Метки

, , ,

«Только тогда, когда приходят трудности, познается красота человеческой души»

«Страдания — это всегда удар по самолюбию. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»

«Трудными обстоятельствами и скорбями Бог помогает нам вернуться к самим себе»

Монах Симеон Афонский

В счастливые времена мы еще живем, мирные, — когда не гонят из храмов, и не запрещают водить туда своих детей, как это было в недалеком, социалистическом прошлом; когда есть возможность для покаяния за свои грехи и грехи рода, всех, еще живых и уже почивших своих сродников; когда можно, в очередной раз, стать причастным особой Божьей милости и Божьей Благодати, — пройти семидневным Крестным ходом из Каменец-Подольского в Почаев, в Святой удел Божьей Матери, в Почаевскую Лавру, засвидетельствовать Ей свою любовь и преданность, поблагодарить за все Ее благодеяния и испросить помощи на будущее…

Всегда ли так будет? И ценим ли мы это?..

Старец Иероним Санаксарский (1932-2001) говорил:«Сейчас такое время – перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по-Божьи».
Когда старца Паисия Святогорца спросили, что может помочь современному миру, он ответил, что миру может помочь только покаяние, и что мы даже не осознаем какая спасительная сила в нем заложена, какая милость Божия! Ведь все, что нужно, даже самому закоренелому грешнику, это осознать свое падение и раскаяться в нем, попросить у Бога прощения, и примириться с Ним. Бог никого не отвергает, недаром, ведь, первым в Рай вошел разбойник, — всю жизнь грешивший, но раскаявшийся перед смертью и исповедавший Христа Богом. Святые Отцы называют его благоразумным разбойником. Но есть и другой евангельский разбойник, погибающий для вечной жизни, — распятый по другую сторону от Христа, — он и на кресте хулил Бога, и не видел своих грехов, и не каялся в них…

По примеру этих двух разбойников, говорят Святые Отцы, делится и все человечество. Все грешим, но не все каемся, и потому погибаем.

Крестный ход — это школа покаяния. И чем дольше находится человек в этой «школе», тем больших вершин достигает. Духовных вершин, — истинного, искреннего покаяния. Когда сердце болит от малейшего греха, от осознания, в очередной раз, своей немощи и склонности ко греху, когда чувствуешь несоответствие между желаемым, тем, что в разуме, и действительным, тем, что в сердце, что движет тобою, и прорывается раз за разом из твоей настоящей сущности, еще, к сожалению, греховной, еще не такой, какою хотел бы видеть нас Христос! Где есть такое осознание, появляется и добрый плод его — смирение. А смирением душа уже приближается к Богу, и способна воспринимать Его Благодать…

Что движет всей нашей греховной сущностью и отделяет, и отдаляет нас от Бога? — наше самолюбие. Именно оно — корень всех страстей, всех греховных привычек и склонностей. Самолюбие, как узел, связывает все наши грехи, и не дает нам вырваться из замкнутого порочного круга. Оно наш главный враг, но мы его так не осознаем, мы его любим, и во всем ему потакаем. Кто сумеет понять это, и встать на путь борьбы со своим «я», путь жертвенной любви к своему ближнему, -любому, которого пошлет тебе Господь, а не того, который тебе нравится, — тот и будет с Богом.

Как познается самолюбие, по каким признакам можно его обнаружить в себе? — Если мы обидчивые, раздражительные, любим командовать, и чтобы все было по нашему, если на все имеем свое мнение, и не считаемся с мнением ближних, если в нашем сердце есть зависть, сварливость, недоброжелательное отношение к другим, если нам трудно первому попросить прощение, и вообще мы не склонны признавать свою вину (всегда кто-то виноват, а не мы), если считаем себя лучше других, осуждаем, сплетничаем за спиною ближнего, — это все явные признаки самолюбия. Ну и все наши страсти, — чревоугодие, сребролюбие, гордость, тщеславие, уныние, гнев, леность, — имеют корнем самолюбие, паразитируют на нашей любви к себе. Если проанализировать свои поступки, внимательно понаблюдать, что же на самом деле движет нами в том или ином случае, мы быстро убедимся, что именно самолюбие и является истинным двигателем всех наших мыслей, слов и поступков.

Очень примечательным в этом отношении является осуждение других. Оно свидетельствует о нашем самолюбии, высокомерии, гордыне, немилосердии, злобе, — а как с такими качествами мы рассчитываем попасть в Рай?

«Замечать недостатки других людей — значит умножать собственные» — говорит Симеон Афонский. А мы, даже в Крестном ходу, к сожалению, занимаемся и пересудами, и осуждением себе подобных, таких же немощных, а значит требующих сочувствия, а не осуждения, людей!

«Хорошо видеть только собственные ошибки, и хорошо не видеть ошибки других». Это тоже слова Симеона Афонского. А старец Паисий Святогорец говорил, что когда ты видишь недостатки другого, т. е. начинаешь считать себя лучше его, то на самом деле проблемы уже у тебя, а не у него.

Вообще, если вы замечаете недостатки своих ближних, это свидетельствует о том, что эти же самые недостатки не изжиты еще и у вас самих, иначе бы вы их не замечали. Чистому все чисто, — чистым сердцем все видится чистым, а грязному -все кажутся грязными. Поэтому и работать нужно над собой, видеть свои грехи и недостатки, и стараться их искоренять. Ведь нигде в Евангелии не сказано, что мы имеем право судить, критиковать других. К себе — строго, к другим — со снисхождением. Только так можно выйти хоть на какое-то минимальное понимание, что такое настоящая любовь к ближнему, любому, а не только к тому, который тебе нравится…

На четвертый или пятый день пути, Крестным ходом прошла весть о видении Богородицы одному Днепропетровскому депутату, когда Она сказала, что ты должен напоить Моих детей. И действительно, все крестоходцы были очень благодарны невидимым благодетелям за воду BON BUASON, которую на протяжении всех дней пути следования Крестного хода, им раздавали с огромной фуры «Грендвич», и без которой трудно себе даже представить, как бы можно было перенести ту жару, которая стояла в те дни.

Хочется верить в истинность этой, действительно очень красивой и трогательной «истории с водой для детей Богородицы», и пожелать нам всем хорошенько помнить эти слова, и задуматься, а какими хочет видеть Божья Мать Своих детей, и хоть немножко стараться соответствовать этому высокому званию…

12.09.2018

Р. Б. Людмила

Реклама