Метки

, ,

К ситуации в Украине

01«…Мы, афониты, в этот последний час, когда сотрясаются основы социальной жизни, просим священноначалие прекратить служить идеям национализма… и стать истинными поборниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви… Любая другая цель не от Христа, но от нашего врага…».

Старец Иосиф Ватопедский

«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще безпрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос».

Ф. М. Достоевский

1О революционных и национальных потрясениях, отталкивающихся в своей основе якобы от народного блага, очень хорошо сказал священник Александр Ельчанинов (1881-1934): «До чего могут довести ложные идеи! Так погубили свою душу многие революционеры, которые, исходя из правильной (но ограниченной) идеи народного блага, пришли к сатанинской злобе, лжи и человекоубийству. Это же ждет и служителей национальной идеи, пока они ее не подчинят идее высшей».

А вот слова афонского старца Иосифа Ватопедского (1921-2009), которые могут вразумить приверженцев идей национализма и «своей, украинской» церкви: «…Разделять неделимый богочеловеческий организм Церкви на маленькие национальные организации – это огромная ошибка.

И мы, афониты, в этот последний час, когда сотрясаются основы социальной жизни, просим священноначалие прекратить служить идеям национализма… и стать истинными поборниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. От Основателя Церкви через апостолов и святых отцов до нас дошло предание о миссии Церкви – насаждать и взращивать в душах людей ощущение и сознание того, что каждый член Церкви – лицо соборное, вечное, богочеловеческое и потому брат каждому человеку. Это и есть назначение Церкви, заключенное в ней Христом. Любая другая цель не от Христа, но от нашего врага…».

Достоевский Ф.М.Воистину, разум, не просветленный Христовой истиной, может заблудиться до самого невероятного. «Если мы не имеем авторитета в вере и Христе, — пишет Ф. М. Достоевский (1821-1881), — тогда будем во всем заблуждаться».

И в другом месте: «На земле же воистину мы как бы блуждаем. И не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом».

О совести, не просвещенной Законом Божьим, Ф. М. Достоевский пишет: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще безпрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос».

87Вот что пишет о совести старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Совесть является первым законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей, как ксерокопию. Те, которые утончают свою совесть через ежедневное исследование самих себя, уже чувствуют себя чужими этому миру, и мирским людям их утонченное поведение кажется странным. Однако те, которые не исследуют своей совести, не получают пользы ни от духовного чтения, ни от советов старцев. Они не могут соблюдать и заповедей Божиих, потому что становятся уже безчувственными».

И, наконец, еще одна цитата, которую хочется здесь привести, — о сущности зла: священник Александр Ельчанинов: «Зло не есть дурная привычка, неправильная установка души — оно есть, точно, наитие дьявольской силы…».

Александр Ельчанинов Зло

Все зло в мире от неверия. Если бы люди верили в Бога, они бы доверяли Ему, верили каждому Его слову и старались применить его в своей жизни. От веры рождаются все добродетели – человек учится любить по-настоящему и сам преображается от своей любви. Воистину, Бог познается через любовь, потому что Он Сам – Любовь. Входя в Божии определения о себе, о людях, о мире, человек входит в Божественную гармонию – становится умиротворенным, добрым, милостивым, любящим, всем довольным, благодарным…

Сколько примеров в жизни, в житиях святых, когда человек самой порочной жизни, не знавший до того Бога и в ослеплении своем натворившим множество страшных грехов, после того, как коснулась его сердца Божественная Благодать, буквально переродился через покаяние и стал совершенно другим, «новой тварью», и даже святым (как святые Моисей Мурин, Мария Египетская, Таисия и др.).

8Вера перерождает людейделает их сильными духом, мудрыми душой, любящими и благословенными. Более того, она дает им надежду на жизнь будущую, блаженную, и освещает путь к ней.

Раньше, до грехопадения, люди знали Бога, но теперь, грех застилает нам умные очи души, страсти делают нас духовно слепыми. И потому вера является тем спасительным средством, данным милостивым Богом бедному человечеству, ухватившись за которое, можно выкарабкаться каждому из своего бедственного состояния, в которое загоняет нас греховная жизнь, когда грешим, и этого не видим, не замечаем, и замечать не хотим…

Когда же уверуя всем сердцем, человек начинает слушаться Бога, учиться любить Его и своих ближних, смиряться от неизбежных падений и познания своей немощи, стараться жить по заповедям, а значит борется с греховными привычками и страстями, — он приобретает постепенно свой собственный духовный опыт Богопознания, очищается от грехов (участвуя в жизни Церкви, где каждое Святое Таинство и есть очищение от грехов), и становится способным видеть то, чего раньше не видел, и знать то, что раньше было сокрыто от него. И он уже не верит, он знает, что Бог есть. И это знание буквально переворачивает всю его прежнюю жизнь, и жизнь его ближних, и мир вокруг раздвигает свои границы от маленького суетного мирка до безконечной вечности, где обитает Бог со всеми познавшими и возлюбившими Его. А узнать, и, при этом, не полюбить Бога, невозможно! Всякий, кто хоть немножко потрудится над собой (а трудны буквально первые шаги, когда Бог ждет нашего произволения, когда мешает гордыня и самолюбие, — но если есть минимум необходимых знаний и, главное, желание – то все получится, Бог обязательно выведет!), — кто опытно прочувствует плоды от своего милосердия, от жертвенной любви к ближнему, — к тому, кто рядом с тобой, которого искать не надо, которого Сам Бог определил тебе в ближние и за которого и спрос будет особый, — тот постоянно будет ощущать в своей душе утешение от Бога, Его ответную любовь, Его мир и удовлетворение.

37Бог, создавая мир, все премудро в нем устроил для нашего спасения. Если спасение в любви к другому – то вот вам семья, где все любят друг друга, не считаясь с собой, и тем спасаются…

Люди часто ропщут на неравенство и не понимают его смысла. Даже лозунгом себе взяли революционеры: «Мир, равенство, братство». Но ведь Бог мудрее нас, и если Он установил неравенство, значит нужно отвергнуть свое суемудрие, и склониться в послушании перед Творцом. Ведь, смотрите, как премудро Господь устроил – богатый, подавая милостыню нищему, делится своими излишками, борется со своим самолюбием, высокомерием, сребролюбием, помогает другому, и тем сам спасается! А нищий, т.о., является его благодетелем – возводит его душу безсмертную на Небеса, и на Суде будет за нее ходатайствовать! Т.е. они оба – богач и нищий – являются благодетелями друг другу – первый помогает материально, второй – духовно, что более важно. А если бы были все равны, то такая великая добродетель, как милостыня, оказалась бы забытой и не задействованной – а ведь к милостивому и Бог милостив будет, и грехи простит, а кто из нас безгрешный?

3 СвятителяСвятитель Иоанн Златоуст (347-407), рассуждая о богатых и бедных, пишет, что если бы все были богатые, то кто бы тогда пек хлеб, кто бы работал на тяжелых физических работах, кто бы был портным, учителем, врачом и т.д.?

Нет, Господь все премудро сотворил; а все, что нужно от нас, это быть довольными своим положением, и не роптать на Бога, а за все благодарить. И жизнь тогда изменится – все останется, вроде бы, по-прежнему, но изменив внутреннее свое расположение, смирившись, став довольным своей жизнью (и даже в болезнях и скорбях видеть особую милость Божию, Его посещение, и за все благодарить!), человек становится благословенным, он приобретает духовные крылья, легкость, силу, — он становится Божьим!

01И в заключение хочется привести слова священника Александра Ельчанинова о вере и неверии: «Если даже стать на точку зрения самого ярого безбожия, то и тогда позиция верующих тверже и вернее позиции безбожия, которое есть открытое банкротство. Не лучше ли все же иметь надежды и обещания, чем не иметь и этого.

Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще не сказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Только в свете любви разум принимает видимые абсурды веры.

Почему трудна вера? До грехопадения люди знали, грех скрыл от них Бога и вера есть преодоление этой пелены греха между ними и Богом.

Очищение от греха приводит от веры к знанию.

То, что мы, существа душевно-плотские, со слабо развитой духовностью, не можем вполне постигнуть Бога и вследствие этого часто отрицаем Его, подобно тому, как если бы слепой стал отрицать существование света, не имея возможности его видеть.

На обычное требование неверующих — немедленно, тут же «доказать»: вы не будете доказывать какую-нибудь истину научную, математическую, пьяному человеку; так и здесь. Вытрезвитесь от вашего опьянения миром, суетой, заботами, тщеславием — тогда можно начать говорить, и вы получите возможность понимать. В лукавую душу не войдет премудрость.

Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера — путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к Небу, и оно приняло их. Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам (Иак.4, 8)».

12.03.2014

Л. Очай

Достоевский Совесть без Бога есть ужас

 

Достоевский Если мы не имеем авторитета в вере и Христе...

 

Достоевский На земле мы как бы блуждаем

 

Паисий Святогорец Вера в Бога

 

Паисий Святогорец Неверие Безразличие к Богу

Паисий Святогорец Неведение сегодня не оправдывается ничем