Метки

, ,

«…Наступил уже час пробудиться нам от сна… отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13, 11-14).

«Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам… Праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность» (Иез.33, 11-12).
«В чем застану, — в том и сужу» — поясняют Святые Отцы сказанное Богом через Своего пророка. Поэтому и просили не судить о человеке, хорош он или плохой, спасается или погибает, — пока человек жив, у него всегда есть надежда на спасение и возможность покаяться; ровным счетом, как и праведник, может оступиться и упасть, и таких примеров история христианства знает предостаточно.
«При кончине человека открываются дела его. Прежде смерти не называй никого блаженным» (Сир.11, 27-28).
Из жития святого Макария Великого мы знаем, что он уничижал себя и считал недостойным рая даже тогда, когда душа его, после смерти, в сопровождении светлых ангелов уже неслась ввысь в Божьи обители, мимо безсильных в своей злобе демонов, продолжающих искушать его похвалами и лестью, надеясь таким образом, до последнего, через помыслы тщеславия погубить его душу.
Все святые отличались любовью и крайним смирением, опытно познав свою нищету духовную и немощь человеческую, свойственную как им, так и всем остальным людям, и потому они никого не осуждали, а жалели и любили всех, даже самых закоренелых грешников, видя их прекрасные души, пораженные смертельным недугом — грехом.

В наше время, когда гордостью и тщеславием, как духовной болезнью, поражены практически все, даже регулярно ходящие в церковь, и многие из священнослужителей,  особенно важно осознавать, что будучи такими и не исправившись, мы не сможем после смерти телесной попасть в Царствие Небесное. Ничто нечистое и высокомерное не сможет войти в Рай. Для этого нам и заповеди Божьи даны, все построенные на любви друг к другу и к Богу, и только следуя им, как по некоей дорожной карте, можно попробовать не заблудиться в нашем падшем мире, и достигнуть в конце пути желанной цели. И хоть путь этот и узок, и не легко приходится идущим по нему, и искушения от плоти, мира и сродников приходится постоянно преодолевать, и цель иногда кажется такой высокой и недостижимой, но главное идти правильным путем, борясь с недостатками и греховными привычками, стараясь насаждать на их место добродетели, главные из которых любовь и смирение. И не важно, как пишет святитель Иоанн Златоуст, сможем ли мы дойти до самой вершины, побороть все страсти, и украсить свою душу всеми добродетелями, или промысел Божий чуть раньше заберёт нас с земной жизни, — главное идти верным путем. И, при этом, уповать на милость Божию, но помнить и о Суде, и о воздаянии,  не превозноситься, когда все хорошо, и не унывать при падениях, — а смиряться, постигая свою немощь, и таким образом духовно продвигаться вперёд.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский строго говорил на своих проповедях, что нужно «каждому человеку нести свой крест и исправляться, чтобы из ветхого человека сделаться новым, и для этого отстать от всех пороков, много молиться и хорошо соблюдать пост. «Не исправляющиеся Царствия Небесного не наследуют».
В духовном отношении человек на месте стоять не может, он или развивается, совершенствуется, одним словом, поднимается вверх, или опускается вниз, деградирует. Нам дана свобода выбора и, в конечном итоге, только от нас зависит с кем по жизни нам идти, и с кем оказаться по смерти – в вечности…
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913) пишет: «Наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – погибель. Те, кто последовали за Христом, преподобные Его, те и воцарятся с Ним.
Но мы знаем других преподобных, уподобившихся не Христу, а врагу Его – сатане. Вероятно, и вы знаете этих преподобных если не по произведениям, то хотя бы по именам: все эти ницше, ренаны и прочие развратители нравственности – знаете, какова их участь? Во всем уподобившись виновнику всякой мерзости, всякой нечистоты – диаволу, они по смерти попадают в его власть, по русской пословице: свой своему поневоле брат.
Послужившие же Христу воцарятся с Ним. Он им тоже «Свой». Теперь особенно легко отпасть от Христа и подпасть под власть темной силы. Идешь по улице и видишь: в витрине выставлена книга, трактующая ну хотя бы о Божественности Христа. Помысл говорит: зайди, купи книгу, прочти. Хорошо, если человек не поверил этому помыслу, если сообразил, что внушается ему эта мысль сатаной, что книга эта враждебна учению Святой Церкви. А другой, смотришь, зашел, купил книгу, прочел – да и повернул в другую сторону, отпал от Христа. Где начало его падения? В помысле лукавом».
Святитель Николай Сербский (1881-1956) пишет: «И судьбы людей, и судьбы народов – великая тайна. И если бы наш Благий Создатель через Своих пророков и угодников Ветхого и Нового Заветов не протянул нам ключи от этих тайн, мы ничего не узнали бы и никогда не смогли бы сами найти ключи к таинственным судьбам людей и народов…
В Священном Писании человеческая жизнь изложена как завет. Судьбы людей и народов зависят от разных заветов. По сути, есть два завета: с Богом и тем, что Ему угодно, или же с противником Божиим и тем, что противно Богу. Адам и Ева вначале верно соблюдали завет с Богом, но потом попрали любовь Создателя своего и заключили завет с диаволом. Самую решительную и сильную попытку расторгнуть постыдный завет рода человеческого с диаволом Господь предпринял с помощью Иисуса Христа. Диавол побудил своих споспешников в человеческом обличье убить Христа. Но Христос Своей Божественной силой воскрес и Воскресением победил сатану, и всех его подручных. При расставании со Своими учениками победоносный Спаситель сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.28, 18).
…Кто мало любит друга своего неверного, легко его наказует. А кто сильно любит, сильно бьет друга неверного: в этом ключ к тайне.
…Но бьет, не чтобы убить, но чтобы расторгнуть его завет с диаволом – сатаной. Ибо отпадение от Христа означает завет с сатаной, противником Божиим, а завет с противником Божиим – завет со смертью, завет с могилой, завет с неправдой, завет с тьмой, завет со всяким злом и безумием, завет, который ведет к вечной погибели и человека, и целый народ (см.: Ис.28, 18)».
Старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Люди, удалившиеся от Бога, никогда не испытывают утешения и мучаются вдвойне. Тот, кто не верует в Бога и будущую жизнь, не только лишен утешения, но и приговаривает себя к вечной муке. …Если ты работаешь греху, то с тобой расплатится диавол. Если ты возделываешь добродетель, то тебе заплатит Христос. И чем больше работаешь Христу, тем просветленнее и радостнее становишься. Но мы говорим: «Работать Христу? Да что мы, спятили!» Как это страшно! Непризнание Жертвы Христовой ради человека! Христос претерпел Распятие, чтобы искупить нас от греха, чтобы очистился весь человеческий род. Что сделал для нас Христос, и что делаем для Него мы?..
Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы Он прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду. Люди не веруют и от этого ненасытно бросаются во грех. С этого, то есть с неверия, начинается все зло. Люди не верят в иную жизнь и поэтому не считаются ни с чем. Обижают и обманывают друг друга, бросают своих детей… Творится такое, что язык не поворачивается сказать. Нешуточные грехи. Такие грехи, что даже Святые Отцы не предусмотрели подобного в Священных Канонах. Как сказал Бог о Содоме и Гоморре: «Не верю, неужто и правда творятся такие грехи? Пойду, посмотрю» (Быт.18, 21).
Если люди не покаются, не возвратятся к Богу, то они потеряют вечную жизнь. Человек должен помочь себе почувствовать глубочайший смысл жизни. Он должен прийти в себя, чтобы ощутить божественное утешение. Задача в том, чтобы человек духовно возрос, а не просто воздерживался от грехов.
Люди легко попадают под влияние зла. В глубине души они признают добро, оно вызывает у них уважение. Однако они легко попадают под влияние зла и увлекаются им, потому что в злом канонаршит (т.е. подсказывает, что делать) тангалашка (такое прозвище Старец дал диаволу). Найти «сладкую горку» легко – ведь искуситель только и занимается тем, что подталкивает к этой горке создания Божии. А Христос действует предельно благородно. «Это добро, — говорит Он, — «аще кто хощет по Мне идти…» (Мф.16, 24). Он не заставляет идти к Себе силком, не говорит: «А ну-ка, шагом марш, ко мне!» Диавол нечистоплотен. Он спутывает человека по рукам и ногам, чтобы увести его туда, куда он хочет, тогда как Бог чтит свободу человека. Он сотворил людей не рабами, но сынами. Он знал, что произойдет грехопадение, но, даже несмотря на это, не сделал людей Своими рабами. Он предпочел снизойти, воплотиться, претерпеть Распятие и таким образом спасти человека. Бог даровал человеку свободу. И несмотря на то, что диавол может использовать ее во многое зло, в дарованной человеку свободе есть благоприятная возможность для того, чтобы люди просеялись».

Л. Очай

26.06.18

 

Реклама