Метки

,

«У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» (Притч.12, 16)

«Удерживайся от ссоры —  и ты уменьшишь грехи» (Сир.28, 9)

«Прости ближнему твоеиму обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа  просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих, сам будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?» (Сир.28, 2-5)

 

«Будучи укоряем, Он не укорял взаимно» (1 Петр.2, 23).

Святитель Тихон Задонский (1724-1783): «Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью обличал и устрашал Судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками.

Говоришь: если, мол, буду прощать, то люди надо мной будут смеяться? Как для нечестивых благочестие, так и для любителей мира сего христианское житие и евангельский нрав есть соблазн и безумие, но пред Богом — премудрость. Ты поступай, как учит Евангелие, а не как люди говорят. Пусть смеющиеся смеются, — после горько восплачут, но будет уже поздно. Сама совесть обличии их».

Преподобный Антоний Великий (251-355): «Обезчещенный, не возненавидь обезчестившего, скажи сам себе: я достоин того, чтобы вся братия осыпали меня безчестиями».

Преподобный Исаия Отшельник (+370): «Приучи язык свой говорить: «прости» — и смирение низойдет на тебя».

Преподобный Пимен Великий (+450): «Злоба злобы не уничтожает. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу».

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.): «Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие.

Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели. А если мы не можем сего делать, по причине возобладавшего нами греха, то должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу».

Святитель Василий Великий (330-379): «Не гневайся, а терпи и смиряйся, когда назовут тебя подлым, бродягой, глупцом, назови себя землею и пеплом, скажи о себе, что я червь и начало моё от гноища, и молись, да не поставит им Господь греха сего и да помилует их».

Святитель Иоанн Златоуст (+407): «Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, — и не только не будешь гневаться, но и прольешь слёзы…

Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию.

Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый хотя бы претерпел тысячи оскорблений, может удержаться».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Сам Господь глаголет во Евангелии: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10, 16). Змия, когда бьют её, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное — веру и незлобие.

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую, т.е. вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказания.

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, говоря: не знают, что делают (Лк.23, 34). Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоиться».

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860): «Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: смутился и хранил молчание (Пс.76, 5), а внутренно зазреть и ускорить себя за подвижение страсти… и дойдешь до того: приготовился я и не смутился (Пс.118, 60).

Если укорите себя во время смущения, то скоро умиротворяетесь, а когда от ближних истязуем и виним их, что от них оскорблены, то умножается смущение.

Огонь маслом не тушат. Когда человек не мирен, то противоречие только раздражает его. Должно дать место гневу. А когда бурное состояние позатихнет и мир начнёт водворяться в душе его, тогда можно и совет предложить, который гораздо вернее подействует и примется с большею любовью. И вам советую в подобных случаях быть осторожным. Человека, в гневе сущего, не укоряйте, не обличайте и не спорьте с ним; а лучше оставьте его в покое».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894): «Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит».

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931): «Радоваться подобает, что обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему».

Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «В случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперёд успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтобы и следа её не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь, и дело пойдёт ладно. Можно тогда и сурово, и строго говорить, даже бранчливо, и речь не произведёт худого действия; ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный».

Святый праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908): «Когда враг гнездится в душе, тогда надо более молчать, ибо тогда мы недостойны слова, которое есть дар Слова Ипостасного. Прогони врага, водвори мир в сердце, и тогда говори.

Господь со Креста говорит тебе: «Смотри, сколько Я претерпел несправедливости от людей, а ты не хочешь перенести и малой обиды. Ужели ты не хочешь спострадать Мне?»

Помни, что человек — великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, по падении в грех, есть немощное создание, подверженное тысячам слабостей; люби его, почитай его, но вместе перенеси его немощи, слабости, страсти, поступки.

Никогда мы не должны забывать, что мы падшие существа, нечистые, виновные перед Богом правды, растленные, и должны всегда глубоко смиряться пред Ним и друг пред другом».

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938): «Если ты прощаешь, это значит, что тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то, значит, и твой грех остаётся с тобою«.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963): «Прошу вас всех: потерпите обиды, укоризны, людские, понесите тяготы друг друга, чтобы хоть ими восполнить недостаток делания духовного.

Научись молиться и терпеть всё, как терпел Господь Иисус Христос. Уж если над Ним надругались и распяли, то что же нам ждать какой-то справедливости? Нет её на земле и не будет. Правда и истина распяты на кресте«.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Настоящее терпение заключается в том, чтобы чувствовать свою вину за то состояние, в котором находится ближний, и ему сострадать».

По книге: «Душевный Лекарь. Святые Отцы мирянам». Мгарский монастырь, 2005г.