Метки

, , ,

Иерей Даниил Сысоев (+2009) в проповеди на Покров Пресвятой Богородицы сказал: «Как отличить настоящего христианина от того, кто только им притворяется? Настоящий христианин всегда живёт, во-первых, жизнью Церкви, а уже во-вторых, другой жизнью. Для него Бог и Его Церковь — на первом месте, а семья и страна – на втором. Это проявляется не в том, что люди забывают о стране или семье (это не по-Божьи), а в том, что, когда возникает выбор между Церковью и семьёй или страной, они выбирают Церковь, которая является Невестой Христовой, Телом Христовым – это Царство Божие, явленное на земле».

Если мы говорим, что «у нас Бог в душе, и нам не обязательно ходить в церковь», — «Молиться можно везде«, то в наших словах присутствует лукавство. — Если бы действительно Бог был в нашей душе, то нам бы хотелось быть там, где Он. А ведь , как известно, — Церковь земная — это Дом Божий, это то место, где Он обитает Духом Своим Святым, где можно почувствовать Его благодать, Его незримое присутствие. Дома этого нет, особенно, если в нем живут не совсем по Божьим законам, не молятся, не соблюдают постов и т.д. 

Как пишет об этом святитель Феофан Затворник, — если Вы любите кого-то, то Вам всё время хочется быть в присутствии любимого, быть там, где он. Так же и в случае с Богом — если Вы по-настоящему любите Бога (и Он у Вас действительно в душе), то Вам хочется идти в Его Церковь, Вам хочется молиться (ведь молитва — это разговор с Богом), Вам хочется совершенствоваться ради Него, исполнять Его заповеди, оказывать Ему послушание (соблюдение постов, церковные послушания и т.д.), Вы дорожите Его дружбой (боитесь согрешить даже мыслью, благодарите за Его милости к Вам), имеете страх Божий — и это не боязнь Любимого, а боязнь чем-то огорчить Его, оказаться недостойными Его…

Если все это у Вас есть — у Вас действительно Бог в душе, Ваша душа здорова, и у Вас есть надежда и после смерти быть там, где Бог, быть вместе с Тем, Кого любили на земле, слушались Его, доверяли Его словам, и старались их выполнять. Кому служили на земле, с тем и в вечности будем, — говорят Святые Отцы. И поэтому, если Вы не в Церкви Божьей, если Вы не молитесь утренними и вечерними молитвами, если Вы не понимаете важности послушания Богу, в т.ч. и в соблюдении постов, то Вам следует задуматься о состоянии своей души, Вам полезно немного испугаться своего духовного состояния, и приложить максимум усилий, чтобы за оставшееся время земной жизни действительно узнать и полюбить Бога.

Когда у преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Какие признаки больной души? Когда тело болеет мы знаем, температура поднимается, давление и т.д., а вот как определить когда душа больна, и когда она здорова?» И знаете, что святой ответил? — «Признаком здоровой души является то, что ей хочется ходить в церковь, ей хочется молиться«. То есть нужно не просто ходить в церковь, заставляя себя делать это, не просто понуждать себя к молитве (это необходимые действия в начале нашего выздоровления, и без них не обойтись какое-то время, — действительно нужно заставлять и понуждать себя делать что-то духовное, полезное для души, хотя пока этого и не хочется), но нужно добиться такого состояния, когда Вы уже без этого не можете, когда Вам в церкви лучше, чем в миру, когда Вы уже не можете пропустить воскресной службы, Вас тянет туда, Вам там хорошо.

И с молитвой тоже самое — когда уходят на второй план, а потом и вовсе исчезают из Вашей жизни светские развлечения, просмотр телевизора, чтение не духовной литературы и т.д., а вместо этого, благодаря освободившемуся времени, Вы все чаще становитесь на молитву, Вам хочется почитать Евангелие, Псалтирь, Вам  нравятся апостольские послания, поучения Святых Отцов, и Вы все эти духовные знания стараетесь применять в своей жизни, прежде всего, к себе. Здесь нужно добиться хотя бы такого состояния, что без утренних и вечерних молитв Вы уже просто не можете существовать, как без воздуха; что не только умом понимаете важность и необходимость молитвы, но и сердце уже откликается на каждое слово в молитве; и когда Вам хочется побыстрее стать на молитву, а если не можете стать, то про себя все время твердите: «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»…

И это всё делание не одного дня, на это уходят годы, тратятся силы, приобретаются полезные навыки, — все очень постепенно, индивидуально, но и по общим духовным законам, описанным хорошо у Святых Отцов, старцев, первоисточниками которых являются, прежде всего, Евангелие, апостольские послания, и вообще Библия.

Это всё очень вкратце, не затрагивая ни самой церковной жизни с её спасительными Таинствами, преображающими нашу душу и делающими её способной стать, в конце концов, наследницей Царствия Небесного, ни сил, старающихся противодействовать нам в этом, влекущих нашу душу к погибели, и потому всячески отводящих нас от Церкви Христовой, единственной могущей нам помочь и изгнать из жизни нашей всякое зло. Потому что сами мы безсильны это сделать, зло сильнее нас, и оно присутствует в нашей природе через первородный грех, и если мы о нём ничего не знаем, и по этой причине не противимся ему, считая всё естественным процессом, как у всех и т.д., то оно очень легко и довольно быстро справляется с нами, незрячими, слепыми в духовном отношении, и отправляет пачками в ад. В современном нам мире очень мало спасающихся людей, и даже в наших православных странах. Потому что православные только по названию, по жизни же зачастую хуже язычников, неверующих людей. Крещёных в Православие много, а живущих духовной жизнью, воцерковленных, работающих над своей душой людей, — совсем немного.

Даже среди церковных людей не все думают о спасении, и потому не прилагающих к этому усилий, и, как следствие, не спасающихся. Если мы не переменим свой падший нрав, не сумеем побороть страсти и не приобретем добродетелей евангельских, то сами походы в церковь нам ничем не смогут помочь: это лишь средство к нашему преображению, а не сама цель нашей духовной жизни, и будет в своё время лишь в осуждение нам — как же так все имели для своего спасения, и не воспользовались? Господь строго будет судить Своих, — знающий волю Господина своего будет бит много, а не знающий меньше, — и Суд начнется с Церкви Божьей, что также известно из Святого Писания. Поэтому очень большая и непоправимая ошибка полагаться лишь на милосердие Божие, забывая, что Он и правосуден. Недаром Святые Отцы говорят, что боящийся ада не попадёт в него, а не боящиеся все там будут, и в Библии сказано: «начало премудрости — страх Господень«, — без этого не спастись.

Здесь важно ещё понять, что какой бы хороший ни был человек сам по себе, — и добрый, и любящий людей, и помогающий нуждающимся, и трудолюбивый и т.д., — но без Благодати Божьей ему не стать небесным жителем, не освятить свою душу, не переменить свое падшее естество. Какими бы мы не были хорошими, мы все грешим, часто просто не осознавая этого, ведь если вспомнить святых, то они все считали себя самыми грешными людьми, — просто становясь ближе к Богу, виднее становятся все наши несовершенства, и наоборот, не имея света внутри себя, как разглядеть что там спрятано, КАК ОЧИСТИТЬ ТО, ЧЕГО НЕ ВИДИШЬ И НЕ ПОНИМАЕШЬ?

Отсюда же можно сделать вывод и о спасении в других религиях. Возможно ли оно без Таинства исповеди, на котором душа очищается от грехов, без Таинства Причастия, благодаря которому душа соединяется с Богом, освящаясь и преображаясь при этом, и, само собой, без Таинства Крещения, когда прощается первородный грех, когда изгоняется из сердца дух лукавый, и без которого невозможно спасение, как прямо о том сказано в Евангелии?

Поэтому враг рода человеческого так и воюет против Православной Церкви, против её священноначалия, против пастырей Христовых, сея и сея семена обмана, клеветы, раздора и всяческих нестроений, разделяя людей и между собой, и уводя их в сторону от Бога, от Его спасительной Церкви, делая их слабыми и уязвимыми, и слепыми, и невежественными в духовных вопросах, развращая их, увлекая похотями, соблазнами… И если бы не удерживающая его Сила Божия, то от рода человеческого уже давно бы и памяти не осталось, так ненавидит он Бога и Его создание — человека.

Но Бог, как пишет святой Паисий Святогорец, попускает случиться злу только в определенных пределах, и только тогда, когда из него в конце концов будет добро. Господь — Вседержитель, и только в Его власти всё происходящее на Небе и на земле, и если жить по воле Его, исполняя Его святые спасительные для нас заповеди, то  никакое зло не сможет даже прикоснуться к нам, не говоря уже о том, чтобы иметь над Божьим человеком власть. Мы сами своей развращенной волей даем власть темным силам над собою, впускаем зло в свою жизнь, и потому страдаем, и мучаем всех вокруг себя и сами мучаемся.

Где выход? — Прибегайте к Богу, не верьте своему неверию, что это всё выдумки поповские, не верьте лукавым помыслам внутри себя, воющими со всем Божьим, церковным и спасительным. Это враг имеет доступ к Вашей незащищенной душе, а ум, воля — это составные части души, и потому ум помрачен, он не знает Бога в своей жизни, и потому не верит в Него, и, наоборот, очень хорошо знает все падшее, бесовское, и воля такого человека расслабленная, и влечется падшими духами куда им надобно. Отсюда понятно, почему такие безсильные что-то изменить в своей жизни алкоголики, курильщики, наркоманы, блудники, чревоугодники. Они пленены страстями, т.е. обузданы бесами, и потому без помощи Божьей им не измениться, не стать другими, не излечиться самостоятельно от мучающих их страстей. Здесь только Благодать Божия может помочь, и потому нужны спасительные церковные Таинства, и, в первую очередь, исповедь и причастие…

И потому, находясь за оградой церковной, можно много и долго рассуждать и о вере в Бога, своей, личной и истинной, и о своей хорошести, и нехорошести священников-попов из ближайшей церкви, и рассчитывать после смерти быть, конечно же в Раю, но… Как говорил в подобных случаях святой Паисий Святогорец: «Вы можете верить во что угодно, и как угодно, но после смерти Вас возьмут в корзинку и отнесут туда, куда вы совсем не хотите«. Не в наших силах будет уже что-то изменить, когда окажемся по ту сторону земной жизни, и когда откроется вся правда, и сразу всё станет ясно. Всё это нужно пытаться узнавать раньше, пока живём земной жизнью, и пока есть возможность покаяться и измениться, и подготовиться к вечной жизни, для чего, по сути, нам и дается земная жизнь, а не для того, чтобы мы её бездумно прожигали, не дорожа временем, и совсем не задумываясь о своём предназначении…

Л. Очай

11.12.2018

 

 

Реклама