Метки

, ,

Ioann_Kronshtadtskiy_ikona-244x300

«Польза Литургии, неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной; для всех людей всяких вер и исповеданий; ибо жертва безкровная и молитвы приносятся Господу по всей вселенной; из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир…»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В наше время многие, по незнанию, не могут понять слов и смысла богослужения, и многим было бы нелегко поэтому воспринять сразу слова Иоанна Кронштадтского о его самых высоких переживаниях, о значении Литургии и Евхаристии. Но каждый по опыту знает, как может мучить греховное состояние, например, обида, злоба, и как хорошо от этого избавиться. Поэтому изложение учения отца Иоанна об этом основном предмете его миссии лучше всего начать с передачи некоторых его слов о мучительстве греха.
Отец Иоанн с особой убедительностью постоянно показывает в своих записях, как тяжело это мучительство и как светла радость освобождения от него. Такие переживания знакомы каждому, и каждый может проверить их на себе. После такой проверки нетрудно будет последовать за отцом Иоанном и дальше, и убедиться 01вместе с ним, …что молитва, в особенности церковная, а за нею – покаяние и причащение и, конечно, чтение слова Божия, — самые действенные средства для избавления от всего злого внутри нас, что терзает наше сердце и портит нашу жизнь…
«Моя ежедневная, величайшая беда – грехи… гложущие сердце. Но против этой беды есть ежедневный же величайший Избавитель и Спаситель – Иисус Христос. Он мне ежедневно – в Таинах – благотворит невидимо».*

«Когда согрешишь… и грехи… будут… жечь тебя, ищи тогда Единой Жертвы о грехах, вечной и живой. И повергай свои грехи перед лице этой Жертвы. Иначе тебе нет ниоткуда спасения. Сам по себе спастись не думай».
«Облекшись во Христа верой и причастием Святых Таин, я бываю разумен и тверд, как скала».
А в одной беседе со священниками он сказал: «Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через святое Причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных, усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу Его имени, во спасение ближних моих».
Но не только отдельные светлые переживания или добрые душевные свойства обретаются, по свидетельству отца Иоанна, в Литургии, а самая сила жизни или, точнее – самая подлинная, настоящая жизнь. «Я умираю, — пишет он, — когда не служу Литургии». А в другом месте: «В нас нет истинной жизни без Источника Жизни – Иисуса Христа… Литургия есть… источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь, Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и в питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим, как Сам говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6, 54)»…
«В словах: «примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» и «пиите от нее вси, сия есть Кровь Моя, за многие изливаемая» – бездна любви Божества к роду человеческому, — пишет отец Иоанн. – Священный трепет пробегает по всем членам, по всему существу всякого непредубежденного, не связанного житейскими похотьми и сластьми человека, когда сердечным ухом слушает он эти слова из уст священнослужителя!»
И далее он прибавляет: «О любовь совершеннейшая! О любовь всеобъемлющая! Любовь крепчайшая! Что мы принесем в благодарность Богу за эту любовь к нам?!»
«Изумляюсь перед величием жертвы Тела и Крови Христовых… перед безмерною любовью, в ней сокрытой… перед ее боготворящею нас смертью, перед силою Божией, перед ее чудесностью! О, Господи Иисусе Христе! Ты весь тут! Тебя видим, осязаем, ощущаем, чувствуем тут!» Или дальше: «Высочайшая награда для христианина, особенно для священника – Бог в сердце. Он – наша жизнь, наша слава…»
После этого понятны и другие слова отца Иоанна Кронштадтского. «Служить Богу – блаженство само по себе»…

Причастие

«В Литургии наша сила против сильных врагов, победа над ними, побеждающими нас нередко страстями нашими… свет наших душ… надежда наша, утверждение наше».
«Это истинно небесное служение Божие на земле, при котором быть… блаженство, мир, отрада для души! Оно питает ум, веселит сердце, вызывает слезы умиления, благоговения, благодарности, подвизает к самоотверженным подвигам любви, веселит надеждами воскресения и безсмертия».
«Какая отрадная, оживляющая сердце мысль, что все православные христиане составляют одно духовное Царство Божие, одно тело, один дух, одну виноградную лозу с множеством гроздей… во всех царствует Бог во Христе Иисусе и во всех живет Дух Божий… Чудна Божественная Литургия… по той широкой любви, которою она объемлет весь мир! Не только земной, но и небесный…». **
Именно в Таинстве Евхаристии более всего скрепляется Церковь в одно тело, в Тело Христово. Отец Иоанн Кронштадтский всей душой переживал и это. «Так как мы веруем в Церковь, которая есть общество верующих в Господе, соединенных в одно тело Главою Христом и одушевленных одним Духом Божиим, то мы, как члены Церкви, должны беречь и любить друг друга… Без любви нет Церкви. Но вокруг Церкви, в Царство Божие должно собраться все творение, объединиться для освящения вся Вселенная… и это все имеет свое начало в Божественной Литургии». ***
«Польза Литургии, — пишет отец Иоанн, — неизмерима не только для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной; для всех людей всяких вер и исповеданий; ибо жертва безкровная и молитвы приносятся Господу по всей вселенной; из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир. О Литургия чудная, Литургия всемирная, Литургия божественная и боготворящая».
И, наконец, нельзя не привести еще следующих слов: «Если бы мир не имел пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага – истинной жизни; не имел бы дара освящения… Да! Это истинная закваска жизни духовной, небесной, святой, положенная в человечестве!»

8Самое причащение верующих было во время служения отца Иоанна Кронштадтского необыкновенно трудным делом. Нередко, особенно в Великом посту, причащалось не меньше 3000 человек. На престоле стояло до двеннадцати святых Чаш (потиров). Случалось, что уже подходивших к святой Чаше отец Иоанн не допускал до Причастия. В числе недопускаемых обычно находились иоанниты, сектанты, склонные обожествить отца Иоанна…
Для удобства при столь долгом причащении он иногда снимал фелонь и без фелони говорил свою проповедь.
Здесь уместно еще раз повторить, что в его проповеди часто звучал призыв к частому причащению, с напоминанием, что древние христиане «приобщались Святых Таин если не ежедневно, то каждый воскресный день» и что без частого причащения нет прямого пути к святости.
Нельзя также не упомянуть здесь о том, что отец Иоанн скорбел о малосознательном отношении православных к богослужению и, в частности, о незнании так называемых «тайных молитв», читаемых предстоятелем во время Литургии. Об этом он, например, писал: «Священник или архиерей многие молитвы говорит тайно. Гораздо полезнее и много интереснее для ума и сердца христиан знать полный состав Литургии»…

Примечания:
* Цитаты из книги отца Иоанна «Моя жизнь во Христе».
** Цитата по книге «Архиепископ Вениамин. Небо на земле».
*** Там же

По книге: «Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский) «Отец Иоанн Кронштадтский». Краматорск. Издательство «Тираж-51», 2009г., с.58-66, 91-92»

Дети и церковь. 4