Метки

, , , ,

23«Ибо многие… поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп.3, 18-19).

«Поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в миру…

Чувственно антихрист еще должен прийти, а мысленно он уже в миру; с тех пор, как он низринулся в мир со своим проклятым троном, с тех пор и пребывает он в миру, производя в мире всякое зло. Зло же это старается он делать всеми способами; во-первых, отнимает у человека чувство спасения мирскою многопопечительностью и многозаботливостью о суете мирской… Утратят люди чувство свое, не будут ощущать Бога».

Преподобный Нил Мироточивый

1Святитель Иоанн Златоуст (347-407) в беседах на Евангелие от Матфея говорит, что сребролюбие является причиной помрачения ума и корнем всех страстей. Он указывает на то, что от привязанности к материальным благам происходит слепота духовная, ум делается не способным воспринимать духовные истины. Златоуст сравнивает сребролюбцев со слепцами телесными – как им невозможно, и, выбравшись из ямы, увидеть солнце, по причине своей телесной слепоты, так и сребролюбие лишает человека духовного зрения, делает его духовным слепцом, не видящим Солнца Правды – Иисуса Христа, даже когда Он находится рядом, даже когда Он творит чудеса…

«Есть и сейчас такие безумные люди, которые живут только настоящим. Чем они лучше свиней и козлов? Как можно почитать неизвестным то, что яснее ясного (будущая вечная жизнь)… Если ты веришь только в то, что видишь, то ты не будешь верить ни в Бога, ни в ангелов И т.о. отвергнешь все Св. Писание. Если мы не получим наказания за свои грехи, и награды за свои труды, то это Богохульство, и этим ты сам себе противоречишь. Если ты своих слуг наказываешь и поощряешь, то неужели Бог не накажет противников Своих и не даст награды праведникам? Неужели праведные мужи после смерти будут находиться вместе с прелюбодеями, злодеями?»

Очень многие современные люди, не сильно верящие в загробную жизнь, и пытающиеся устроить свое счастье здесь, на земле, ошибочно полагают, что, имея много денег, они станут счастливыми, приобретут независимость и свободу. На самом же деле это шествие дорогою разочарований, как тонко подметил русский философ И. А. Ильин (1883-1954).

Иоанн Златоуст говорит об этом так: «…Ты потерпишь большой вред, мысли все твои будут направлены на удержание и умножение богатства твоего, ты будешь рабом, вместо свободного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о прибыли, о долгах»…

«Такой человек впадает в рабство тяжкое, хуже, чем рабство всякого раба, …произвольно отвергает благородство и свободу, свойственные человеку. Сколько не беседуй с тобою, ты не в состоянии услышать ничего полезного для себя, пока мысли твои будут пригвождены к земле…»

Заботясь о сохранении своего богатства и укрывая его от тли, воров и другого убытка, человек теряет всякий покой, он не спит спокойно, и днем все думы его заняты этими мыслями.

Человек же, переводящий все свои устремления от земного к небесному, напротив, спокоен бывает, и на земле приобретает свободу, и в вечной жизни уже уготовано место ему. Разум его освободился, и стал способен взирать на высоту небесную, и оттуда черпать Благодать.

Иоанн Златоуст говорит, что правильное отношение к богатому – как к узнику: «не завидуй ему, но жалей, как узника страстей. Душа его не только связанная, но и безобразная, пораженная множеством червей, связанная железными узами…»

4Преподобный старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорил, что «чем больше [материальных] благ приобретают сегодня люди, тем больше они приобретают проблем. Ни Бога они не благодарят за Его благодеяния, ни несчастья своих ближних не видят. А, не видя несчастья ближних, они не оказывают им милостыню. Люди тратят деньги без цели и не думают о своем ближнем, которому нечего есть. Как после этого к ним придет Благодать Божия?»

«Не надо отдавать своего сердца материальному. Есть люди, которые отдаются материальному без остатка. Целый день напролет у них проходит в заботе о том, как должно выполнить какую-то работу, а о Боге они не думают совсем. …Работайте руками, работайте ногами, но не позволяйте уклоняться от Бога вашему уму, не отдавайтесь материальному всем своим существом, всем своим внутренним потенциалом и сердцем. …Насколько это возможно, не отдавайте работе своего сердца. Отдавайте ей свои руки, отдавайте ей свой рассудок. Не отдавайте сердца ничтожному, безполезному. Иначе как оно потом взыграет о Христе? Когда сердце во Христе, тогда освящается и работа. И сам человек сохраняет тогда внутреннюю душевную свежесть сил и испытывает настоящую радость. Используйте свое сердце правильно, не тратьте его понапрасну…

Если сердце отдано Богу, то ум пребывает в Боге, а мозги заняты работой…

Озабоченность чем-то вытягивает из сердца всю его внутреннюю силу и Христу не оставляет ничего. Если ты видишь, что твой ум то и дело отвлекается и уходит в попечения, заботы и тому подобное, надо понять, что ты забрел не туда, куда нужно, и побезпокоиться, что ты удалился от Бога. Понять, что тебе стали ближе дела, а не Бог, тварное, а не Творец…

От многой заботы и попечений человек забывает Бога

В нашу эпоху диавол всецело увлек людей материей, земными хлопотами. Он учит людей много работать, много кушать – чтобы они забывали Бога и, таким образом, не могли или, точнее сказать, не хотели извлечь пользу из той свободы, которая дана им для освящения души…

Потерявшись в земном, человек сбивается с пути, который возводит его на Небо. Сначала делаешь одно, потом хочется делать что-то еще… Если тебя затянуло между этих шестеренок, то все – ты пропал. Потерявшись в земном, человек теряет небесное. И подобно тому, как нет конца небесному, нет конца и земному. Или ты потеряешься здесь, или «потеряешься» там. А знаешь, что такое «теряться» там, в Горнем!..

Если ум человека не в Боге, то как он ощутит божественную радость? Сердце легко охлаждается

Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идет в вечную муку…»

111Главная уловка сатаны – привязать ум человеческий к земному, материальному, как бы оземлить, оскотинить его. Перевести все помышления человека в непрерывные мирские попечения, суету, чтобы ему просто не было когда подумать о небесном и вечном. А ведь Господь дал нам заповедь: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3, 2). И это не потому, что Он такой строгий, не понимает наших таких естественных желаний и стремлений жить хорошо, не хочет дать нам благ земных, но жалея и любя нас, и желая обогатить нас действительно и духовно, и материально.

В Нагорной проповеди Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 33). И здесь испытывается наша вера, насколько мы доверяем Господу и Его словам. — Или мы, несмотря на наше убеждение, что Бог есть, все же не доверяемся Ему полностью, — в делах житейских, в скорбях, болезнях и т.д. ищем помощи от людей, надеемся на себя и свои деньги, связи и т.д., — то это маловерие, суеверие, но никак не настоящая и спасающая вера. Или же мы доверяем Богу полностью, каждому Его слову, стараемся соблюдать заповеди и творить волю Его в своей повседневной жизни, — и тогда, помышляя, в первую очередь, о духовном, о спасении души, получаем и все необходимое для этой жизни, — материальные блага, действительно, как бы прилагаются нам сами собой.

Строя рай на земле, мы забываем о Рае небесном. С этого и начинается наша погибель. Если человек не приобретает духовного образа мыслей для рассмотрения всего, что с ним происходит, то он неизбежно попадается в сети лукавого.

Вот поэтому и старается враг Божий и нашего спасения привлечь ум человеческий к земным интересам, ибо это неизбежно ведет к умалению веры и духовному ослеплению.

ioann_kronshСвятой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) пишет об этом так: «Не живет Господь в том сердце, в котором царит жадность, пристрастие к земным благам, к сластям земным, к деньгам и пр. Это опытом доказано и познается ежедневно. В том сердце живет жестокосердие, гордость, высокомерие, презорство, злоба…».

И в другом месте: «Обогати нищих: многие бы погибли. Многие из них забудут и Бога и благодетелей своих, погубят свои души в роскоши мира сего. Так пагубно богатство, и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце. Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит Господь его войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями».

Еще в 70-е годы 20-го столетия известный исповедник Православия, святитель 4Аверкий (Таушев) (1906-1976) предупреждал: «Слуги сатаны или, что одно и то же, слуги грядущего антихриста пользуются духовной слепотой большинтсва современных людей и упрямо и настойчиво делают свое дело с поистине сатанинской энергией. И специальными усилиями, и всеми доступными способами, с помощью тех средств, которые попали под их контроль, они привлекают к себе последователей, которые сознательно или безсознательно, желая того или не желая, сотрудничают с ними, создавая в мире условия и обстоятельства, подходящие для очень близкого пришествия антихриста, как владыки всего мира и господина всего человечества… Нужно быть совершенно слепым духовно, совершенно чуждым истинному христианству, чтобы не понимать всего этого!»

3Преподобный Ефрем Сирин (306-373) предупреждал, что люди, предавшись материальному стяжанию, не будут верить ни Святым Отцам, ни Самому Господу, по причине помрачения ума своего, и поэтому легко угодят в сети антихриста:  «Имущим присно ум в вещех жития сего и любящим земная, неразумно се [т. е. непонятно сие] будет, привязани бо суть в вещех житейских. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче омерзит им глагол сей».

4Преподобный Нил Мироточивый (1815) дает такую пророческую характеристику людей перед концом мира: «Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом? Тогда будет смущение …(т.е. революции и борьба партий), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца. …Поскольку же станут к людям прививаться злые дела, постольку будут находить на них бедствия.

…Люди же, чем больше будет на них находить бедствий, тем больше будут возделывать зла, т.е. вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. …У всех будет разговор только о зле, намерения только злые, соизволение злое, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление; всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что и делатель зла спасется (!)

Тогда будут иметь злато сокровиществованное, т.е. будут обладать капиталами и говорить, что не имеют (т.е. жаловаться, что не хватает). Тогда будут иметь злато в росте, будут возращать рост на рост; будут просить милостыни, будут плакать, что нечего есть. Цель же (главная) у них будет – собрание капитала (сокровища), дабы стяжать больше имущества; поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в миру

Любостяжание – путевождь погибели. Нестяжание – путевождь спасения. Начал любостяжать – и спасение свое потерял. Вот почему спасению человеческому грозит погибельная опасность от любостяжания. Это, проклятое любостяжание, именно и внесет несчастье в мир, истребит благополучие мира. Забудет мир, что такое благополучие, господствовать всюду будет злополучие

Любостяжание есть предтеча антихриста. Пророки, т.е. Дух Святый в пророках, пророчествовали домостроительство воплощения Божия, т.е. глашали об истине миру, а любостяжание внесло в мир ложь. Пророки возвещали нам путь спасения, лихоимцы же возвещали путь погибели; как чрез апостолов воссияло нам спасение и благодать Всесвятаго Духа, так многопопечение мира сего будет помрачать спасение человека; погибельная же многозаботливость вовлечет людей на путь беззакония

Соберут стяжатели сокровища, но какие сокровища соберут? Сокровиществуют ложь лживым нравом своим. Отвергли же и отвергают истину от чувств своих; проникает и проникла ложь в чувства их. Стало чувство их безчувственным к истине; они не будут ощущать, что истинно, ощущать же будут одно ложное, лжи будут покоряться; истины же  слушать не станут.

…Усиливающиеся мирские попечения предзнаменуют близкое воплощение домостроительства погибели в мире…

Многозаботливость будет помрачать чувства человека, чтобы сделать человека нечувственным к спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения, т.е. люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения

Пребудет спасение и не отымется от мира, т.е. возможность спастись и спасающиеся пребудут до конца мира. И тогда будет спасение, но для кого оно будет? Для тех, которые не будут покоряться делам антитипа (духа любостяжания). Проявление же антитипа, …есть сие: забота мира сего, сокровиществование металлов земных, забота о сущих мира сего; сии суть главизны зла, которые губят спасение человеческое и увлекают на путь погибели. Путь же погибели есть разрушение спасения, т.е. исчезновение в людях ревности о спасении и страха вечной муки. Ибо, когда возгосподствует в человеке погибель, тогда утрачивается человеком спасение (т.е. чувство страха Божия), тогда уклоняются люди во всякие погибельные дела, отчаявшись так, как кто тяжко задолжал; так отчаиваются и грешники о спасении своем.

Посему говорит Давид: «Вси уклонишася, вкупе непотребни быша» (Пс.13, 3). Уклонились, но во что уклонились? Уклонились в неправду, в хищение, в непокорство, в сокровиществование злата…

Что такое есть сокровиществование злата? Сокровиществование злата есть именно антитип, говорим: антихрист (т.е. предтеча антихристов). Ибо чувственно антихрист еще должен прийти, а мысленно он уже в миру; с тех пор, как он низринулся в мир со своим проклятым троном, с тех пор и пребывает он в миру, производя в мире всякое зло. Зло же это старается он делать всеми способами; во-первых, отнимает у человека чувство спасения мирскою многопопечительностью и многозаботливостью о суете мирской. …Будут многопещись и стяжут мужеложство; будут заботиться и стяжут блуд, соберут сокровище прелюбодеяния. Таким образом утратят люди чувство свое, не будут ощущать Бога. Вдадутся они в плотское питие и ядение роскошных явств, в обстраивание себя прекраснейшими постройками; в сих постройках предадутся плотским чувствам своим… Так как вдадут они чувства свои в плотское, то ощутительна будет для них красота и доброта только снедная, к которой они лишь и будут стремиться. Чрез такое свое стремление к плотской нечистоте люди мерзки будут Богу.

Возгнушается ими Бог, как возгнушался предпотопными людьми, но все-таки допотопным людям Бог оказал милосердие. …Омилосердовал их ковчегом покаяния, так как Бог желал, чтобы древние люди, взирая на построение ковчега, каялись бы; но они ввергли чувства свои в плотское, стали безчувственны к Богу и к ковчегу, не чувствовали того, что означает ковчег. Это безчувствие и свело их во глубину вод!..

…Так и ныне оно (безчувствие) погубит людей, ибо и теперь люди пекутся, заботятся и стяжевают подобно предпотопным людям. Так сильно возлюбили они эту деятельность, как бы какое прекрасное и доброе яство…

Да, добрая (т.е. вкусная) эта снедь, но не спасительная, эта снедь – губительная; тот, кто вкушает снедь сию, проводит жизнь свою на погибель себе. И погибель завладевает чувством человека, увлекая его на путь безчувствия, человек не ощущает больше, где находится путь спасения, а только на погибель проводит жизнь свою. Проводит он жизнь весело и в роскоши, но как проводит? Проводит жизнь с неправдою, с воровством, с хищением, с предательством, …с обжорственным чревоугодием, с гордостью, с ропотливым безнадежием, в безпечности, т. е. безпечностью в деле спасения и хульном сложении вины всех бед на Бога, с жестоким гневом сердечным, с неблагодарною враждою злопамятства и …сребролюбием.

Все эти плоды любостяжания доведут мир до крайнего разврата, венцом которого будет пришествие антихриста».

Л.Очай

14.08.2016

посмертные вещания