Метки

, ,

kak_vigladit_chrevougodieТо, что мы, верующие, осознаем себя грешниками, — это хорошо, это проявление действия Божьей Благодати в нас. Но этого мало – нужно не только видеть свои грехи и прегрешения, но и каяться в них. А покаяние подразумевает и исправление. И только тогда это будет реальная работа над собой, и мы сможем быть примером для остальных.
И первый помощник в этом пост – он помогает нам познать преимущества воздержания и, кроме того, как церковное установление, привносит в нашу жизнь Божью Благодать — за послушание. Кто нерадит о посте, считает его лишним, или чересчур строгим, трудным, и потому постоянно берет благословение у священника на его послабление, а то и вовсе не соблюдает, тот, на самом деле, наносит себе огромный вред и лишает свою душу возможности очиститься с помощью Божьей Благодати от давящих ее мирских привычек, сбросить рабство чревоугодия, почувствовать радость освобождения от власти плоти над душею, когда легкость, ясность ума, сила воли, радость жизни становятся естественным состоянием нашей души, не говоря уже о пользе от поста для здоровья тела.

Духовная польза от воздержания (в начале от пищи – пост, а затем и от вредных привычек) огромна и очевидна, и только таким образом можно надеяться на очищение души от страстей, — в первую очередь, чревоугодия, сластолюбия, сребролюбия, лени, и лишь потом от гордыни и самолюбия. Потому что самолюбие это корень всех страстей, это самая глубокая, тонкая и изначальная страсть, и настолько крепко она срастается с нашим сердцем, что лишь с помощью Божьей Благодати можно надеяться освободиться от нее. Смирением рассекается этот пагубный союз, и смирением же вводится в сердце и Благодать Божия, которая и очищает его от приражений бесовских.
Потому-то так и легко становится на душе, когда мы действуем не по своей падшей воле в каждом конкретном случае, а по заповедям Любви. Обидели нас, а мы не обиделись, и тут же простили, и молитву к Богу вознесли о благодетеле нашем, помогающем нам смиряться, — и как легко сразу на сердце, какой мир и покой осеняют нашу душу. Если хранить этот мир душевный, как учат Святые отцы, — прежде всего и вопреки всему, — то постепенно покой и безмятежие делаются достоянием души и человек сам весь преображается, облагораживается, — миром, любовью и спокойствием своими действует и на окружающих его людей, постепенно, шаг за шагом, меняя в лучшую сторону и их души.
«Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся возле тебя» – говорил святой прп. Серафим Саровский своему послушнику, и как же верно и действенно его слово! Только меняя себя, можно изменить и мир вокруг. Иначе будут разочарования за разочарованиями, падения за падениями, и выхода из безнадежия не будет, — потому что вопреки Богу, вопреки Его Домостроительству, следуя за своим падшим разумом, своей падшей волей, а потому и депрессии, и жизни наперекосяк, и суициды…
Интересный и поучительный случай приводится в жизнеописании недавно почившего архимандрита Рафаила (1966-2016), когда он, будучи еще мирским человеком, работая в мартеновском цеху, приехал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к старцу Науму и спросил его, можно ли ему послабление поста в среду и пятницу, так как он тяжело физически работает в горячем цеху. И что ответил старец? – Лучше потерять работу, чем нарушить пост. Да, ответ был дан прозорливым старцем конкретно будущему архимандриту, провидя его силу духа, но как же он поучителен для всех тех из нас, кто так легко дает себе послабления на нарушения постов, в т.ч. и в среду и пятницу!

Л.Очай

%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82

Реклама