Метки

,

03«Причина всех наших страданий находится в наших мыслях»
Святитель Марк Эфесский

«Всё в нашей жизни зависит от мысли. Всё начинается с мысли – и добро, и зло. Люди обращают на свои мысли мало внимания, и от этого – много страданий… Мы держим в себе много зла; надо освободиться от зла в себе. Наша жизнь такова, и мы сами таковы, каковы наши мысли. Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада».
Старец Фаддей Витовницкий

Антоний ВеликийПреподобный Антоний Великий (251-356): «Да откроет Господь очи сердец ваших, чтоб вы видели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам каждый день, да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтоб вы могли принести самих себя Богу в жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти демонов во всякое время и их злых советов, их скрытных козней и прикровенной злобы, их обманчивой лжи и помышлений хульных, их тонких внушений, которые влагают они каждый день в сердце, гнева и клеветы, на которые подущают они нас, чтоб мы друг на друга клеветали, себя самих только оправдывая, других же осуждая, чтоб злословили друг друга, или сладким говоря языком, скрывали в сердцах наших горечь, чтоб осуждали внешность ближнего, внутри самих себя имея хищника, чтоб спорили между собою, и шли наперекор друг другу, в желании поставить на своем я показаться честнейшими. Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда рад бывает (сочувствует) тому, что в него влагаемо бывает от врагов и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу.

Тело такого наполнится постыдными срамотами – ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которых он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле.

Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу, и Он покроет тебя десницей Своей.

Не всякому помыслу своему следуй.

Помыслов и пожеланий своих не исполняй». (8)

04Старец Фаддей Витовницкий (1914-2003): «Каковы мысли, такова и жизнь. Дух питается мыслями как тело – пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы живём как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети лукавого, которые нас окружают. Причина болезней в мысленном падении. Болезнь – от мысли. Каждый грех есть прежде всего мысль, мысленная сила.

И добро и зло начинаются с помысла. Нужно внимательно следить, чтобы всё, что мы делаем и думаем, было угодно Господу. Каковы наши мысли, такова и наша жизнь. Мы и представить себе не можем, какую силу имеют наши мысли! Мы можем быть источником и большого зла, и большого добра. А мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Большую сердечную боль надо претерпеть, чтобы душа освободилась от мысленных уз греха.

Всё в нашей жизни зависит от мысли. Всё начинается с мысли – и добро, и зло. Люди обращают на свои мысли мало внимания, и от этого – много страданий. Когда мы мысленно обращаемся к окружающим нас обстоятельствам, входим в этот круг размышлений, нет нам ни мира, ни покоя. Ради своего же блага мы должны хранить добрые мысли и добрые желания. Но мы этого не делаем и потому страдаем. Мы держим в себе много зла; надо освободиться от зла в себе. Наша жизнь такова, и мы сами таковы, каковы наши мысли. Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада.

Мы христиане, крещением облеклись во Христа, облеклись в Бога, а Бог — Любовь. И как же это — в крещении с Богом соединились, а на самом деле воюем с Ним? Как воюем? Мыслями, потому что плохо думаем о ближних и дальних.
К ближним надо относиться одинаково. Нельзя делить людей: этот мне симпатичен, а тот нет, потому что тогда мы объявляем тому, кто нам несимпатичен, войну, и он не будет нас выносить. Хотя внешне мы и не дали никакого повода — ни словом, ни движением, только мыслью, в себе так подумали.

В духовном мире мысли понятны так же, как слова. Они слышны. Поэтому труд над своей душой драгоценней любого дара в этом мире. Если человек, не очистившись, перейдет в вечность с плохими качествами характера, то он не сможет находиться среди ангелов и святых. И он уйдет в вечность, в вечную жизнь, с этими своими недостатками.

Мысленная борьба, поражение, плен… борьба непрестанная, постоянная. Но если душа, с Божией помощью научившись не принимать помыслы, все таки не устоит в мысленной брани, пусть возопит к Богу: «Вот, Господи, что это во мне? Беда и зло! Пришел помысел, что меня обидели, и вот снова приходит. Потом услышу, что какое то государство вступило в войну или где то беззаконие совершается, и я сразу же туда (мысленно) включаюсь и начинаю мудровать по–земному. И у меня испортилось настроение, и начал осуждать и тех и других». А нужно все представить Господу, чтобы Он устраивал все в мире, чтобы мы не попадали в этот мысленный капкан, потому что в противном случае мы будем постоянно ссориться с этим миром, постоянно воевать и никогда не будет нам ни покоя, ни мира. А если уж здесь, на земле, мы так терзаемся, то к концу жизни получится так, что душа уже привыкла постоянно препираться.

Наши дурные мысли овеществляют зло и нарушают космический мир.
…До тех пор, пока мы думаем об обиде, которую нам причинили недруги, друзья, родные, близкие, у нас нет мира и спокойствия, мы живем в состоянии ада… Жизнь наша зависит от наших мыслей, от наших желаний. Мы сами создаем вокруг себя гармонию или дисгармонию». (1)

4Старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Самым надежным оружием против вражеских помыслов является молитва Иисусова.
Духовное преуспеяние подвизающегося зависит не от того, насколько хорош духовный отец, но от того, насколько чисты помыслы послушника.
Послушник, который принимает лукавый помысел против старца и теряет к нему доверие, падает сам, подобно тому, как обрушивается купол, когда из него убирают центральный кирпич, на котором все держится.
Чтобы ум и сердце обрели непорочность, человек должен не принимать лукавые помыслы и при этом сам должен не мудрствовать лукаво. Он должен все делать просто и смиренно, а также с ревностью подвизаться.
Для подвизающихся ради сохранения своей душевной и телесной непорочности чистые помыслы имеют большую духовную силу, чем любые подвиги, пост, бдение и так далее.
Естественная плотская брань отступает благодаря посту, бдению, молитве, если при этом нет гордости.
Лукавый помысел, вступая в союз с ветхим плотским человеком, приносит душе двойное зло. Точно так же, как диавол, вступая в союз с человеком, приносит миру двойное зло.
Но все хульные помыслы — от диавола, а не от человека.
Хульными помыслами диавол обычно мучает чувствительных людей, чтобы ввергнуть их в печаль и отчаяние.
Хульные помыслы подобны самолетам, которые безпокоят нас своим шумом независимо от нашей воли и которым мы никак не можем помешать. Сильной противовоздушной обороной в таком случае является псалмопение, ибо оно есть одновременно и молитва ко Христу, и пренебрежение к диаволу.
В начале своей духовной жизни подвизающийся благодаря духовному чтению, непрестанной молитве и ревностному подвигу сначала изгоняет злые помыслы. После этого к нему приходят уже только чистые помыслы. А позже и они уходят, так что человек начинает ощущать некое опустошение. И потом к нему приходит Божественное просвещение». (2)

01Преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906-1991):

Диавол посредством помыслов тянет вас за руку

«Хотелось бы сказать о том, как противостоять лукавым помыслам, поскольку этот вопрос очень важен и имеет большое значение для любого человека, в особенности же для христианина. Все мы знаем, что такое мысленная брань, которую ведет с нами сатана. По личному опыту, опыту духовника, которым Бог сподобил меня стать, я знаю, что весьма и весьма многие люди плохо разбираются в вопросах мысленной брани и сильно страдают».

Когда мы однажды спросили отца Порфирия о борьбе с помыслами, он ответил: «Вы идите своей дорожкой. Приходит диавол и посредством помыслов начинает тянуть вас за руку, стараясь увести с тропы и запутать. Но вы не вступайте с ним в беседу или в пререкания, а идите своей дорожкой. Итак, он будет тянуть вас за руку, а вы идите дальше, и когда-нибудь он устанет и оставит вас в покое».

Не негодуй на несправедливые обвинения

Порфирий КавсокаливитОднажды меня стали сильно обуревать горькие мысли о некоторых людях, которые возводили на меня несправедливые обвинения. Старец немедленно «ударил в набат» из-за моего, как он сказал, «состояния агрессии». Возражая ему, я сказал, что не высказал ни одного враждебного слова в адрес моих обидчиков и не предпринял никаких ответных действий. Просто я был охвачен горькими помыслами. Но я сдерживался и внешне был совершенно спокоен. Тогда Старец объявил мне еще одну тайну духовной битвы: «Каким бы несправедливым ни было против тебя обвинение, не нужно негодовать, даже внутренне. Это тоже зло. Ведь начало зла – злые помыслы. Когда ты огорчаешься и негодуешь, пусть даже мысленно, то разрушаешь свое духовное устроение. Ты препятствуешь действовать Святому Духу и позволяешь диаволу умножать зло. Всегда молись, люби и прощай. Изгоняй из себя всякий дурной помысел».

Отец Порфирий учил, что наш дурной помысел о ближнем, с одной стороны, будучи грехом, оскверняет нашу душу, а с другой – причиняет или может причинить зло ближнему. Злой помысел действует следующим образом: мысль источает злой заряд, который затрагивает ближнего. Молитва же, напротив, помогает ему. Конечно, все это нужно понимать правильно, согласно учению Церкви о существовании как лукавых, так и добрых духов – Ангелов. Все эти духи активны, каждый из них делает свою работу. Дела лукавых духов – донос и клевета, ложь, смута, наговоры и т. д. Дела добрых духов – служение тем, кто стремится наследовать Царство Божие. Злой помысел не скроешь. Он через нас оказывает свое негативное действие на того, о ком мы плохо думаем. Это происходит даже на расстоянии. И человек может даже не понимать, почему у него вдруг возникла к нам неприязнь. Итак, мы должны быть чистыми сердцем, чистыми не только от злых дел, но и от злых помыслов, особенно от злопамятности. (3)

Иосиф ВатопедскийСтарец Иосиф Ватопедский (1921-2009): «Как мы ведем войну с грехом в чувственном мире, так же мы должны противостоять помыслам и в мысленном мире, хотя эта война труднее, а помыслы быстры и дерзки в своих угрозах и нападениях. В этой войне нам очень поможет изучение опыта, изложенного в Писании и в отеческих повествованиях. Здесь наш ум черпает силу и с помощью отеческих наставлений защищается от мысленной и невидимой брани. Через это рождается в нас память о Боге, и мы начинаем ощущать действие Его божественной любви, которая непрестанно нас окружает.
С этого момента в нас начинает действовать самое сильное оружие — молитва, без которой не может быть достигнуто ничего. Святые Отцы, истолковывая изречение пророка Давида воутрия избивах вся грешныя земли (Пс.100, 8), следующим образом объясняют значение этого подвига. Усилия в духовном делании должны прилагаться с самого начала, иначе ум будет рассеиваться памятью о прошлом, по причине свойственного ему парения.
Первый долг на духовном поприще невидимой и многообразной брани есть возделывание ума, откуда постыдные помыслы исходят воутрия, то есть берут начало. Это достигается памятью о Боге от стражи утренния (Пс.129, 5), а также постоянным призыванием всесвятого имени Его, посредством чего обнаруживается наша ревность к подчинению Его божественной воле».

«…Некоторые убеждены, что не было бы в мире зла, если бы не было некой внешней силы, которая бы нас тянула к нему. Но отцы учат, что зло есть ни что иное, как небрежение естественных сил ума. Орудием против этого небрежения служит хранение ума и контроль над греховными помыслами, чтобы человек не был вовлечен в совершение греха на деле. Одним словом, если естественные силы нашего ума подчинятся Божественному слову и будут контролировать в нас неразумную часть души, тогда не будет в мире ни зла, ни силы, которая влечет к нему». (4)

Александр ЕльчаниновСвященник Александр Ельчанинов (1881-1934): «Плохо не иметь дурных помыслов, а поддаваться им. В них мы не вольны, такова наша природа, помраченная грехом; помыслы имели и святые. Наше вольное следование помыслам или борьба с ними — вот где наша победа или поражение». (5)

Игумен Гурий (Чезлов) (1934-2001): «Блажен кто различает, от кого мысли. Пойти в храм, к больному – от Бога. Пойти в ресторан, на стадион, в пивбар, на танцы – от врага». (6)

ПомыслыМонах Симеон Афонский: «Существует предубеждение, что единственное предназначение искусства борьбы с помыслами – уничтожить помысл. Оно предназначено не для того, чтобы уничтожить помысл, а чтобы уничтожить зло. Это способ, уничтожив единственного врага – грех, позволить жить в сердце Божественной благодати.
Чтобы войти в дом, вы сперва должны пройти в дверь. Дверь – это вход в дом. Пройдя через нее, вы входите в дом, и вас встречает его хозяин. Учение – дверь к достижению чистоты сердца и встрече со Христом.
Пройдя через эту дверь, вы вступаете на путь очищения сердца и стяжания благодати. Учение – это дверь, а не сам дом. Не ошибитесь, приняв дверь за дом. Дом и хозяин, который живет в нем, находятся дальше, за дверью.
Поскольку учение – это дверь, не думайте, что книги, которые вы можете прочесть, и есть путь очищения сердца. Книги – это дверь к стяжанию благодати с помощью молитвы». (7)

Источники:
1. «Мир и радость в Духе Святом: Старец Фаддей Витовницкий». Новоспасский монастырь, 2010 г.
2. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_74/
3. http://azbyka.ru/otechnik/?Porfirij_Kavsokalivit/tsvetoslov-sovetov
4. http://www.agionoros.ru/docs/305.html
5. Священник Александр Ельчанинов «Записи». М.: «Отчий дом», «Родное слово», Симферополь, 2014г.
6. «Лучезарный батюшка. Воспоминания о игумене Гурии (Чезлове)», Вологда, 2005г.
7. http://www.isihast.ru
8. «Добротолюбие. В 5-ти томах». Краматорск, Издательство «Тираж-51», 2009г.

Силуан Афонский не осуждение грешных