Метки

,

41

«Когда живы страсти, нам невозможно жить, но необходимо должно погибнуть. Если не успеем умертвить их здесь, то они умертвят нас там».
Святитель Иоанн Златоуст

«…Мы не следуем Христу потому, что любим страсти, соуслаждаемся ими и как бы не знаем, что последование Христу, всякое малейшее исполнение делом Его слова, приносит душе величайшее благо, что благо последования по пути, указанному в Евангелии, есть несравненно выше и лучше всех благ мира!»

Игумения Арсения (Себрякова)

4Святитель Феофан Затворник (1815-1894) в одной из своих записей, сделанных в затворе, и собранных в книге под названием «Созерцание и размышление» («Как идет духовная жизнь) пишет: «Когда человек предан страстям, то он не видит их в себе и не отделяется от них, потому что живет в них и ими».
Если мы не осознаем себя грешниками и не видим в себе никаких страстей, то это вовсе не значит, что их в нас нет, и мы праведники перед Богом, но только то, что мы слепы духовно, и не видим их в себе. И если святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) говорил о себе: «Какая разбойничья ватага страстей действует во мне… и ночью в разных грезах. Какой вертеп мысленных разбойников – душа моя», то что говорить о нас, грешных.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913) говорит, что в миру мало кто вообще знает о страстях и о том, что нужно с ними бороться. Некоторые думают, что для спасения нужно молиться, но «молитва человека страстного не спасет его». И далее он продолжает: «Единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями».

Иероним Босх Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Смерть, Страшный Суд, Ад, Рай

Иероним Босх Семь смертных грехов и Четыре последние вещи Смерть, Страшный Суд, Ад, Рай

Ни хождение в храм, ни пост, ни милостыня, ни другие дела милосердия не спасут нас, если мы не будем работать над своей душой, если не будем стараться жить по заповедям Божьим, а значит бороться со своими страстями и греховными привычками, постепенно очищая свой ум и сердце, и насаждая в себе евангельские добродетели. У каждого свои страсти, кто-то горд и самолюбив, упрям и своеволен, кто-то чревоугодник и сластолюбив, кто-то любит деньги и портит свою жизнь скупостью, кто-то гневлив и постоянно раздражается по пустякам, и т.д. Как советуют Святые Отцы, нужно выделить из борющих нас страстей главную, преобладающую, и направить все усилия на ее преодоление. Гордому нужно понять гибельность своего состояния и полюбить смирение, чревоугоднику воздерживаться в еде, усерднее поститься, сребролюбивому и жестокосердному – полюбить дела милосердия, постараться сделаться милостивым и добрым к людям, ленивому – работать над собой, трудиться и духовно, и физически и т.д. Нужно изменить себя, сделаться из земного небесным, уподобиться Христу, чтобы после смерти иметь чистую душу, готовую к царствию небесному.
Если же мы не знаем ничего об этой борьбе, или не придаем ей большого значения и безпечно полагаемся на милость Божию, живем в свое удовольствие, или зная, не находим в себе решимости начать борьбу со своей плотью, своим самолюбием, со своими страстными наклонностями, опять же, полагаясь на любовь Божию и Его снисхождение к нам, немощным, то мы сами себе враги. — Не победив страсти в себе, мы не сможем войти в Рай, там не место гордым, блудникам и сластолюбивым…
Святитель Иоанн Златоуст (347-407) пишет, что «когда живы страсти, нам невозможно жить, но необходимо должно погибнуть. Если не успеем умертвить их здесь, то они умертвят нас там».
Симеон Новый Богослов 1Преподобный Симеон Новый Богослов (1021) о том же говорит так: «Какие бы добрые дела ни делал, какими бы подвигами ни подвизался и ни утруждал себя в настоящей жизни всякий человек… если это не способствует к оздоровлению души его от немощей ее, суетно все сие и безполезно для него и оставляет душу вне царствия небесного: ибо в царствие небесное приемлются только здоровые души, не имеющие никакой немощи».
И вот еще слова преподобного Иосифа Иосиф ОптинскийОптинского (1837-1911): «Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправляются, то им нет и не будет места на небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца».
Поэтому со страстями нужно бороться не только монахам, но и мирянам. А наше участие в церковных богослужениях, частая и регулярная исповедь и причастие, молитвы, посты, чтение Святого Писания – это средства в этой борьбе, борьбе за освящение души и соединение ее с Господом.
Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов (1021): «В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он от мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…»

Питер Брейгель старший Семь смертных грехов
Давайте теперь уточним, что такое страсти по учению Святых Отцов.
1. Душа, по природе своей, безстрастная, но, согрешив в первый раз в Эдемском саду, т.е. нарушив заповедь Божию, поверив не своему Творцу и Благодетелю, а искусителю, человек впустил в свою душу, вместе с грехом, смерть, — о чем его и предупреждал Бог, давая единственную, на тот момент, заповедь.
Покайся первые люди тогда Богу в этом грехе, без самооправдания и боязливости перед своим Создателем (по наущению лукавого, вошедшего в их души через грех и влиявшего теперь на них и склоняющего их на все дурное – неверие Богу и т.д.) – Господь тут же простил бы им их грех, и Благодатью Своею очистил бы их сердца от вошедшего туда темного духа, и они снова бы засияли своею первозданною красотою, и блаженствовали бы и дальше рядом с Богом…
Но в том вся и опасность греха – он помрачает ум и душу, делает человека как бы безумным и легко управляемым извне богопротивными силами, делает его рабом страстей и дьявола, настоящего виновника всякого зла и противящегося Богу как в начале человеческой истории, так и сейчас, увлекающему в свои сети все большее и большее количество людей, делая их своими, духовно слепыми, рабами, и внушающему им ложь и клевету на Бога, на Истину, вовлекая их в похоти, всякий срам, делая их негодными для жизни вечной, портит души, зная, что они вечные, и по смерти, т.о. забирает их к себе в ад, где, в полной мере выплескивает на них всю свою злость и ненависть к Богу, получая удовлетворение от мук томящихся в аду грешников…
Ад 4И это страшная реальность, о которой лучше узнать заблаговременно, чтобы по безпечности не угодить туда навеки. Сколько имеется сейчас свидетельств очевидцев адских мук, по милости Божией, возвращенных к жизни уже после своей смерти, часто совсем в негодное тело – но душа возвращается и врачи в полуобрачном состоянии вынуждены делать немыслимые раньше операции, чтобы хоть как-то залатать ожившее тело! Очень хороший фильм на эту тему у Галины Царевой «Непридуманные истории» — свидетельства людей, переживших клиническую смерть, о загробной жизни (кто не видел, советую посмотреть, — душа оживает даже у самых неверующих).
чревоугодие2. Страсти отличаются от грехов. Грех – это нарушение заповеди Божьей. А страсти – это уже греховные привычки, греховные влечения, которым грешник, сам, без Божьей помощи, противиться не может, греховная жизнь, делающая человека грешным и нечистым, отторгнутым от блаженства вечной жизни, другом, вернее, рабом темных сил, совершенно не видящим своего бедственного положения и потому не исправляющемуся и не желающему даже слышать об этом. Он как бы отгораживается в своей жизни от Бога, решает для себя, что Бога нет, и влекомый такими своими «убеждениями» во вседозволенность и попрание всевозможных норм и запретов, доходит в своем безумии, иногда, до жизни хуже скотской. Человек, созданный с вечной душой, помнящий и знающий Бога, наделенный умом, волей, способностью и желанием любить и быть любимым, имеющий совесть, чтобы не заблудиться в этой земной жизни, но вернуться домой, в Небесное Отечество, — все это безжалостно топчет, вырывает из своего сердца остатки добра, и делает его пристанищем для духовных разбойников – демонов, злобных хулителей, ненавидящих Бога и все благое…
От неверия начинается всякое зло. Верой же начинается спасение, потому что, не уверовав в Бога, не доверяя Ему и Его словам, как можно Его найти и после смерти попасть к Нему? Вера – это путь к Богу. Но она должна быть истинной, а не лукавой подделкой, фальшью, пустышкой, как и все от лукавого, она должна перерождать человека в новую тварь, свободную от пороков и страстей, очищающую его душу и делающую ее причастницей вечной жизни.
Лествица 23. Страсти – это демоны, как учат о том прп. Иоанн Лествичник и другие Святые Отцы. Демон тщеславия, демон гордыни, демон чревоугодия, демон уныния, сребролюбия, лености и т.д. Неверие Святые Отцы также причисляют к страстям, т.к. внушается оно теми же богопротивными силами; сюда же относится маловерие, суеверие, ересь, ложное богопочитание (от язычества до впадения в различные секты и расколы). Вся эта ложь от врага, чтобы не дать человеку найти Истину, найти ту единственную, неложную тропу, ведущую через покаяние, труд, молитву, воздержание, смирение, — т.е. узким, указанным Сыном Божьим путем, — к Любви истинной, перерождающей и делающей причастными к жизни вечной, блаженной. И речь здесь совсем не об аскезе. То удел особо облагодетельствованных душ – любящих Бога всем сердцем и ради Него 24оставляющих мир, близких, родных. Речь о спасительном православном образе жизни в миру – в боговенчанных браках, значит не нарушающими целомудрия, по заповедям Божьим и с Его помощью, подаваемой через участие в Святых Церковных Таинствах, молитву, чтение Святого Писания, и в первую очередь, Евангелия и Псалтири.
Когда человек идет навстречу Богу указанным Им путем, с ним начинают происходить чудесные события, он вступает как бы в другую реальность – еще бы, ведь он становится причастником Божьей Благодати, озаряется изнутри Светом Христовым, ему становится все понятно, все возможно, все по силам! И правда, что может быть невозможного для человека, когда он со Всемогущим Богом, когда только на Него уповает в своей повседневной жизни, когда верит Ему и доверяет каждому Его Слову, когда любит Его всей душой и учится любить и все Его творение, и даже врагов, которых, как известно, у Господа нет, — Он всех любит, и всем хочет спасения, когда становятся частичкой Его всемогущества, и Его смирения, и Его милосердия, и Его всепобеждающей любви. И это при жизни. По смерти же, приобщившись к Вечному Богу на земле, душа наследует вечность блаженную и за гробом! Может ли что быть лучше Божьих обетований? – Рай при жизни, рай и по смерти. Удивления достойно то, что так мало сейчас душ, верящих Богу и Его слову, — ведь, Кто более достоин доверия, как не Бог?!
Страсти Зависть4. Страсти делятся на душевные (гордость, тщеславие, уныние, отчаяние, зависть, неверие) и телесные (блуд, чревоугодие, сребролюбие, пьянство, наркомания, леность). Телесные легче различить плотскому, еще не одухотворенному, человеку, поэтому в начале борьба идет именно с этими страстями. Более того, как Чревоугодие 1пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин, кто не победит беса чревоугодия, тот не может законно сражаться с другими страстями. Поэтому и подвиги все начинаются с воздержания от лишней или скоромной пищи – с соблюдения постных дней по средам и пятницам, многодневных постов, воздержания от пищи перед Причастием и т.д. Воздержание укрепляет силу воли человека, делает его более сильным, одухотворенным. Постепенно приобретается опыт духовной борьбы, познаются собственные немощи, человек учится смиряться при падениях и уповать уже не на свои немощные силы, или на свое собственное исправление, а на помощь Божию, на Его милость…
Все постепенно. Но главное правило – следить за внутренними побуждениями (ради чего подвиги? – Ради любви к Богу? Или из человекоугодия, чтобы показаться праведными перед людьми? Или из страха быть наказанными здесь, болезнью, или после смерти, вечными муками? Или из послушания духовному отцу, Церкви? и т.д.), и смиряться. Без смирения все наши подвиги не угодны Богу, ведь гордостью и тщеславием пали и безтелесные ангелы и многие высокодуховные люди…
Гордыня5. Узел всех страстей завязывается на самолюбии. Поэтому, если хотим победить живущие в нас, и оспаривающие нас у Бога, страсти, должны вооружиться против главного врага – против собственного «я», живущего глубоко в нашем сердце. Это корень. Выдернем корень – рухнет и само, страстное, дерево.
Ведь посмотрите, все заповеди Божии построены на любви – или к Богу, или к ближнему. А что противоположно любви? – Самолюбие! Вот и получается, что эта наша преступная любовь к себе, из которой-то и проистекают все страсти (чревоугодие, леность, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие и т.д.), и является нашим главным врагом! Победим самолюбие – одолеем страсти – насадим в душе своей вместо любви к себе, любовь к Богу и к людям, со всеми вытекающими отсюда добродетелями, — и мы свои Богу и святым, и Ангелам Его! И Царство Небесное входит в душу такого человека уже сейчас, здесь, на земле, и ничего невозможного нет для него, — мир, безмятежное состояние духа, любовь ко всем… И это возможно как при благоприятных внешних обстоятельствах, так и нет (болезни, войны и т.д.). Человек ничего не боится, когда он с Богом! – ради одного этого стоит потрудиться над собой, и над очищением своей души от приразившихся к ней страстей.
Осуждение, пересуды6. Признаки, по которым познается самолюбие, и вытекающая из него гордость, — обидчивость, осуждение других, самооправдание, страсть командовать, упрямство, своеволие, саможаление, желание, чтобы все было по-моему, своевкусие, любовь к нарядам, украшениям, роскоши, комфорту, боязнь бедности и упование на свои силы, на свою работу, деньги и т.д., зависть, презрение других, высокомерие, не милосердие, жадность и т.д.
Крайние степени гордыни – мания величия и мания преследования (которые являются симптомами душевного заболевания – шизофрении, и врачами не лечатся), корень которых лежит в преступном самообожении, и Врач которым один – Бог. Только Господь Бог врачует гордыню и душевнобольных, и врачевство это подается в Его духовной лечебнице – Церкви, с помощью Его Святых Таинств – исповеди, причастия, ispovedсоборования. Объяснить связь греховной жизни и болезней, скорбей, страданий в нашей повседневной жизни, ссор с близкими и родными, помочь через исповедь освободиться от грехов, отягощающих душу человека, — и призван священник Божий, наделенный властью от Бога вязать и отпускать наши грехи. Без священника нет спасения – это надо всем нам хорошенько уяснить. И какие бы они сами по себе не были несовершенные (лишь бы не еретики, и не раскольники), но облеченные Божьей Благодатью священства, они являются Божьими служителями, Его орудиями, без них не возможно ни одно из Святых Церковных Таинств. Орудие хоть золотое, хоть медное, — а Благодать Божия действует и там, и там, — ради верующих, ради спасения их душ. Овца пастыря не судит, – говорит святитель Иоанн Златоуст. Более всего бойтесь осуждать священников – это глас всех Святых Отцов.
97. Ну и закончим словами святителя Феофана Затворника, очень важными в начале духовной борьбы со страстями, чтобы дать самое нужное в этой борьбе представление, что такое мы, и что такое страсти, борющие нас. «Поспешите отделить себя от врага и противопоставить себя ему, а его себе… Вся беда наша оттого, что мы не умеем отделить себя от врага и разъединиться с ним, думаем, что страстное движение, тревожащее нас, — это мы, наша природа, и спешим удовлетворить ей, между тем как оно – не наша природа и не мы, а враг наш. Это заблуждение есть источник всех наших грехопадений и неправых дел…» («Созерцание и размышление», с.135).
И молитва, призывание помощи Божьей на нашу борьбу, и благодарение за эту помощь. Помнить надо, что без помощи Божьей нам не одолеть ни одну страсть, и не выстоять ни перед одним греховным влечением. Господь новоначальным больше помогает, как делающим первые шаги, а в дальнейшем, значение молитвы невозможно переоценить.
Помоги нам, Господи, избавиться от воюющих в нас страстей, и спаси нас Силою Твоей Благодати!

Л.Очай

69