Метки

, ,

Иисус Христос Се стою у двери и стучу«Горести не принять – и сладости не видать»

Русская пословица

«…Когда находят скорби, …это вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, или даже более – берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби».

Святитель Феофан Затворник

«Ныне люди стали гордыми и спасаются только скорбями и покаянием…»

Преподобный Силуан Афонский

4Святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Бог посылает людям казнь за грехи гораздо более легкую, чем они заслуживают.

Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.

Путь к небу тесен; скорбь поставляет нас на этом тесном пути; а не терпящий скорби не может идти по нему.

Если для Господа не хочешь терпеть скорби, то все же будешь терпеть скорбь, но по другим причинам, без всякой для себя пользы. Ибо завистник, корыстолюбец, привязавшийся к блуднице, тщеславный и преданный всякому другому пороку терпит многие печали и скорби… Итак, поскольку ведущий и ту, и другую жизнь необходимо должен скорбеть, то почему же не избрать жизни, которая вместе со скорбию доставляет безчисленные венцы?» 

5Святитель Василий Великий (330-379): «Избегающий скорби лишает себя опытности.

Пусть у тебя будет одно избегаемое – грех, и одно прибежище в несчастьях – Бог».

Преподобный Дорофей Палестинский (620): «Это великое человеколюбие, братья, что мы наказываемся, находясь в этом мире; но мы, не зная, что совершается там, почитаем тяжким здешнее».

Преподобный Исаак Сирин (7 век): «Кто уклоняется от скорбей, тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелью. Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение».

Преподобный Фалассий (7 век): «Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через страдание и печаль».

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841) говорил о неминуемости скорбей: «Ежели ты признаешь себя грешною, то знаешь, что многи раны грешному (Пс.31, 10), а когда праведною, то паки писано: многи скорби праведным (Пс.33, 20). Куда не повернись, а без скорби нельзя».

Макарий ОптПреподобный Макарий Оптинский (1788-1860) на вопрос «для чего нужны скорби?» ответил: «Я полагаю: или к наказанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого апостола: здесь наказываемся, чтобы не быть с миром осужденными (1 Кор.11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не, без скорбей бывшее, впадем в другие какие-либо грехи.

Во всяком месте предлежит нам исполнение заповедей Божиих, которое сопряжено со скорбию. Бегать скорби – бегать спасения.

Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, — увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями. А ведь Он нам оставил образ, да последуем стопам Его (1 Пет.2, 21), и хотя не вполне, но отчасти приобщаемся страстям Его, когда доблестно и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби».

Антоний ОптинскийПреподобный Антоний Оптинский (1795-1865):

«Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается!»

Amvros_Optinsk_portretПреподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнию, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или унижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся.

Не дают награду за отраду, а только за скорби да за подвиги.

Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание – именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что Многими скорбями подобает нам войти в царство небесное (Деян.14, 22), и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди (Мф.19, 17).

Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего».

1Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)(1824-1894): «Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т.е. ясно, внимательно зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях?

Будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид».

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911):

«Скорби – добрый знак; поИосиф Оптинский 1казывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй.

За грехи что-нибудь должно терпеть; если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей жизни скорби очень ужасны».

Иаков, архиепископ Нижегородский (1792-1850): «Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, безчувствие, гордость и безстрашие сердца».

7Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894): «Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостью, — вот что делает.

Кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных.

Когда бьет Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак, посмотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то.

Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, или даже более – берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби».

8Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963): «Бог есть Любовь, а Любовь не может попустить зла любимому. Вот почему все случающееся с человеком скорбное или радостное попускается для блага нашего, хотя мы и не всегда понимаем это, лучше же сказать, никогда этого не видим и не понимаем. Только Всевидец Господь знает, что нам необходимо для стяжания вечной блаженной жизни.

Поверьте, что каждый миг Господь хочет Вам дать величайшие блага, но вы не можете принять их без вреда для себя.

Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться.

Святые говорили, что если бы человек знал, какая радость будет наследовавшим царствие Божие, то согласился бы ежедневно распинаться на кресте всю жизнь, только бы не потерять вечного блаженства. А Господь таких страданий от нас не требует. Хочет только, чтобы мы веровали в Него и смиренно потерпели все, что Он пошлет для нашего очищения».

6Преподобный Силуан Афонский (1866-1938):

«Ныне люди стали гордыми и спасаются только скорбями и покаянием, а любви редко кто достигает».

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958): «Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой».

4Святое Писание о терпении скорбей

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет.4, 12-13).

Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12, 6)

Если же остаетесь без наказания, которые всем обще, то вы незаконные дети, не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр.12, 8-11).

Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор.4, 17).

По книге: «Душевный лекарь. Святые отцы – мирянам». Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005г.

скорби