Метки

, , ,

Как правильно понимать евангельские слова «И враги человеку домашние его»

Одной молитвой не спасешься, об этом еще Господь говорил: «Что вы зовете Меня: Господи, Господи, и не делаете того, что Я вам говорю?» Кроме молитвы нужна еще жизнь по заповедям, а это, в первую очередь, любовь к ближнему. Многие думают, что любовь к Богу важнее, ведь это первая заповедь. И даже прямые слова Господа есть: «И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф.10, 36-37). И вот на основании этих слов многие, особенно из новоначальных, делают типичную ошибку — устремляются в веру (в жизнь церковную, дела по вере, различные послушания, многодневные крестные хода, жизнь при монастырях, или постоянные паломнические поездки — у кого как, вариантов много), совершенно не обращая внимание на свой семейный тыл. Ну как же, «я теперь прозрел, наконец, понял, в чем смысл жизни», и ринулся во спасение, а тут, как гири привязаны в лице невоцерковленных, и потому ничего не понимающих в вопросах веры и спасения души, родственников. Мало того, они, вдруг, резко изменились в худшую сторону, — из спокойных и любящих, вдруг, превратились в раздражительных, гневливых и совершенно невменяемых людей. Не понимают духовной жизни, противятся всему духовному, а то и вовсе запрещают, грозят разводом, выгоняют из дому! Что делать? Кто прав, а кто виноват? Где выход? Можно ли спасти такую семью, или нужно все бросить и уйти в монастырь, надеясь вымолить у Господа прощение и себе и им?

Ответы на все эти вопросы и разрешение возникающих конфликтов лежат в плоскости Евангелия — Господь все премудро изложил Сам и через Своих апостолов. Нужно только не выдергивать из контекста понравившиеся цитаты, а смотреть на все Писание целиком, проникнуться евангельским духом, смиренно прося у Господа помощи, чтобы правильно понимать Его слова, и чтобы Он Сам вразумил, как будет правильным поступать в каждом конкретном случае, чтобы не множить грехов, и чтобы выйти победителем из возникших искушений.

Так вот, первое, чем преодолеваются подобные, да и все остальные, искушения, — это любовь к ближнему. И именно она стоит у Господа на первом месте, потому что Он сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; …По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13, 34-35).

И Святой апостол Иоанн говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец…» (1 Ин.4, 20), «Не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин.3, 14); «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин.4, 8); «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин.4, 21).

И через апостола Павла Господь говорит нам грозные слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая…» (1 Кор.13, 1). «Если имею дар пророчества… имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор.13, 2). «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 3).

Куда уже более понятно: без любви к ближнему, нет любви и к Богу, так, один только самообман и прельщение дьявольское. Это он гонит новоначальных в монастырь, внушая им, что любовь к Богу важнее, и что всем нужно жертвовать ради этой любви, и, тем более, былой привязанностью к близким, ведь, они теперь становятся тормозом на пути к Богу, они «те враги», домашние, о которых говорит Господь в Евангелии. — Нужна жертва и решительность, чтобы ревностно служить Господу, и чтобы Он не отрекся от нас, как от недостойных Его любви…

Слова узнаваемые, потому что людей много, а суфлер один — нашептывает и нашептывает свою неправду…

В чем неправда? — В том, что нам одним, без своих близких, — которых нам дал Господь, и за которых обязательно спросит на Суде, — не спастись. За Петю, Валю, Юру, и других ближних, верующих наших хороших знакомых, не спросит. А вот за оставленных детей, за разуверившегося в справедливости, а значит в Боге, и в Церкви, мужа — спросит. Тем более, если венчанный брак. Да даже, если и не венчанный, все равно спросит, потому что вы семья не просто так, а по Промыслу Божьему, и привести вторую половину к вере, а потом и обвенчаться, — может, и есть вашей основной задачей в этой жизни?

Ну и, само собой, за детей мы в ответе перед Господом. Как говорил святитель Иоанн Златоуст? — Родителям самим, без детей, не спастись. Если душа ребенка загублена, то отвечать за это перед Господом будут родители. Ну и какие тут могут быть частые паломнические поездки, если это настраивает против Бога и Церкви домашних? Или можно ли пренебрегать их мнением, если они упрямо противятся вашему «быстрому воцерковлению» и новым церковным послушаниям, забирающих вас у них? А если вообще все бросить и уйти в монастырь, то как же быть с нанесенными незаживающими сердечными ранами своих родных? А Господь всех любит, и всем хочет спасения, не только вам лично, но и вашим родным тоже.

Так может стоит прислушаться к апостолу любви Иоанну Богослову и понять, что без любви к ближнему нет любви к Богу, и начать ее творить не словом только, но и истинно. В этом смысл брака — в любви, отдавая себя в жертву своим близким, ради любви к ним, и их вечным душам, — которые нужно очень постараться тоже спасти, — человек приобретает взамен гораздо большее — любовь Божию.

Именно жертвуя собой, своими интересами, новыми увлечениями, хотениями и т.д., мы и приближаемся к той евангельской любви, которую и ждет от нас Господь. А то ведь, ну как можно бросить жену, потому что «она не верующая и мне с ней теперь не интересно»?! — Ну, так потрудись, помолись усерднее, покажи пример собственными добрыми делами и добрым нравом своим, чтобы и она уверовала, чтобы и она подтянулась вслед за тобой, чтобы помочь Господу «найти и взыскать погибшее». А потом вместе и детей в вере воспитывать, если еще маленькие, и поддаются воспитанию; или вместе молиться за взрослых детей, не принимающих пока вашей веры и нового образа жизни, чтобы Господь и их вразумил, чтобы привел ко спасению.

Нельзя строить свое счастье за счет несчастья других. Это касается и верующих, нововоцерковленных людей, резко изменивших свои пристрастия и земные интересы, потянувшихся всей душой и сердцем к Богу, находящих теперь радости там и в том, за что их ругают их «отсталые» родственники. Меньше эгоизма, ведь через него мы подключаемся на злых духов, меньше самолюбия и своеволия, и побольше понимания к проблемам родных, к их самочувствию. — А то, не дай Бог, у них может развиться (из-за вас!) ненависть ко всему Божественному, к Церкви.

Если будет так, то уйдут искушения, — навеваемые дьяволом, чтобы разлучить нас, сделать более слабыми, потому что одинокими, — и Господь поможет наладить семейную нашу жизнь на новых, духовных основах. Пусть в начале и с одним верующим в семье, и пусть трудно ему пока придется, как первопроходцу. Но зато и сами исправимся, потому что все время нужно быть на высоте, подавая пример невоцерковленным домочадцам, и молиться быстрее научимся, потому что за ближних всегда молитва более искренняя, сердечная, чем за себя. И Богу угодим, если сможем привести к Нему свою вторую половину и своих детей. Ведь в этом, может быть, и смысл жизни нашей заключается, и спасение наше в руках наших ближних.

Старец Паисий Святогорец говорил, что он видит, как Господь сейчас спасает семьи — через кого-нибудь одного, верующего и молящегося человека.

Поэтому не будем спешить рвать связывавшие нас, сколько лет до воцерковления, семейные узы, а станем первыми в своей семье, кому Господь доверил дело спасения всей семьи, и терпеливо понесем свою ношу, свой нелегкий, но такой спасительный, крест. И будем помнить о том, что без домашних наших, в одиночку, нам не спастись, и что Господу это не угодно, когда семьи рушатся и на их осколках устраивают свои пляски духи сатаны, все более озлобляя когда-то любящие сердца, и ввергающих хороших людей в хулу на Духа Святого, в отчаяние, а иногда доводящих их и до самоубийства!

«Любовь не ищет своего» (1 Кор. 13,  ), и потому растворяясь в любимом и его интересах, в его возможных в будущем отношениях с Богом, мы сможем многих ошибок избежать, миновать все сети лукавого, и довести, т.о., свой семейный кораблик в бухту спасения, проявляя при этом смирение и любовь, которые и нам будут в свое время пропуском во врата райские…

А что касается слов Господа «и враги человеку — домашние его», — так их надо не вырывать из контекста. Там, по тексту, говорится об исповедании или отречении от Господа, о том, что в конце концов каждый должен будет сделать свой выбор — принять Господа, тем самым спасая свою вечную душу, или отречься от Него, тем самым губя свою душу.

«…Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф.10, 34-35). Речь о последних временах, о последнем выборе и разделении людей на «козлищ и овец». И вот здесь важно устоять в истине, в вере, в любви к Господу, если ближние окажутся, при всех наших стараниях привести их к Богу, окаменелыми и нечувственными к любви Божьей, окажутся на стороне «козлищ»…

А в обычной нашей мирской жизни очень важно помнить, что вера без любви превращается в фанатизм. А это уж точно Господу от нас не нужно, это перекос духовной жизни, и вызывается он влиянием темных сил, которые не перестают бороться за нас, бывших своих рабов, до самой смерти. И потому так умело и прикрываются благими намерениями и благими, с виду, делами, а на самом деле уводят наши души от спасительного служения своим близким и постепенного, т.о., преображения нашего из ветхого человека в нового, духовного. Постепенно. И не за счет близких, не во вред им, а во спасение. Такой путь угоден Богу, потому что здесь расцветают Его евангельские добродетели — терпение, смирение, милосердие и любовь, преображая и нашу душу, и все вокруг. Как говорил старец Порфирий Кавсокаливит если хотите, чтобы вас слушались дети, вы сами должны стать святыми.

Только так, постепенно, с любовью и терпением, со смирением от своего несовершенства, от своих падений, но неуклонно вверх, к Господу, молясь за себя и за своих ближних…

Л. Очай

25-26.06.17

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама