Метки

, ,

30«Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас».
В.к. Елизавета Федоровна

«И крест, под тяжестью которого мы думали изнемочь, мало-помалу скользит с наших плеч, становится в блеске перед нами, мы его охватываем обеими руками, и он нас медленно поднимает на небо.
Те, которые это испытали, любят свой крест, — неся его, бывают радостны».
Из брошюры Марфо-Мариинская Обитель Милосердия, 1914г.

«29 апреля 1857 года родился Великий князь Сергей Александрович Романов. Рождению Великого князя предшествовало необычное событие. В сентябре 1856 года после своей коронации Александр II с супругой Марией Александровной в детстве Сергей Александровичпосетили Троице-Сергиеву лавру и независимо друг от друга тайно обещали перед мощами преподобного Сергия: если у них родится мальчик, назвать его Сергеем.
Мальчик появился на свет на следующий год.
В честь этого события московский митрополит Филарет (Дроздов) произнес особую проповедь. Святитель говорил, что рождение великого князя – «знамение во благо», знак благословения Божия для только что начавшегося царствования. Сергей Александрович был уже седьмым ребенком в семье, но он первый рождался порфирородным — после воцарения отца. Судьба такого «обетного» царственного ребенка обещала быть необычной»…

1 ноября 1864 г. в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV родилась дочь, принцесса Елизавета-Александра-Луиза-Алиса, будущая русская Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Родители Эллы – этим уменьшительным именем звали когда-то великую русскую святую – по характеру и образу жизни были деятельными и добрыми христианами.
В книге графини А. А. Олсуфьевой, фрейлины Великой княгини («The Grand Duchess Elisabeth Feodorovna of Russia». Лондон, 1923), мы находим следующие характерные строчки: «Елизавета Феодоровна получила от матери раннее в детствеобразование, которое подготовило ее к высокой судьбе. Эта мудрая и нежная мать вложила в сознание детей с ранних лет главный принцип христианства – любовь к ближнему. Она сама, всегда в душе оставаясь англичанкой, глубоко полюбила свою новую страну; наделенная тактом и рассудительностью, она много занималась благотворительностью и в течение короткой жизни обезпечивала благосостояние немецкого герцогства, как никто до нее… Великая княгиня Елизавета претворила материнский завет о милосердии в жизнь – великодушием в поступках и сдержанностью в речи. Она никогда не позволяла себе сурово критиковать кого-либо и всегда находила мягкое оправдание человека, совершившего промах»…

Со своим будущим мужем Великим князем Сергеем Александровичем Романовым Елизавета Феодоровна познакомилась в детстве. Когда-то он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома (она была дочерью Великого герцога Гессенского, принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией). В то время юная Элла считалась одной из самых красивых невест Европы, и многие пытались добиться ее расположения. Тогда говорили, что во всей Европе было только две настоящие красавицы: Елизавета Австрийская, жена императора Франца-Иосифа, и Елизавета Феодоровна. Однако мало кто знал, что Елизавета Феодоровна дала перед Богом обет девства. Причиной этому, насколько можно предполагать, послужила смерть ее матери и младшей сестры Мей от дифтерии, а также гибель маленького брата Фридриха, разбившегося насмерть при случайном падении с балкона. Вид смерти и осознание того, что жизнь человеческая может в одночасье оборваться и разрушить все казавшееся столь прочным счастье и все надежды близких друг другу людей, произвели на Елизавету Феодоровну неизгладимое впечатление. Краток век человека на земле – и нужно так многое успеть сделать, утешая плачущих и облегчая страдания скорбящих… И женихи получали отказ. Однако к Сергею Александровичу она уже давно питала расположение. У них состоялся откровенный разговор, из которого Елизавета Феодоровна узнала, что Великий князь также дал тайный обет воздержания. Только после этого последовало ее согласие и было принято решение, что после свадьбы они будут жить как брат с сестрой…

1892г.

«3 июня 1884 года – день венчания Великого князя Сергия Александровича и принцессы Гессен-Дармштадской. В это день был издан Царский манифест 39Александра III «… Возвещая о сем радостном для НАШЕГО сердца событии и повелевая супругу Великого князя Сергия Александровича именовать Великою княгинею Елисаветою Фоедоровною, с титулом императорского высочества…»
Выбор невесты для Великого князя был предопределен давно. Принцесса Элла – будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна, происходила из того же рода, что и его мать – императрица Мария Александровна. Впервые Сергий увидел Эллу в 1865г., когда ей был лишь год, он гостил вместе с матерью у Дармштадских родственников. Особенно сюда тянет его после смерти матери в 1880г. Маленький Дармштадт – столица герцогства, где жила его невеста, хранил память и о дорогой матери, сохраняя следы ее былого присутствия.
Бывшая воспитательница Великого князя А.Ф.Тютчева, узнав о выборе Сергия, пишет ему: «Какое ручательство за Ваше счастье, что эта новая любовь, которая должна наполнить Вашу жизнь в будущем, расцветает под эгидой любви к Вашей Матери, наполнявшей Ваше детство и юность».
В феврале 1883г. Великий князь Сергий Александрович направляется в Дармштадт для официальной помолвки. И оттуда, любимому брату Павлу Александровичу летят письма, полные любви и нежности к Элле: «Ты знаешь, как мне не достает тебя, мой дорогой Цып. Так хотелось бы разделить с тобою все эти радостные минуты… Время идет отлично. Элла, если можно, еще красивее. Мы с нею много сидим вместе; по утрам она в моей комнате, и я ее немного учу по-русски, очень забавно. Даже заставляю писать… Мы уже гуляем одни по всему Дармштадту…» Все окружение Великого князя поддерживало его в этом выборе. 19-летняя невеста Великого князя религиозна, но воспитана как лютеранка, сможет ли она воспринять новую для себя веру, ступив на русскую землю?

1897г В.к.Елисавета с фрейлиной

1897г В.к.Елисавета
с фрейлиной

Бывшая фрейлина покойной императрицы и воспитательница ее младших детей писала в эти дни Сергию Александровичу: «…Так как Вашей невесте 19 и она давно, конечно, сформировалась…. Она не переменит своей религии до того, пока не соединится с Вами. Но я убеждена, что если Вы будете любить друг друга истинною любовью и благодаря Вашей любви к ней она узнает и поймет Россию и нашу Святую Церковь, она не захочет и не сможет остаться отделенною от Вас в том, что соединяет души… Единение в той же вере, в той же Церкви – это высшее освещение брака, без которого, все остальное неполно, но которое одно может заменить все остальное». Письмо это Великий князь хранил у себя до самой смерти. Элла примет православие, сознательно, обдуманно с истинным убеждением. Через 7 лет брака, 13 апреля 1891г. в субботу перед Вербным воскресеньем, будет совершен обряд присоединения принцессы Эллы Гессенской к православной Церкви. Но все эти годы он будет ждать, молитвенно, с надеждою, не торопя ни словом, но надеясь.

А пока, оставалось немного до свадьбы и Великому князю Сергию Александровичу предстояло еще обзавестись собственным домом, куда он привезет жену, и обустроить его с достоинством своего положения.
Торжества намечены на июнь. Великий князь Сергий Александрович отправляется на встречу невесты на границу в Вержболово, отсюда, нервничая, пишет срочную телеграмму брату Александру III «хотел просить Тебя, в день ее приезда в Петергоф чтобы она была встречена с крестом и св. водою».
Торжественный проезд Высоконареченной невесты от Николаевского вокзала по Невскому проспекту до Зимнего дворца в Петербурге поражал своим великолепием. Великий князь Сергий Александрович возглавлял почетный караул от Лейб-гвардии Преображенского полка и вместе со своими братьями сопровождал карету.
Утром, 3 июня в день свадьбы, Сергий Александрович едет в Петропавловский собор помолиться у могил дорогих родителей, молитвенно прося у них благословения в этот важный для него день.
11Венчание совершилось в Большой церкви Зимнего дворца главой придворного духовенства протопресвитером Иоанном Янышевым. Царственная невеста в платье из серебряной парчи и малиновой бархатной мантии с горностаевым мехом, с бриллиантовой диадемой и великокняжеской короной была прекрасна.
А впереди были годы счастливого брака, радостей, побед и испытаний. Огромный путь страданий от смерти Великого князя до Алапаевка предстояло пройти будущей преподобномученице Великой княгине Елисавете. Но верится, что любовь их вместе с ними перешла в вечность, потому как только «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упраздняться»».
После свадьбы новобрачные некоторое время жили в подмосковном имении Великого князя Ильинское…
В имении у супругов часто бывал Великий князь Константин Константинович, друг семьи, человек высокой духовной культуры, разносторонних дарований и талантливый тонкий поэт. Он посвятил Елизавете Феодоровне строчки, которые по праву могут рассматриваться на уровне пушкинской лирики с точки зрения образности и глубочайшего проникновения в суть женщины-христианки и тайны ее необыкновенной красоты как следствия ее внутренней чистоты и духовности:
14Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина;
Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту,
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту.

1886г

1886г.

Елизавета Феодоровна полюбила Россию, ее добрый и открытый народ, суровую, но такую прекрасную природу, неповторимую архитектуру русских городов. Но особенно ей полюбилось русское православное богослужение и благолепие храмов…
«…Эта новая страна, конечно, становится мне очень дорогой, особенно потому, что все без исключения очень добры».
«Сергей и я долго гуляли по полям и собрали много цветов, главным образом васильков… Сергей нашел спрятанное под травой гнездо с четырьмя хорошенькими маленькими птичками». Из писем В. к. Елизаветы Федоровны 1884 год

«Я думала, и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена. Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Таин вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется Вам внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь наконец не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из самых главных утешений этого мира?» В. к. Елизавета Федоровна — отцу Великому герцогу Гессен-Дармштадтскому Людвигу IV, 1 января 1891 г.

«…В вербную Субботу 13 апреля произошло присоединение Эллы к Православной вере. Служба и обедня были в церкви Сергея и за обедней Элла приобщалась. Вся церемония на всех присутствующих произвела глубокое впечатление; я должен сознаться, что был глубоко проникнут серьезностью и знаменательностью этого события, и чувствовалась близость и участие чего-то таинственного и присутствие самого Господа! Элла очень хорошо читала молитвы, а некоторые и говорила наизусть. Да, это отрадное событие, порадовавшее меня глубоко, и я придаю ему особую важность в настоящее время». Александр III — цесаревичу Николаю Александровичу, 16 апреля 1891 г.

1890г.

1890г.

В 1891 году Великий князь Сергей Александрович стал московским градоначальником. Он был всецело предан идее монархии, крайне отрицательно относился к либерализму и видел в нем прямую угрозу духовного разложения любимой им России. В качестве альтернативы для него был только один-единственный путь: утверждение православия и монархии. Его любимым писателем был Федор Михайлович Достоевский, а самым близким Отцом Церкви – преподобный Ефрем Сирин. Князь был истинно православный человек, стоявший высоко над толпой, в том числе и великосветской. Строгая религиозность Великого князя встречала непонимание и враждебность среди высшего общества, которое давно уже исповедовало упомянутый либерализм и модный материализм и в результате распространяло о князе самые злые и гнусные сплетни. Социалисты же его просто ненавидели…
Приговор Великому князю был приведен в исполнение в феврале 1905 года, когда террорист-эсер, мещанин из Варшавы 27-летний Иван Каляев (по паспорту – Алексей Шильник), пробравшись в Кремль, бросил бомбу прямо в Великого князя, когда тот садился в карету…Убийство 2
Л. Миллер пишет: «Великая княгиня раньше по долгу своей работы, посещая госпитали с ранеными фронта, видела кровь и изуродованные войной тела солдат, но то, что предстало теперь перед ее взором, по своему ужасу превосходило всякое человеческое воображение: кругом на снегу, пропитанном кровью, в разных местах лежали куски тела и костей ее мужа и куски его одежды и обуви; и все это силой взрывной волны было разбросано вперемежку с изломанными частями экипажа и составляло одно кровавое месиво».
Елизавета Феодоровна, несмотря на просьбы, сама лично, ползая по земле, собрала все, что осталось от мужа, все окровавленные останки его многострадального тела, а также палец с обручальным кольцом, и положила на санитарные носилки…

Убийство
Безсилья лед сковал мне руку,
И ужас душу обуял:
За что Он принял эту муку,
За что напрасной жертвой пал?
За то ль, что у кормила власти
Он добротой пленял сердца,
И оставался в час напасти
Заветам верен до конца?
За то ль, что теплой веры пламя
Всю жизнь в душе своей хранил,
И, стойкий рыцарь, чести знамя
Перед угрозой не спустил?
И Он погиб…безвинной кровью
Омылась снежная земля,
Он умер там, где жил с любовью,
В стенах Московского Кремля.
Его уж нет, но верить трудно,
Что Он, вчера еще живой,
Спит перед нами безпробудно
В гробу, застывший и немой,
Что навсегда могильной ночи
Его сокрыла темнота:
На Божий свет не глянут очи
Молчат холодные уста.
Его – коварная крамола
Сразила злобною рукой,
Но Он у Вышнего Престола
Нашел блаженства и покой.
А нам так горько! Утешенье
И мира время не дает,
В груди клокочет жажда мщенья,
И кровь пред Богом вопиет.
Л.Кологривова. Реквием. 6 февраля 1905 г.

04Великого князя похоронили в Чудовом монастыре. По инициативе Елизаветы Феодоровны в нем был создан храм-усыпальница Сергея Александровича…
На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна предприняла невероятный для многих шаг – она пошла к убийце своего супруга… Однако 27-летний смертник понял приход княгини как некую слабость с ее стороны и вел себя с ней надменно, с позиции силы и горделивого самолюбования, так и не поняв движения ее чистого христианского сердца…
Великая княгиня, проведя в камере смертника более двух часов, …оставила ему Святое Евангелие и икону. Выйдя из тюрьмы, она сказала, что ее попытка осталась безрезультатной, хотя, может быть, преступник в последнюю минуту все же осознает свой грех и раскается в нем. Это был подлинно христианский поступок, вытекавший непосредственно из соблюдения сложнейшей заповеди Божией: «Любите врагов ваших…».
После гибели Сергея Александровича Елизавета Феодоровна самоотверженно ухаживала в госпиталях за ранеными солдатами. Это живое участие в облегчении чужих страданий приносило ей некоторое утешение в ее невыразимом внутреннем горе.
20После кончины мужа Великая княгиня не снимала с себя траур, держала строгий пост и усилила молитву. Ее спальня в Николаевском дворце по сути превратилась в монашескую келью… Больше с мирской жизнью Великую княгиню ничего не связывало. Тогда же в ее душе возник замысел об основании обители милосердия, чтобы воздать деятельным евангельским добром и любовью за ту неимоверную жестокость, с которой революционеры убили ее мужа. Только так она могла залечить страшную, почти смертельную рану одиночества и сделать угодное почившему Сергею Александровичу…

10 февраля 1909 года состоялось открытие Марфо-Мариинской обители милосердия (такое название было за ней закреплено Святейшим Синодом)…
9 апреля 1910 года по специально разработанному Святейшим Синодом чину епископ Трифон (Туркестанов) совершил посвящение в звание крестовых сестер семнадцати насельниц обители во главе с Великой княгиней.
В этот знаменательный день Елизавета Феодоровна впервые сняла с себя траурное платье, чтобы облечься в новое одеяние и начать ещё более самоотверженное и ответственное служение Богу. Собрав своих сестер, Великая княгиня сказала им свои ставшие знаменитыми слова: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Марфо Мариинская обитель милосердия

Марфо Мариинская обитель милосердия

Из писем Великой княгини в этот период:
«Одну сторону этой жизни я узнала благодаря моим прежним обязанностям — это то, что называется светом, «обществом»; я делала для них что могла, возможно, я плохо выполняла свои обязанности, я пыталась помочь своему мужу в той жизни, которой он жил, и в тех обязанностях, которые он выполнял, — блеск, праздники… Я искренне верила, что должна ему помогать, я делала это с радостью, с чувством, что мы приносим радость другим, наши вечера всем нравились, я видела на них много счастливых лиц. Вы думаете, что я хочу осудить свет или уже осуждаю его? Ведь я и раньше понимала и видела, что богатые, молодежь, честолюбивые люди, думающие только о развлечениях, не страдают, а если и страдают, то утешить их сложнее всего — поклонение золотому тельцу, собственной персоне — какое же это безпросветное страдание!» В.к. Елизавета Федоровна — А. Н. Нарышкиной

40«Благодарение Богу, мы, люди, созданы по образу Божию, мы — души, облеченные плотью. Поистине, если несколько сотен возродятся к чистоте — представляете, какое счастье! Понимаете ли Вы, что мне нужно жить в городе? Мы не можем принести людям ни голубого неба, ни моря, ни солнца, ни чистого воздуха, а только веру в Бога, уверенность в себе, стремление возродиться, желание, чтобы Христос покрыл нас Своим крылом, покой в Его Божественной безграничной благости, всегда готовой прощать». В.к. Елизавета Федоровна — кн. З.Н. Юсуповой, 1 октября 1908 г.

«Моя дорога ясна и открыта — и вдруг является нечто, чего я не могу выразить, чувство, что Бог стоит передо мной и говорит мне: «За все это счастье, за доброту, за все — что ты можешь Мне дать? Я одаривал тебя с тех пор, как ты появилась на свет, Я согревал тебя солнцем любви других людей, веры, успеха. Даже в испытаниях — в том кресте, который каждый из вас должен нести, Я дал тебе в утешители святых твоей страны. Никто из живущих на земле не получил столько, сколько ты. Зарыла ли ты в землю таланты или умножила их?» И я должна буду ответить: «Я начну трудиться, я так благодарна за все». В.к. Елизавета Федоровна — кн. З. Н. Юсуповой, 5 января 1909 г.

41«Я хочу, чтобы вы оба и все-все остальные знали, что я, как уже часто говорила и писала, я совершенно спокойна. А полный покой — это и есть совершенное счастье».
«А мне на этой земле Господь заповедал благодатный труд, который я должна исполнить. Только Ему дано знать, хорошо ли я исполню его, плохо ли, но я буду стараться изо всех сил. Я вложу свою руку в Его и безстрашно пойду вперед, сколько бы испытаний и наветов не приготовил для меня этот мир. Именно на этот путь, шаг за шагом, встала я в своей жизни. И это не минутная прихоть, и разочарования не будет, разве что в себе разочаруюсь, но впрочем, я и не питаю никаких иллюзий и не воображаю, что отличаюсь от других. Я хочу трудиться ради Бога и в Боге для страждущего человечества, а когда постарею, когда работать уже не смогу, Господь, смею думать, позволит мне отдохнуть и помолиться за то дело, которое я начала. Потом я отойду от деятельной жизни и стану готовиться туда — в великую обитель. Но пока я здорова, полна сил, а вокруг столько несчастья, и по стопам Христа мы идем к страждущим — помогая им, мы помогаем Ему».
«Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, — это радость, я не вижу и не чувствую своих крестов по безмерной милости Божией, которую я и всегда к себе видела. Я жажду отблагодарить Его». Из письма В.к. Елизаветы Федоровны Николаю II , апрель 1909 г.

15«Бог не искусством побеждает непогоды, но единым мановением укрощает бурю. Почему не в начале и не вдруг? Это Его обычай — не прекращать несчастий, лишь только наступили они; но пусть возрастут, дойдут до крайности и большая часть людей станет терять надежду — тогда Он начинает чудодействовать и производить необыкновенные дела, с одной стороны, показывая Собственную силу, с другой, упражняя терпение злополучных. Итак, не падай духом» — слова Иоанна Златоуста, сказанные во времена черных туч, нестроений и терзаний в Церкви и среди христиан.
Пусть в новом, 1917 году тучи развеются, солнце воссияет над всей любимой Россией, победы, внешние и внутренние, принесут славный мир тебе, нашему возлюбленному государю, всем-всем твоим подданным и мне, одной из них».
Из письма В.к. Елизаветы Федоровны Николаю II , 29 декабря 1916 г.

В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, в ворота Марфо-Мариинской обители постучали. На сборы дали полчаса. Вмсете с ней пошла ее келейница Варвара Яковлева. «Господи, благослови! Да утешит вас всех Воскресение Христово». «Не могу забыть вчерашний день, все дорогие и милые лица, какое страдание в них. О, как сердце болело. Они стали мне каждую минуту дороже. Господь нашел, что нам пора нести Его Крест. Постараемся быть достойными этой радости».

42Из писем В.к. Елизаветы Федоровны — графине А.Олсуфьевой, апрель 1918 г.: «Я не экзальтированна, мой друг. Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, который любит. Я много читала Евангелие за последнее время, и если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными».

«Если мы глубоко вникнем в жизнь каждого человека, то увидим, что она полна чудес. Вы скажете, что жизнь полна ужаса и смерти. Да, это так. Но мы ясно не видим, почему кровь этих жертв должна литься. Там, на небесах, они понимают все и, конечно, обрели покой и настоящую родину — Небесное Отечество.
Мы же, на этой земле, должны устремить свои мысли к Небесному Царствию, чтобы просвещенными глазами могли видеть все и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Полностью разрушена «Великая Россия, безстрашная и безукоризненная». Но «Святая Россия» и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», существуют, и существуют более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и не сомневается ни на мгновение, увидят «внутреннее солнце», которое освещает тьму во время грохочущей бури».

Использованы материалы сайтов:
http://www.pravmir.ru/prepodobnomuchenitsa-elizaveta-feodorovna-romanova-popyitka-neformalnogo-zhizneopisaniya/
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=64697115199709

9