Метки

, , ,

Патриарх Кирилл 7«Все опасности сегодняшнего дня, включая экуменизм, глобализацию, внутрицерковных иуд, находятся под постоянным контролем Того, Кто управляет Церковным кораблем, Господа нашего Иисуса Христа. Наша задача в это сложное и коварное время, не теряя бдительности, проявлять мудрость, медлительность на слова и быстроту на молитву…»
О.В.Щербанюк

Щербанюк Олег

О.В.Щербанюк

В феврале месяце этого года состоялась встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с папой римским, на которой была подписана совместная декларация.
За 1000-летнюю историю Церкви, это первая встреча предстоятеля нашей Церкви с главным еретиком, папой римским. Кому и для чего она нужна?
Католики, исторически враждебные Православию, в последние десятилетия пытаются «сблизиться» с нами, причем не на канонических принципах покаяния в содеянных ересях и преступлениях, а руководствуясь «братский любовью», которая, по их мнению, все покрывает и делает волка другом ягненку. Имея поддержку мирового сообщества, влияние на политику, большие информационные, материальные и человеческие ресурсы, они идут к своей цели, ничем не гнушаясь.
Декларацией методов достижения своих целей стал погром Православной Церкви на Западной Украине в начале 90-х годов греко-католиками. Русская Православная Церковь оказалась перед выбором: диалог с католиками или конфронтация?

Наши славные предки, уповая на Бога, враждовали против еретиков и побеждали их, получая победы в награду за покаяние. Когда наш народ за грехи находился под гнетом ига, как сейчас, Русь неоднократно спасалась смирением, проходя путь унижения и оплевания, подобно идущего на Голгофу Спасителя. Александр НевскийСвятой благоверный князь Александр Невский неоднократно ездил в орду на поклон к хану, особенно после мятежа в Новгороде, вызванного дерзкими оскорблениями православной веры одним из сборщиков дани, отступником Зосимой. Святой князь не только не поддержал порыва новгородцев защитить веру, но более того, был вынужден ехать на поклон язычнику хану умолять последнего не разорять Русь.
Сегодня грех клятвопреступления, вероотступничества и цареубийства нераскаян нашим народом, за что мы 14находимся сейчас под игом. Ограды церковной, в виде самодержавной власти, тоже нет, поэтому Патриарху самому приходится вести диалог с гонителями Церкви, в том числе и в лице еретиков.
В 90-х годах положено начало новому витку межконфессионального диалога с католиками, тогда же они и подняли вопрос о встрече нашего Патриарха с папой римским. Но усилиями церковной дипломатии удалось этого избежать, не спровоцировав новую волну кровопролития и отнятия храмов.
Только одного общения католикам явно мало. И в феврале 2014 года при их непосредственном участии, силами враждебными Церкви и вообще всему русскому, на Украине, в результате государственного переворота, к власти приходят открытые богоненавистники.
Многомиллионная паства оказывается в заложниках. События на Майдане, а потом в Одессе, Мариуполе и на востоке Украины, показали кто именно взял в заложники многомиллионную Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, на что способны эти люди и, что немаловажно, как на их кровавые преступления реагирует пресловутая мировая общественность.
Уже в марте 2014 года, впервые после девяноста лет безуспешных попыток, назначена дата всеправославного собора — 16 июня 2016 года.
Это цена за жизнь УПЦ от момента государственного переворота до сегодняшнего дня. В условиях, когда украинские СМИ сформировали резко негативное общественное мнение по отношению к нашей Церкви на Украине, Денисенко с его УПЦ КП жаждет разгрома УПЦ МП. Греко-католики и националисты на западной Украине недоумевают, почему им не разрешают начать расправу над православными, подозревая Порошенко и правительство в предательстве. А Патриарх Константинопольский Варфоломей, нарушая все каноны, в который раз пытается взять Украину под свой омофор и объявить своей канонической территорией. Но Церковь удалось сохранить. Из 11000 приходов и монастырей на Украине, отнято всего около 30.
Находясь в столь незавидном положении, РПЦ продолжала проявлять несговорчивость в обсуждении вопросов, вынесенных на Всеправославный собор. Патриарх Кирилл публикует документы по четырем из десяти вопросов собора, рассчитывая ослабить давление через привлечение общественности.
Ответным шагом, столь же неожиданным, как и опубликование документов собора, стала организация официальной встречи 4Патриарха Кирилла и папы римского, с последующей совместной декларацией, от которой Патриарх в сложившейся ситуации отказаться не может.
Их расчет прост и понятен. В нашей церкви все знают, что католики это еретики (кроме разве что новоначальных, и еще есть слой хорошо проинструктированных). Если убедить общественность в том, что Патриарх сближается с католиками, церковь расслоится, хорошо проинструктированные оценят такое сближение, как долгожданное «соединение», воспевая ему гимны и унижая оппонентов. Пропатриотические силы выступят с резким осуждением сближения и станут обвинять Патриарха в ереси или отступничестве, или в других каких нарушениях. Церковное единство нарушится, и возникнут два полюса притяжения, разделяющие паству. А это еще один фактор давления на Патриарха в вопросе сговорчивости по обсуждаемым шести оставшимся вопросам грядущего собора.
События сегодняшнего дня показывают точность их расчета. Никто и не пытается поставить под сомнение факт «сближения» с католиками, слышны только диаметрально противоположные оценки этому «сближению». В результате возникло противостояние, угрожающее церковному единству.
Но не всякие контакты с грешниками, в том числе и еретиками, являются сближением. Самым наглядным примером этого служит житие преподобного Виталия монаха. Внешне его жизнь выглядела порочной. Заработанные тяжким трудом деньги он оставлял в доме блуда. За что был хулим и поругаем при жизни от знавших его. А по смерти принял венец славы за то, что во время своих ночных визитов, он читал грешницам Священные книги, обращая последних к покаянию, себя же смирял незаслуженным поношением. Как же стыдно было тем, кто его хулил и поносил при жизни, судя по наружности, и не понимая всего происходящего в полноте.
21Сближение с католиками — это не просто встречи и диалоги, пусть даже на самом высоком уровне, а внесение в церковь их заблуждений и ересей на догматическом и вероучительном уровне. Проникшие в церковь либералы добиваются именно этого, организовывая разного рода католические встречи дружбы, или приглашая к нам их проповедников. Но пока такого проникновения нет.
Декларация — это светский документ, с юридической точки зрения не возлагающий никаких обязательств на подписавшие его стороны. Она содержит только ни к чему не обязывающие заявления.
Исполнение или не исполнение задекларированных намерений зависит только от воли сторон и исключает любые формы принуждения. Кроме того, это внецерковный документ, не влияющий на внутреннюю жизнь Церкви.
Составленный обеими сторонами, он несет в себе, как желание облегчить участь страждущих православных, (не допустить физической расправы над УПЦ, находящейся в заложниках), не допустить продвижения сатанизма в мире, так и иезуитский язык написания, позволяющий многие его пункты и формулировки трактовать неоднозначно.
Либеральная и пропатриотическая общественность склонны видеть в этом документе многое из того, чего в нем нет. Один из архиереев РПЦ увидел следующее: «Это декларация единства. По своей силе, по силе слова, по силе эмоций, по силе убеждения, по силе правды, которая заложена в этой декларации, ЕЁ МОЖНО ПОСТАВИТЬ НАРАВНЕ С АПОСТОЛЬСКИМИ ПОСЛАНИЯМИ. Декларация единства была высказана Христом, это подтверждение этой декларации». Поразительный комментарий православного архиерея к светскому документу. Очень наглядная иллюстрация слов Спасителя «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». (Мф.12, 34). Когда и кто в православной Церкви призывал или стремился, или одобрял единство с еретиками?
Пропатриотические силы также склонны расценивать эту встречу как единение с еретиками — в этом вопросе они с либералами едины, только видят они в произошедшем канонические нарушения со стороны Патриарха, и опираясь на 15-е правило Двукратного собора, призывают не поминать Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
19В первую очередь необходимо отметить, что 15-е правило Двукратного собора не обязывает, а только дает право не поминать архиерея, если он учит ереси публично в Церкви (цитата 15-го правила: «когда он проповедует ересь всенародно и открыто в Церкви«). А вот не поминать, если он открыто в церкви ереси не учит, согласно этого же правила нельзя.
В чем же видят ересь пропатриотические силы?
Во-первых, в самом факте встречи с еретиком папой римским и общении с ним.
Но как тогда понимать слова апостола Павла: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего». (Кор.5, 9). Так что сам факт встречи нарушением правил и канонов Церкви быть не может.
Во-вторых, в подписанной декларации имеет место обращение к Богу, что по мнению все тех же сил является молитвой, а так как декларация подписана обеими сторонами, то совместной молитвой. Но у нас, у православных, есть учение о молитве, и не всякое прочтение правила или стояние на Литургии есть молитва. Тем более нельзя назвать молитвой к Богу подписанный декларативный документ. В противном случае нам вместо утренних и вечерних молитв можно заводить в молитвослове подписные листы, и ставить там утренние и вечерние подписи.
В-третьих, ересью также считают именование в документе иных религиозных конфессий Церквями. Но ведь Священное Писание допускает сборище неверных называть Церковью. «Возненавидех церковь лукавнующих» (Пс.25, 5).
20Ну и уж никак аэропорт Кубы я не смогу назвать Церковью, а ведь 15 правило требует, как обязательное условие, публичное исповедание ереси в Церкви.
Соблазняет также тот факт, что наш Патриарх папу римского называл братом, а католиков церковью сестрой. Да, мы не братья во Христе, и такое обращение на совести Патриарха. Но нас Патриарх не призывает считать католиков братьями и в Церкви не учит о том, что теперь они нам братья, значит нет оснований утверждать, что этот соблазн вносится в Церковь. А за личные грехи человека, судить будет Господь, а не мы.
Разошлись по этому вопросу и мнения старцев пользующихся авторитетом в патриотических кругах. Если клирик Московской Патриархии архимандрит 4Петр Кучер с первых дней заявил о недопустимости прекращения поминания Патриарха Кирилла, чему я лично свидетель, то иеросхимонах Рафаил Берестов призвал Русскую Православную Церковь прекратить поминание Патриарха Кирилла.
По моему мнению, призыв отца Рафаила немного странен. Свою позицию он в первую очередь объясняет стремлением, следуя принципам акривии, сохранить чистоту Православия от «нарушения церковных канонов» нашим Патриархом. Но призывая нас к непоминанию Патриарха, он вмешивается в дела другого Патриархата. Ведь на Святой горе Афон, где подвизается отец, поминается только Константинопольский Патриарх, и гора не является канонической территорией Московского Патриархата. А это грубое нарушение апостольских правил, а следовательно покушение на чистоту православия в защиту которого он и возвысил свой голос. А нарушать апостольские правила недопустимо, особенно с целью защиты чистоты Православной веры. К тому же на Афоне, как ни странно, поминают Патриарха Варфоломея, сослужившего литургию совместно с папой римским, что является грубым нарушением апостольских правил.
В истории нашей Церкви есть случай, имеющий сходство со сложившейся сегодня ситуацией, когда Святой Tikhon_of_MoscowПатриарх Тихон под угрозой очередных гонений на Церковь в 1923 году издал указ, противоречащий канонам Церкви, о введении нового стиля. В это страшное время народ правильно понял ситуацию и не стал выполнять этот патриарший указ. При этом никто не осудил Патриарха, более того народ, понимая по каким причинам был подписан данный указ, сплотился вокруг своего первосвятителя. Гонители, видя безплодность своей затеи, ослабили давление на Патриарха, и он выбрал удобный случай и отменил этот указ.
О том, что Церковь будет гонима, сказал сам Христос, и мы с вами видим это 10сегодня. Церковь, подобно Спасителю идет крестным путем, терпя хуления и поругания. А если сегодня на ее пути Крест и Голгофа, то завтра — славное Воскресение и небывалая слава последней вселенской проповеди Евангелия во всем мире.
Сегодняшние искушения лукавы и видимые опасности не так страшны, как скрытые козни. Но они покажут, что есть в человеке: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор.2, 11). Радующиеся сталкиванию нашей Церкви в еретические объятия, подобны древним нечестивым, мучившим Христа. Другие, декларируя борьбу за чистоту Православия, призывают не поступать сообразно с обстоятельствами, а игнорируя и противясь им, поступать по своей воле, чем фактически говорят: «сойди с креста» (Мф.27, 40). Но мы с вами точно знаем слова Спасителя «Я создам 9Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф.16, 18). Все опасности сегодняшнего дня, включая экуменизм, глобализацию, внутрицерковных иуд, находятся под постоянным контролем Того, Кто управляет Церковным кораблем, Господа нашего Иисуса Христа. Наша задача в это сложное и коварное время, не теряя бдительности, проявлять мудрость, медлительность на слова и быстроту на молитву. Заповедь: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10, 16) сегодня актуальна, как никогда. Не нужно слушать тех, кто призывает нас реагировать на происходящие события без рассуждения, по принципу «раздражитель-реакция». На пути спасения всегда есть две обочины, за которыми путь погибели, и наш церковный корабль сегодня проходит узким путем между рифами, с одной стороны всеереси экуменизма, с другой стороны церковного раскола. Нельзя его расшатывать изнутри.
Мы нуждаемся не в непоминовении Патриарха, а в покаянии. И попускаемые Господом искушения не повод для суда над Патриархом. Давайте, взглянув на себя, посмотрим, что на самом деле живет в каждом из нас — осуждение, безразличие, гордость, уверенность в своей правоте, поспешность в принятии решений, или сострадание, рассудительность, любовь и молитва к Богу во время испытаний.
Наши отцы в двадцатом веке, находясь в похожей ситуации, показали пример единства и выстояли. Теперь наша очередь принимать решение.

С уважением эксперт Щербанюк О.В.
г.Владимир 25.03.2016 г.

2