Метки

, , ,

Окруженные со всех сторон иноверцами (мусульманами и католиками) запорожские казаки с оружием в руках защищали Веру Православную. За это запорожцы пользовались от Пресвятой Богородицы особой милостью. Матерь Божия, прославляя свой казацкий народ, явила Запорожью Свое заступничество в чудотворной иконе Самарской Божией Матери. Тип иконы — «Богоматерь-скорбящая» — в наиболее полной мере отображает истинный образ казацкого народа, готового в любой момент пожертвовать своей жизнью за веру и Отечество.

Сведения о Запорожской Скорбящей Чудотворной иконе Божией Матери мы находим в Екатеринославских Епархиальных ведомостях от 15 сентября 1872 года, собранные епископом Феодосием. Согласно этим сведениям Самарская икона Божией Матери в Запорожской Сечи славится знамениями и чудесами с 1736 года. По преданию эта святыня привезена с востока нашими предками, славными запорожскими казаками, и, как великое драгоценное сокровище, хранилось в Запорожской сечевой церкви нынешнего села Покровского или села Капиловки Екатеринославского уезда.

Известно, что, уходя на Русско-турецкую войну, запорожские казаки брали икону с собой в поход, вознося свои усердные молитвы к Царице Небесной, испрашивая у Нее помощи и заступления. Благодаря заступничеству Богородицы все войско благополучно вернулось с войны, покрыв себя неувядаемой славой. В 1770 году в Запорожской Сечи чудотворная икона была перенесена в город Новые Кодаки Кодацкой паланки Войска Запорожского и помещена в Свято-Николаевском храме, после чего стала называться Новокодацкой, что подтверждается из рапорта настоятеля храма отца Федора Фомича кошевому атаману Петру Калнышевскому.

Многие дивные знамения и чудеса, исходящие от Новокодацкой чудотворной иконы Божией Матери, привлекала огромное количество благочестивых паломников из различных мест святой Руси, Польши, Греции, Грузии, были также посланцы с Афона и из Константинополя. Сюда приезжали и богатые, бедные и знатные, и простые воины, и генералы, больные и здоровые ищущие духовного утешения и облегчения своих горестей. Богомольцев было так много, что состоявшие при Свято-Николаевской Новокодацкой церкви четыре священника не могли удовлетворить все духовные нужды и потребности нуждающихся, и потому местное духовенство обращалось к духовному начальству с просьбой присылать соседних священников к ним в помощь.

Петр Калнышевский дал указание собирать сведения о чудотворной иконе Старокодацкому Запорожскому духовному управлению во главе с протоиереем

Ахтырская Богоматерь

Григорием Прохоренко. Было собрано первое описание чудотворной иконы, ее истории, чудес и знамений. По этим материалам, со слов старожилов, а именно ктитора храма Семена Бардадима, было установлено, что чудотворная икона похожа на Ахтырскую Чудотворную икону Божией Матери, размером 55×45 см, написана красками на липовой доске, склеенной из двух половин, и на момент явления выглядела «ветхой»: краски запеклись, святой лик потемнел от пожара.

30 декабря 1772 года Чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название — икона Калнышевского. С этого же года вся казацкая старшина регулярно на Сретение Господне собирались в храме, совершая торжественный молебен пред Чудотворной иконой Божией Матери.

После ликвидации Запорожской Сечи в 1778 году по распоряжению Славянского и Херсонского архиепископа Евгения, Чудотворная Новокодацкая икона Божией Матери была взята в архиерейский дом, находившийся в Полтаве в Крестовоздвиженском монастыре, а летом 1804 года перенесена в город Екатеринослав и хранилась в архиерейской ризнице. В 1807 году, с разрешения архиепископа Платона Любарского, Новокодацкая Чудотворная икона вместе с древней иконой Святителя и Чудотворца Николая, экономом архиерейского дома и управляющим Самарским Свято-Николаевским монастырем иеромонахом Иосифом при многолюдном стечении народа была торжественно перенесена в Самарский монастырь и стала называться Самарской иконой Божией Матери, такое же название осталось и в настоящее время.

После чудесного возвращения (по преданию икона сама приплыла по реке Самаре), последним, кто видел икону и дал точное описание ее, был В.Машуков. Достоверно известно, что в 1929 икона находилась в Днепропетровском историческом музее. До сегодняшнего дня сохранилось всего несколько списков этой иконы: оригинал после 1929 года считается утерянным. Экспертиза № 118 от 10.04.99г., которую проводила группа экспертов (народный художник России, реставратор 1-й категории Н.А.Вауленко, эксперт-искусствовед Ю.И.Юрковский), установила, что переданная в дар Запорожской епархии икона Самарской Божией Матери благочестивым христианином Ивлиевым Александром Владимировичем, является ранее неизвестным списком с Чудотворной Самарской иконы Божией Матери.

К Пречистой Матери Божией, Усердной Заступнице рода христианского, православный народ всегда относился с благоволением и во всех духовных нуждах своих постоянно обращался и обращается с мольбой о помощи и, по вере своей, явно получал и получает духовные утешения. И мы, грешнии и смирении, в покаянии из глубины души взываем: «Владычице, помози, на ны милосердвовавши: потщимся, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя раби тщи, Тя бо едину надежду имами».

Протоиерей Андрей Кузьмин

http://pravkazak.org.ua/18-kazachi-svyatyni/10-chudotvornaya-ikona-bozhej-materi-samarskaya

  • Список 19-го века находится в Свято-Введенском храме г. Запорожье (ул. Анголенко)

По преданию, эта святыня привезена нашими предками-запорожцами с Востока. Как великое и драгоценное сокровище она хранилась в сечевой церкви нынешнего села Покровского (или Капиловки) Екатеринославского уезда. Уходя на войну с басурманами, казаки брали икону с собой. Пред нею они возносили усердные молитвы к Царице Небесной, испрашивая у Неё помощи и заступления. В 1770 году из Сечи чудотворную икону перенесли в город Новые Кодаки Кодацкой паланки Войска Запорожского и поместили в тамошнем Свято-Николаевском храме, после чего она стала называться Новокодацкой. Дивные знамения и чудеса, исходивщие от этого образа, привлекали огромное число благочестивых паломников из различных мест святой Руси, Польши, Греции, Грузии. Были также посланцы из Афона и Константинополя. Сюда приезжали богатые и бедные, знатные и безвестные, простые воины и генералы, больные и здоровые, ищущие духовного утешения и облегчения своих горестей. Богомольцев было так много, что четыре священника, состоявшие при Свято-Николаевской Новокодацкой церкви, не могли удовлетворить все духовные нужды и потребности паломников и прихожан. Поэтому местное духовенство обращалось к своему духовному начальству с просьбой присылать к ним в помощь священников из соседних населённых пунктов.

30 декабря 1772 года на деньги кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского чудотворная Новокодацкая икона Божьей Матери была одета в серебряный с золотом оклад, украшена жемчугом и сапфирами, отчего приобрела ещё одно (чисто народное) название – икона Калнышевского. С того же года вся казацкая старшина регулярно на Сретение Господне собиралось в храме, совершая торжественный молебен пред Чудотворной иконой Божией Матери.

В 1807 году с разрешения архиепископа Платона (Любарского) эконом архиерейского дома (он же управляющий Самарским Свято-Николаевским монастырём) иеромонах Иосиф при многолюдном стечении народа торжественно перенёс Новокодацкую чудотворную икону в эту древнюю казацкую обитель, после чего великая святыня стала называться Самарской иконой Божией Матери. Это название осталось у неё и поныне.

Отрадно и то, что общая святыня объединяет представителей тех казачьих сообществ Запорожья, представители которых не только знают историю нашего края, но и настроены на сотрудничество.

Подъесаул Сергей ГРИГОРЬЕВ,

начальник пресс-службы Союза казаков Украины «Войско Запорожское»

http://kvzn.zp.ua/?go=news&nomid=47&news_id=859

Новокайдакская (Самарская) икона Божией Матери

Икона эта является изводом Ахтырской иконы Божией Матери. Первое достоверное письменное свидетельство о местночтимой Новокайдакской иконе Божией Матери, принадлежащее перу Высокопреосвященнейшего Феодосия (Макаревского), епископа Екатеринославского и Таганрогского (1871 – 1885), содержится в Екатеринославских епархиальных ведомостях за 1872 год, № 18-20. (Екатеринослав — дореволюционное наименование города Днепропетровска).

Вопрос о происхождении иконы и её появлении в Новых Кайдаках остаётся открытым. До наших дней сохранилось только распространённое запорожское предание, которое свидетельствует о том, что эта икона была приобретена казаками-запорожцами где-то на Востоке и оттуда принесена в Сечь, как особая святыня. Известно, что из Сечи чудотворная икона была перенесена в Новые Кайдаки.

Один из кайдакских старожилов, ктитор (староста) Семён Бардадим, оставил воспоминания, что около 1736 года местночтимая икона стояла в прежней, ветхой Новокайдакской церкви в притворе. Но кем и когда была написана икона, когда от кого и по какому случаю принесён образ Пресвятой Богородицы, в точности никто не знает.

В конце 18-го века слухи о чудотворениях и благодатных исцелениях от Новокайдакской иконы Божией Матери чрезвычайно усилились и распространились не только на всё Запорожье, но и на всю Украину. В начале 19-го века икона была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, расположенный у реки Самары недалеко от города Новомосковска (ныне Днепропетровская область). С тех пор икона служила украшением и достоянием тихой, уединенной обители и стала называться Самарской.

После революции 1917 года Самарская обитель была закрыта и сведения об иконе утеряны. Сохранился ли оригинал чудотворного образа или он был уничтожен, достоверно сказать никто не может. Работники исторического музея Днепропетровска утверждают, что древняя икона в данный момент находится у них в архиве. Верующие же склонны предполагать, что, пройдя через годы гонений на Церковь и лихолетья войн, образ находится в Свято-Троицком кафедральном соборе города. В Самарском Пустынно-Николаевском мужском монастыре, в главном храме обители, находится точная копия иконы.

По постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 марта 1998 года празднование местночтимой Новокайдакской Самарской иконы Божьей Матери совершается 6 ноября (24 октября по старому стилю).

http://www.vidania.ru/icony/icon_novokaidakskaya.html

Реклама