Метки

, , , ,

«С того момента, как я начинаю верить, что я лучше другого, и жалеть его, мне должно жалеть уже не его, а самого себя».
Старец Паисий Святогорец

«Мы неправильно относимся к самому себе, не сознаем своих «художеств», которых достаточно у всех. Без полного обнажения себя до конца пред Богом мы никогда не сможем избавиться от них. Это аксиома внутренней жизни. Это обнажение и плач пред Богом – вот делание для каждого до самой смерти…»
Игумен Никон (Воробьев)

7Любовь к ближнему, без нее на спастись, и мы это знаем… Но как сделать, чтобы это были не пустые слова, а реальность нашей жизни? Ведь никакие наши подвиги, даже из старания угодить Господу (частые хождения в храм на Богослужения, послушания церковные, долгие молитвенные правила, посты и т.д.), если при них нет любви к ближнему, не дадут нам желаемого, — наше рвение не будет угодно Господу, если при этом мы, даже нечаянно, не подумав, и не поняв, что произошло, обидели кого-нибудь из своих ближних. Мы медь звенящая, — по слову апостола Павла, — если не имеем любви друг к другу (1 Кор.13, 1)… (1)

61Оглянемся вокруг себя – кто наши ближние? Домашние — это понятно: родители, муж (жена), дети. И через них, в первую очередь, мы или спасаемся или погибаем. Обычные наши домашние дела, если они наполнены любовью к ближним, и делаются не ради себя, а ради них – спасительны. И наоборот – не видим в приготовлении еды, в мытье посуды, в уборке квартиры служения ближнему, делаем все автоматически, без любви, раздражаемся и ссоримся при этом – дело тоже, но спасения нет. Это с одной стороны.

С другой, понятие «ближний» имеет чуть более широкий смысл – это все, кто встречаются нам по жизни, с кем сводит нас Господь в тот или иной час. И здесь бывает сложнее. Не всякий сразу разглядит за случайным встречным или духовной сестрой, с которой у нас общее церковное послушание, особый промысел Божий, с помощью которых Он пытается нам помочь, сделать нас милосерднее, терпимее к другим, и шаг за шагом, привести к любви, той, без которой нам нет спасения, чтобы мы сами о себе, при этом, не думали.

Один старец сказал, что как же Господу с нами трудно. А все потому, что или не знаем основ духовной жизни, или знаем, но как до дела, забываем; требуем исполнения заповедей от других, а себя, в той же ситуации, не замечаем, жалеем, любим, боремся изо всех сил, чтобы не потерять лицо перед другими, оказаться правыми перед людьми… А перед Богом? — Кто ставит так вопрос? Почему нам не потерять лицо перед людьми важнее, чем не потерять его перед Богом?

Антоний Сурожский Невозможно идти к Богу перешагнув через человекаХорошо если есть хороший духовник, и вовремя вмешается в ситуацию, и поможет перевести взгляд на свои собственные греховные действия, слова, мысли, в той же ситуации, которые от нас иногда сокрыты по причине не побежденного еще самолюбия. А если нет? – Исповедь не полная, душа нераскаянная, и причастие, не дай Бог, «в суд или в осуждение»? И так раз за разом. Ходим в церковь годами, а ситуация практически не меняется, или меняется, но очень медленно. А Господу нас спасти надо. Отсюда болезни, которые, опять же, Господом посылаются нам во благо, чтобы очистить те грехи, которые не поняли, не заметили, в которых не раскаялись. Если терпим с благодарением – очищаемся, если же ропщем, тратим деньги на земных врачей, дорогие лекарства (а могли бы с большей пользой их потратить, если подойти к ситуации более духовно), которые нам и не помогают, а так, симптомы убирают, если плохо терпим и не благодарим – то и здесь спасения не получается… Хорошо еще, что Таинство Соборования у нас есть, — Господь все равно очищает наши души. Но нет продвижения вперед в духовной жизни, буксуем на месте, грехи не видим, со страстями не боремся, да и мало что о них вообще знаем. А между тем, преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913) говорил, что со страстями необходимо бороться не только монахам, но и мирянам. И если мы не поборем страсти здесь, в земной жизни, то они поборют нас там. Они, как гадины, поползут за нами в жизнь вечную, и не дадут нашей душе подняться в Рай… (2)

Варсонофий Опт Страсти Не победившему страсти невозможно быть в раю

А ведь все, что от нас требуется, это жить по заповедям, т.е. по любви. Знать Евангелие и применять его в своей повседневной жизни. Не от других требовать, а от себя. К другим же быть снисходительными – «Если мне тяжело, как же им, бедненьким? Я ведь и в церковь уже сколько лет хожу, и причащаюсь часто, а он (она) только воцерковился (-ась) недавно (или вообще в церковь не ходит), Господь их любит, и простит на исповеди, как же я буду осуждать?» Себе же хуже, если не подходить с любовью к каждому, кого посылает нам Господь в ближние.

Нет пока любви, — оно и понятно, с нее начинаем, но путь к ней, настоящей, чтобы в сердце была, чтобы все существо твое наполняла, ох как не прост, ведь не случайно Святые Отцы называют ее царицей добродетелей. Они же и советуют для начала, — когда есть уже понимание необходимости ее стяжания, но пока на деле ничего не получается, — не осуждать ближнего, жалеть его, быть к нему снисходительным, а потом, мало-помалу, и любовь придет. Молиться только Господу об этом надо, чтобы дал дар любви, чтобы помог, и каяться каждый раз в своих падениях…

Паисий Святогорец Любовь к ближнему Основа духовной жизни«Вся основа духовной жизни в том, чтобы думать о другом, а себя ставить на последнее место и не брать в расчет, – говорит старец Паисий Святогорец (1924-1994). — Если мы ставим себя на место нашего ближнего, если мы его понимаем, то находимся в родстве со Христом».

Часто бывает так, что мы не можем разглядеть зло в наших действиях, потому что оно прикрыто личиною добра. Мы ратуем за справедливость, за общую победу добра над злом, за исправление грешника (не умело и/или гневно обличая его в грехах и несовершенствах), но при этом упускаем главное – свои собственные грехи и страстные движения. А ведь каждый будет давать Господу ответ только за себя, что нам до других Неосуждениегрехов? Со своими бы разобраться. Помним Господнее: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8, 7). Господь не осудил, простил, как же мы, грешные, смеем кого-то осуждать, пусть и «за дело»? Или так еще бывает, что ратуем за благое дело, стоим горой за четкое и правильное выполнение полученного послушания, и это для нас главное, а что до резких слов, до позволенной себе обиды ближнего своего, это второстепенное, главное – дело.

Никон Оптинский 1Преподобный Никон Оптинский (1888-1931) об этом говорит так: «Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума»».

Евангельское добро – это любовь, все покрывающая, никого не судящая, любовь, которая не ищет своего. Как у апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор.13, 4-7).

Апостол Павел о любви 1 Кор.13

А мы-то как раз и забываем в нашей повседневной жизни об этой любви, забываем, что только она важна для Господа, остальное – только путь к ней. Ведь как говорит апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая… Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 1-3)…

В одной и той же ситуации разные в духовном плане люди поведут себя по-разному: большинство, верующих в Бога, но не применяющих в своей повседневной жизни евангельских заповедей, будут добиваться своего и радоваться, когда все выйдет так, как они того хотят, будут оправдывать себя, а других обвинять. И исповедь идет у таких людей тяжело, они не видят своих грехов, не умеют разложить по духовным полочкам жизненную ситуацию, им кажется, что и каяться-то не в чем. Здесь нужно просить у Господа дара видения своих грехов, это главное, это первая ступень Божественной Благодати. (3).

Никон Воробьев Грехи Проси у Господа дара видеть свои грехи...

Меньшинство, верящих Господу и доверяющих каждому Его слову, читающих Святых Отцов и старающихся применять прочитанное в своей жизни, борющихся со своими страстями и греховными привычками, немощных по своему человеческому естеству, но духовно работающих над собой, — пусть что-то и не так сделают, но найдут силы обвинить во всем себя, а ближнего своего оправдать и помолиться о нем и о себе Господу, чтобы Он рассудил, чтобы Его правда восторжествовала и чтобы «никто не был наказан из-за меня, грешного».

И лишь те, кто имеет страх Божий, кто старается жить пред Его лицом всегда, кто угождает во всем Богу, а не людям, для кого каждое слово Господне – закон, исполнение которого старательно претворяется в жизнь, те промолчат и помолятся с любовью о всех, правых и не правых, о всех обидимых и обижающих, о злых и добрых, о явных грешниках и не явных, кающихся, но тоже грешниках, «из которых я первый»…

Каждое наше самооправдание – это духовное падение, ступенька в ад, а каждое самоукорение — духовный подъем, ступенька по направлению к Раю (4).

Александр Ельчанинов Видеть свои грехи

Преподобный Дорофей Палестинский Авва Дорофей 5(+620) пишет, что «когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы уразуметь волю Божию или взыскать её, если верим самим себе и держимся своей воли? Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом…».

Ну и еще, на что стоит обратить внимание, если мы хотим, и в миру, жить духовной жизнью, и, хоть немного, духовно возрастать, так это на помыслы. Качество нашей жизни зависит от наших помыслов. Плохо думаем о людях – плохо живем, всех подозреваем, никому не доверяем, во всем видим плохое и т.д. Хорошо думаем о людях – то и живем хорошо, радуясь жизни и славословя за это Господа, и все нам хорошие, и ни в ком не видим плохого… Так вот, когда приходят искушения, первое, с чего начинает, враг, это испортить помыслы людей друг о друге. Одному вкладывает в уши одно, другому – другое. Люди, имеющие навык духовной борьбы, знающие о злых помыслах со стороны врага, и как им противиться, разглядят, с Божьей помощью, внушаемое со стороны зло, и примут контрмеры. Но таких людей, к сожалению, в окружающем нас мире, не так и много. Отсюда конфликты, ссоры, непонимания, озлобления друг на друга и всякое зло. А покрывали бы любовью все плохие мысли, появляющиеся у нас, в голове, о ближнем своем, оправдывали бы его, жалели, относились с пониманием и сочувствием, не было бы места врагу в нашей душе. Поистине, любовь творит чудеса, и только любовью можно победить зло вокруг.

3 Паисий СвятогорецОчень интересные и многое объясняющие в нашей ситуации слова находим у старца Паисия Святогорца (1924-1994): «Лукавый иногда может приносить помыслы о других, тем более когда существует какая-то действительная причина. Однако принятие или отвержение этих помыслов зависит от нас. Поставив себя на место другого человека, мы отнесемся к нему с сочувствием и оправдаем его. Кроме того, если что-то совершается не от злобы, а от легкомыслия, то это бывает понятно и отрицательной реакции (в нас) не вызывает. То, что существуют человеческие слабости, это естественно и свойственно всем людям. Злом является наличие в людях злого расположения».

Если кто-то находится в плохом состоянии, а я в хорошем, то могу ли я оказывать на него влияние?
А если это искуситель представляет тебе дело таким образом? С чего ты взяла, что находишься в лучшем состоянии? С того момента, как я начинаю верить, что я лучше другого, и жалеть его, мне должно жалеть уже не его, а самого себя. Даже когда (христианин) видит, что его ближний действительно не в порядке, он оправдывает его и находит для него смягчающие вину обстоятельства. Он не ищет смягчающих обстоятельств только для самого себя, он находит себя худшим других, ему больно за свою скверну…

Паисий Святогорец !!! С того момента как я начинаю думать что я лучше другого...

Если я не нахожу для других людей оправдания в каком-то их проступке, то это значит, что у меня есть жестокосердие?
Не находишь оправдания другим, но находишь себе самой? Тогда пройдет совсем немного времени, и Христос не найдет оправдания для тебя. Если человек невнимателен, то его сердце может в одно мгновение стать жестким, как камень. Стяжи материнское сердце. Знаешь, как чувствует мать: она все прощает и иногда делает вид, что каких-то шалостей не замечает. Терпи и оправдывай, снисходи к другим, чтобы и Христос снисходил к тебе…

Никон Воробьев Смирение Любовь к ближнему Бойся оскорбить ближнего...

Из писем игумена Никона (Воробьева) (1894-1963): «Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. Смирись пред всеми, по силе старайся всем услужить, никого не укоряй, не суди, не осуждай. Помирись со всеми, всем прости, иначе не получишь сама прощения от Господа…»

«Мы неправильно относимся к самому себе, не сознаем своих «художеств», которых достаточно у всех. Без полного обнажения себя до конца пред Богом мы никогда не сможем избавиться от них. Это аксиома внутренней жизни. Это обнажение и плач пред Богом – вот делание для каждого до самой смерти…»

«Я слишком хорошо знаю слабость людскую и хитрость бесовскую. Люди воображают, что они очень хороши, и какое-либо отрицательное качество или поступок сделанный стараются скрыть от глаз людей, которых они ценят. Но я считаю, что мы все дурны. Одни несколько получше, другие похуже, но эти различия слишком ничтожны перед тем, чем мы должны быть. Аще сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы. Каковы же мы, не сделавшие ничего? И как нам осуждать друг друга?.. По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, у других другая болезнь».

Никон Воробьев«Ты мне не веришь, а зато слишком много веришь себе. Всякий грешник есть слепой. Слепа и ты. Мало того, когда тебе говоришь о твоей болезни, то ты не придаешь значения словам. Сама слепа, а когда тебе указывают дорогу, ты не веришь, а предпочитаешь идти так, как тебе нравится.
Какой же будет конец? Ясно без ответа. Не только будет, а уже есть начало конца. Ты уже попала в яму и сидишь в ней. И все равно не делаешь ничего, чтобы вылезти из нее, и впредь не попадать. Ты тщеславна и горда. Отсюда все прочее. От этого ты всех осуждаешь, всех винишь, а себя оправдываешь, от этого все грехи и болезни. Господь предупреждает тебя болезнями и неприятностями, чтобы ты оглянулась на себя и смирилась. А ты все грубеешь. Опомнись!
Что нужно делать? Вот что:
1. Примирись искренне, а не языком, со всеми.
2. Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна; говори себе так: «За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила».
3. Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи. Надо тебе похудеть, а не толстеть.
4. Обязательно утром и вечером молитвы и сто молитв Иисусовых.
5. Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь, и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.
6. Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.
7. Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и проч.
8. Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день: делом, словом или помыслом.
Главное же – смирение. Не возвышай голоса ни на кого. Помни непреложное слово Господа: Бог гордым противится. Это значит, что ты ни в чем не будешь иметь успеха, ни во внутренней жизни, ни во внешней. Во внутренней жизни уже видишь холод, леность, безплодие. То же будет и во внешней. Будешь терпеть позор, поношение, нищету, болезни. Не исполнится ни одно твое желание и ожидание, будешь растоптана в грязь, пока не смиришься. Благодари Бога, что так долго терпит тебя, желая обращения твоего, чтобы помиловать после смерти. …Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть.
…Смирись, перестань думать высоко о себе, не командуй, а проси, слушайся его, покрывай его недостатки по заповеди: друг друга тяготы носите…
Если не послушаешься меня, а останешься такой же или смиришься лицемерно, по наружности – сама увидишь, что будет. Есть непреложные духовные законы, по которым подвергнешься всему, что я выше писал, если не покаешься в прежней гордыне и не смиришься искренно, и не покажешь на деле своего смирения…»

Никон Воробьев Грехи Дар видеть свои грехи

Святое Писание о любви к ближнему
«… «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповедей нет» (Мк.12, 31).

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13, 34-35).

«Послушанием истине через Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет.1, 22).

«…Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет.3, 8-9).

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет.4, 8).

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин.2, 9-11).

«Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» (1 Ин.3, 11).

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин.3, 14).

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца…» (1 Ин.3, 15).

«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3, 18).

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит Бога; тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь» (1 Ин.4, 7-8).

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4, 20).

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». (1 Ин.4, 21).

«Любовь да будет непритворна; …будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12, 9-10).

«…Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим.13, 8-10).

«Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор.10, 24).

«Если я… любви не имею, то я – медь звенящая…» (1 Кор.13, 1).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 1-3).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор.13, 4-8).

«Любовь …все покрывает» (1 Кор.13, 4, 7).

«…Любовью служите друг другу» (Гал.5, 13).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5, 14-15).

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5, 22-23).

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6, 2).

«…Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф.4, 1-2).

«…Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4, 32).

«…Живите в любви…» (Еф.5, 2).

«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». (Флп.2, 4).

«Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». (Флп.2, 21).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3, 14).

Иосиф Исихаст Познай самого себя

Примечания:
1) Любовь
4Священник Александр Ельчанинов (1881-1934): «Всегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а тот, кто исходит из одного верховного закона – закона любви. Все остальные законы ничто перед любовью, которая не только руководит сердцами, но «движет солнце и другие звезды». В ком есть этот закон, — тот живет; кто руководится только философией, политикой, разумом, — тот умирает.

…Всякое, даже самое слабое, даже вынужденное устремление к Богу дает живой и неопровержимый опыт Его любви. Тот, кто имел этот опыт, уже его не забудет. То же и в любви к людям. Всякая любовь несет удовлетворение и награду в себе самой. В этом опытное подтверждение слов Бог есть любовь (1 Ин.4, 7).

Любовь только тогда есть любовь, когда она ко всем без исключения. Пока это любовь только к тем, кого «я» люблю, это не любовь, а эгоизм. Я говорю сейчас о любви христианской, не о любви в браке, семье.

Заповедь евангельская не может быть неисполнимой, иначе бы Евангелие оказалось собранием прекрасных слов, неприменимых к жизни. К таким словам относится и слово о любви к врагам. Как возможна такая любовь?
Два обстоятельства закрывают нам путь к пониманию этой заповеди: первое, это что мы не исполнили предыдущей заповеди — если кто хочет идти за Мною, да отвержется себя (Мф.16, 24) — заповедь о нищете духовной. Только на пути отречения от себя и своего, от своих симпатий и антипатий, суждений, привычек, точек зрения, можно понять Евангелие и в частности заповедь о любви к врагам.
Второе — надо отказаться и от той точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей: праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет. Мы все грешны, все поражены первородным грехом, а за всех нас пострадал Господь. Он друг грешников. Он предостерегает считающих себя праведными, что мытари и блудницы впереди них идут в Царство Небесное (см.: Мф.21, 31-32). Ему дороги одинаково все, и это Ему принадлежит окончательный Суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова о неосуждении — не судите, да не судимы будете (Мф.7, 1). Не судите — вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите — и у вас не будет врагов. Смотрите на «врагов» как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих. Оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире. Вспомните, что добро должно победить окончательно и повсюду, ничего не оставив дьяволу».

2) Страсти
Варсонофий Опт 2Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «Каждая страсть есть болезнь души; ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны. Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения.
Вот и у нас в скиту ведется борьба. Никто сразу не делается безстрастным. Один поступает гордым, другой – блудником, если не чувственным, то мысленным, третий так зол, что мимо него проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь: зачем же он в монастырь шел? Пятый – чревоугодник, ему все есть хочется… Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них, но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни старцы смотрят на них снисходительно: ведь он – новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постником, из блудника – целомудренным, из гордого – смиренным и так далее. В миру редко кто знает об этой борьбе. На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться – и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным – добродетелями…
Человек, достигший безстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником Ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах…»

3) Благодать видеть свои грехи
Никон ВоробьевИгумен Никон (Воробьев) (1894-1963): «Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

…Милость Божия к Вам видна в том, что Вы сознаете свои недостатки. Что было бы если бы при наличии их считали бы себя хорошей? Сознание грехов своих есть первая ступень к победе над ними…»

Старец Иосиф Исихаст (1899-1959): «Благодать разделяется на три состояния. Первое действие называется очистительным. И когда оно очистит человека, подается ему другой, больший, дар, который называется благодатью просветительной, от которой человек получает просвещение ведения. И третья благодать называется благодатью совершенства…»

Иосиф Исихаст Благодать Три вида благодати

4) Самоукорение
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее духовно. Это закон духовной жизни.
Как в нашей телесной жизни мы подкрепляем силы пищей, так и в духовной жизни наши духовные силы подкрепляются самоукорением. Вы только приняли пищу в желудок, а как пища переваривается в питательные соки, ваше тело питается ими, вы не знаете. Точно так же и в духовной жизни: мы питаемся самоукорением, которое, по учению святых отцов, есть невидимое восхождение, но почему и как – мы не знаем. Это закон духовной жизни. Когда мы питаемся духовным, мы духовно становимся крепче, сильнее.
А что такое самоукорение? – смирение. А что такое смирение? – это риза Божества, по слову Лествичника… Мы идем и касаемся этой ризы тогда, когда укоряем себя…

…Укоряйте себя. Укорять себя нетрудно, а некоторые этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорять себя нетрудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями: будем есть, сколько хочется, будем спать, сколько хочется, — то такое самоукорение не принесет пользы. Если мы укоряем себя, впадая в согрешения невольно, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед.

…Все-таки нужно укорять себя. Так учили наши великие старцы. При самоукорении это даже приносит пользу. Авва Дорофей, Иоанн Лествичник говорят, что самоукорение есть невидимое восхождение

Л. Очай
08.01.2016

Василий Великий о любви