи – всеми силами души своей. Если взыщешь так, обретешь».

11Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Если вы чувствуете иногда, по видимости, безо всякой причины тоску на сердце, то знайте, что душа ваша тяготится пустотою, в которой она находится, и ищет Существа, Которое бы наполнило ее сладостно, животворно, то есть ищет Христа, Который один есть покой и услаждение нашего сердца.
Как тело, не питаясь сродными ему началами, не может жить и умирает, так и душа наша, не питаясь молитвой и добрыми мыслями, чувствами, делами, также умирает. Как в телесной нашей природе до времени совершаются благополучно питание и возрастание тела, но если попадает через пищу, или питье, или дыхание яд или зараза, то вдруг причиняются телу боли и даже смерть в случае отсутствия помощи; так и в духовной нашей природе течет до времени все благополучно, но когда приразится к ней дьявол, тогда она тяжко страдает, как бы оцепеневает, и ей нужна бывает скорая помощь от Небесного Врача, Бога духов, которая получается не иначе как через молитву веры».

3 Паисий СвятогорецСтарец Паисий Святогорец (1924-1994): «Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть все, чего ни пожелает душа, — то надо знать, что у него нет Бога.
Мирские радости не «заряжают» человеческую душу, а лишь засоряют ее. Ощутив духовную радость, мы не захотим радости вещественной».

Источники:
1. «Беседы великих русских старцев. О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2004г.
2. «Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 2001г.
3. «Душевный лекарь. Святые отцы – мирянам». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005г.
4. Игумен Никон (Воробьев) «Письма духовным детям». Львов. 2002г.
5. «Милостивые да помилованы будут». Иеромонах Анатолий 1957 – (03.09/16.10) 2002. Киев, 2007г.
6. «С любовью о Господе, ваш Д.О.С. Жизнеописание старца схиигумена Саввы». Краматорск. Издательство «Тираж-51», 2009г.
7. Святитель Иоанн Златоуст «Беседы о покаянии». М.: «Приход храма Святого Духа сошествия», 2007г.
8. Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». М., 2005г.

Церковь картина (2)