Метки

,

«Митрополит» ПЦУ Иоасаф считает, что в новой церкви царит ложь

Официальный сайт УПЦ КП опубликовал письмо «митрополита» Иоасафа под названием «Не могу молчать», где «архиерей» заявляет, что руководство ПЦУ хочет устранить Филарета.

«Митрополит» Белгородский и Обоянский Иоасаф Шибаев выступил с открытым письмом под названием «Не могу молчать», в котором жестко раскритиковал нынешнюю ситуацию в ПЦУ. Обращение опубликовано на официальном сайте Киевского патриархата.

Иоасаф Шибаев утверждает, что к написанию письма его побудило «явно творящееся беззаконие в Церкви».

«Все эти дни я не нахожу себе покоя, ибо боюсь, что своим молчанием поставлю себя когда-то ответчиком на Божием Суде, – пишет «иерарх». – О чем же я молчу? Молчу о том, что на наших глазах и с нашим невольным участием произошел церковный переворот. В нем, обманом, сменили не только Предстоятеля Церкви, но и саму Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия. Святые Каноны Православной Церкви, только и только, по которым строится жизнь Церкви, заменили чьей-то человеческой, а значит, не лишенной греховности, волей».

Шибаев утверждает, что в процессе создания ПЦУ молодая часть «епископата» вошла в союз с греками, противопоставила себя старшим «архиереям» и разработала план по устранению Филарета.

«Сейчас нам отвечает теперешняя молодежь, возглавившая Церковь – Так хотят греки! Вся подготовка к этим, уже совершившимся событиям, велась в каком-то тайном шушуканье между окружением Патриарха – митрополитом Епифанием, архиепископами Евстратием и Агапитом. Все происходящее представлялось в виде каких-то отрывочных полуслухов-полупредположений, никто не знал точного положения дел. Правда, уже тогда, «Вражеская пресса» писала о том, что молодое окружение Патриарха имеет тайный план устранить Патриарха от управления, но никто этому не верил. А, выходит, напрасно не верили!»

«Иерарх» утверждает, что большинство епископата согласилось с отстранением Филарета от предстоятельства в новой Церкви исключительно из-за уверений, что руководить ПЦУ будет тандем Филарет-Епифаний, а участие Филарета в руководстве будет прописано в Уставе.

«Когда мы спрашивали – а кто же будет Предстоятелем? За кого будем голосовать? Нам отвечали, в том числе и Святейший Патриарх – за митрополита Епифания. На наше недоумение по поводу его черезвычайной, для Предстоятеля, молодости, неопытности, да и неизвестности его убеждений, нам говорили – Управлять Церковью будут вместе – Патриарх Филарет и Митрополит Епифаний, – рассказывает «архиерей». – Более того – все это будет описано в новом Уставе Церкви, отдельной временной (действующей до смерти Патриарха) главой. Устава, который должны мы будем принять после получения Томоса об автокефалии. На это мы, успокоенные обещанием участия в управлении богатого опыта Патриарха, согласились».

Положения самого Устава ПЦУ Иоасаф характеризует, как «вредные для жизни нашей Церкви и даже антиканоничные», так как состав Синода Церкви определялся лишь одним человеком – предстоятелем, и все епископы не имеют возможность определять решения Церкви: «Он имеет возможность подобрать такой состав, который примет именно его решение. Этим в Церкви вводилось единовластие – отбрасывался принцип соборности. Каноны Церкви требуют, чтобы два раза в год собирались Соборы всех епископов для решения текущих дел Церкви… Это требование Канонов. Если пункт Устава противоречит Каноническому Праву Церкви, он не лигитимен. Его положения не законны».

Подытоживает Иоасаф Шибаев свое письмо тезисом о том, что в новосозданной структуре всюду царит ложь.

«Лгали до Собора о двух Предстоятелях. Лгали, принимая Устав, текст которого не обсуждался и оказался совсем не похожим на обещанный. Лгали о том, что будет сразу собран поместный собор ПЦУ для урегулирования всех сомнительных вопросов бытия Церкви. Лгали и лгут о положении диаспоры, она все же отходит к Вселенскому Патриарху, или просто-в небытие. Только прямо не говорят об этом сейчас, не «форсируют» вопрос – пусть немного все утрясется и тогда без объяснений выставят за дверь, а пока мы должны не спеша собирать свои вещи. А сейчас еще и приписывают нам, диаспоре, прямое непослушание Вселенскому Патриарху. Мы, дескать, в нарушение собственного Устава, сами не хотим быть в юрисдикции Вселенского Патриарха. Лгали о том, что на богослужениях будут поминаться два Предстоятеля – Патриарх и Митрополит. А ведь где ложь, там и ее, лжи, отец. Где ложь, там пресекается Божия Благодать. И все, сделанное на основе лжи, неправды, не имеет силы в Церкви, а является, по слову Отцов Второго Вселенского Собора о Максиме Цинике – ничтожным», – заявил «епископ».

В конце Обращения Шибаев обвиняет Епифания и молодой «епископат» в неблагодарности к Филарету, который дал им все возможные материальные блага: «Теперешние возглавители Церкви, вспомните о том, что именно он нашел вас, пасущих коров и гусей, вознес вас на вершину церковной жизни, дал вам все блага и духовные и материальные. Поставил Вас в епископы, дал епархии, дорогие машины, драгоценные панагии, кресты, митры, великолепные облачения, дорогие телефоны, деньги. Вы,видимо, в самомнении, все это принимали как должное. Чем же вы платите Патриарху? Не даете ему дожить оставшиеся годы в покое, почете и тишине? Помните слова Божии – «Проклят Ханаан, раб рабов будет он…». Да не будет с вами и с нами этого!»

Напомним, ранее «митрополит ПЦУ Ивано-Франковский и Галицкий» Иоасаф Василикив заявил, что он и его коллеги недовольны самовольными изменениями в Устав ПЦУ, которые привносит руководство новосозданной структуры.

«Кому-то очень хочется, чтобы Церковь наша не имела будущего», – заявил «архиерей». По его мнению, Устав ПЦУ, предоставленный Фанаром, устраивает «епископов»: «Прописанные в Уставе ПЦУ основные принципы деятельности нашей Церкви полностью удовлетворяют епархиальных архиереев. В уставах епархий достаточно неплохо прописаны основополагающие принципы взаимодействия митрополии с епархией, епархии с приходом». Потому вносить какие-либо изменения, по словам Иоасафа, будет неправильным, так как может привести к отзыву Томоса.*

Текст письма «Митрополита» Белгородского и Обоянского Иоасафа (Шибаева), опубликованный 2 апреля на его странице в Фейсбук:

«Братья и сестры, хочу поделиться с вами своей невыносимой тяжестью, которая вот уже два месяца тяготит и гложет мою душу. Не хотел писать, ждал и надеялся на то, что все как-то прояснится. Не проясняется, не рассеивается.
Написал я это письмо сразу, после приезда из Киева, где присутствовал на интронизации Блаженнейшего Митрополита Епифания. И вот до этого дня не предавал огласке свою боль. Теперь, смотрю, начинают появляться публикации, старающиеся покрыть явно творящееся беззаконие в Церкви. И, как архиерей, ответственный в свою меру, за судьбу Церкви, я публикую свой текст, повторяю, написанный еще в феврале месяце.
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!!!

Сегодня уже 4-й день, как я возвратился из Киева, где был на торжествах интронизации новоизбранного нами предстоятеля ПЦУ блаженнейшего митрополита Епифания. Все эти дни я не нахожу себе покоя, ибо боюсь, что своим молчанием поставлю себя когда-то ответчиком на Божием Суде! О чем же я молчу? Молчу о том, что на наших глазах и с нашим невольным участием произошел церковный переворот. В нем, обманом, сменили на только Предстоятеля Церкви, но и саму Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия. Святые Каноны Православной Церкви, только и только, по которым строится жизнь Церкви, заменили чьей-то человеческой, а значит, не лишенной греховности, волей. Сейчас, при слабом возражении против этого, нам отвечает теперешняя молодежь, возглавившая Церковь – Так хотят греки! Вся подготовка к этим, уже совершившимся событиям, велась в каком-то тайном шушуканье между окружением Патриарха – митрополитом Епифанем, архиепископами Евстратием и Агапитом. Все происходящее представлялось в виде каких-то отрывочных полуслухов-полупредположений, никто не знал точного положения дел. Правда, уже тогда, «Вражеская пресса» писала о том, что молодое окружение Патриарха имеет тайный план устранить Патриарха от управления, но никто этому не верил. А, выходит, напрасно не верили!

Все мои собратья-епископы помнят время, когда начались разговоры о том, что Предстоятели Церквей – Патриарх Филарет и Митрополит Макарий, должны снять свои кандидатуры при выборе нового Предстоятеля. Уже это делалось вопреки Канонам, ведь согласно Канонам, все епископы имеют право быть избранными. Но мы оправдывали эту поправку сложностью момента-объединением малообъединимого, а также, якобы, тесным участием «мнения греков» в этом вопросе. Когда мы спрашивали – а кто же будет Предстоятелем? За кого будем голосовать? Нам отвечали, в том числе и Святейший Патриарх –за митрополита Епифания. На наше недоумение по поводу его черезвычайной, для Предстоятеля, молодости, неопытности, да и неизвестности его убеждений, нам говорили – Управлять Церковью будут вместе – Патриарх Филарет и Митрополит Епифаний. Говорили более того – внешние, межцерковные дела будет осуществлять новый Предстоятель, а внутрицерковное управление будет осуществлять Патриарх до своей смерти (пусть он живет еще долго и долго). Более того – все это будет описано в новом Уставе Церкви, отдельной временной (действующей до смерти Патриарха) главой. Устава, который должны мы будем принять после получения Томоса об автокефалии. На это мы, успокоенные обещанием участия в управлении богатого опыта Патриарха, согласились. Правда, даже такое не было принято всеми, а была большая оппозиция относительно избрания митрополита Епифания. Эту оппозицию, общими усилиями, переубедили (мягко говоря) и все приняли единое решение-на Архиерейском Соборе – выдвинуть митр. Епифания как единого кандидата, а буде кто проголосует еще за какого-то архиерея, тем архиереям-добровольно снять с голосования свои кандидатуры.

Кроме того, некоторые положения, предложенного «греками» Устава об управлении Церковью, были и вредны жизни нашей Церкви и даже антиканоничны.
Мы обсуждали Устав, ни разу не видя его в глаза, пользовались только слухами, получаемыми от архиеп. Евстратия, да обрывками сведений из интернета. Проект текста, который и был принят, мы получили за 2 часа до самого голосования. На общее недоумение, по поводу неизвестности текста Устава, Святейший Патриарх говорил о том, что он и сам не видел Устава, но архиеп. Евстратию текст известен, т.к. он обсуждал текст с «греками».

Вызывало вопросы требование Устава о юрисдикции ПЦУ только над территорией Украины, а вся диаспора отходила к Вселенскому Патриарху. Я, как представитель диаспоры, спросил на Архиерейском Соборе архиеп. Евстратия, – Так ли это? Диаспора отходит ко Вселенскому Патриарху? На что получил ответ – Владыка, вас (имеется в виду приходы, ПЦУ, находящиеся в диаспоре) это не коснется. Митрополит Димитрий добавил – по слухам от участников переговоров (митрополит Епифаний и архиепископ Евстратий) вопрос о диаспоре решился так – хотя в Уставе есть это требование (отхода диаспоры к Вселенскому Патриарху), но на деле это требование не будет выполняться – диаспора на полных правах останется в Церкви.

Вызывал споры (уже после принятия Устава) пункт Устава о составе Синода. В уставе прописано – членами Синода будут все епископы по очереди, согласно Диптиху (старшинству хиротоний). Кто же будет определять персональный состав этого ротационного Синода? Устав говорит – назначает членов Синода Предстоятель. Т.е. от одного человека – Предстоятеля будут зависеть решения Синода. Он имеет возможность подобрать такой состав, который примет именно его решение. Этим в Церкви вводилось единовластие – отбрасывался принцип соборности. Каноны Церкви требуют, чтобы два раза в год собирались Соборы всех епископов для решения текущих дел Церкви. Поскольку собирать Собор два раза в год очень затруднительно даже по чисто техническим причинам, то на практике делают так – Архиерейский Собор избирает из своего состава несколько человек, которым и делегирует право решения текущих вопросов с непременным отчетом о деятельности Архиерейскому Собору и далее Поместному собору. Это требование Канонов. Если пункт Устава противоречит Каноническому Праву Церкви, он не лигитимен. Его положения не законны.

Но, как Вы знаете, все это худо-бедно, со скрипом, но было принято.

Началась жизнь новой Церкви. Как-то думалось, что после Объединительного Собора, который проходил в субботу, все архиереи-участники Собора, отслужат в воскресенье, все вместе, Литургию… Однако этого не случилось, все разъехались. Я служил с Патриархом и некоторыми архиереями в Патриаршем Соборе. А как оказалось, новоизбранный Предстоятель служил в Михайловском монастыре с другими архиереями, я узнал об этом только вечером. Было как-то не совсем понятно – почему так, почему не вместе служили, если вместе будут управлять? Но, думалось – мы не понимаем высокой церковной политики, может быть так нужно. Подошло 90-летие Патриарха, снова не было совместного сослужения. Предстоятель был занят. И, только на торжественной академии, Блаженнейший Епифаний был. Тогда же была назначена Интронизация нового Предстоятеля. Приехали на интронизацию. Казалось, уж здесь-то непременно будут вместе сослужить Патриарх и Блаженнейший. Но-как ведро холодной воды на голову – Патриарх в реанимации и не будет на торжестве! Было очень неприятно и тревожно. На всенощном бдении нигде не поминали и не вспоминали Патриарха. На ужине, после всенощной снова ни слова о Патриархе. Благодарили всех – самого Блаженнейшего, Вселенского Патриарха, Президента, Премьер-Министра, Голову Верх. Рады, экзархов Всел.Патриарха. Я был так удивлен и возмущен происходящим, что стал говорить сидевшему рядом митрополиту Черкасскому Иоанну – почему ни слова о Патриархе, уж ему-то первая благодарность, именно он своим трудом взрастил Церковь, да и самих молодых архиереев тоже он воспитал! Наконец, в заключительном слове в конце ужина митрополит Епифаний, упомянул кратко имя Святейшего Патриарха Филарета. Назавтра-Литургия с Чином Интронизации и снова нигде на службе не поминали Патриарха! Далее праздничный прием с безчисленными здравницами и восхваляющими речами и нигде о Патриархе. Снова-таки я недоумевал о причине такого отодвигания в тень старца-Патриарха, но снова думал – возможно так нужно, мы многого не понимаем в высоких материях. А на душе было мутно и тревожно. Собрался первый Синод. Никто не знал его состава. Не было ни оглашено, ни напечатано списка. Ходили, спрашивали, недоумевали. В том числе и я не знал оставаться ли на Синод? Спросить не у кого.Так всегда бывает в такие моменты кутерьма, неразбериха, торжества интронизации, формирование органов управления, начало деятельности новой Церкви. Я решил – пойду к началу заседания Синода и спрошу у самого Предстоятеля о себе. Синод был назначен на 11 часов. Я пришел заранее, а заседание уже началось. И я невольно оказался свидетелем этого первого заседания Синода. Я слышал все. Сказать, что я был в шоке от происходящего на Синоде, это ничего не сказать!!! Мы уже знакомы с опубликованными и озвученными в интервью текстами протоколов заседания. Все там благозвучно и прилизано. А что же меня там шокировало? Я увидел, что разговоры и обещания, на которых мы основывали свою позицию при объединении, при выборах нового Предстоятеля, были просто обманом. Там уже не шла речь о двоих руководителях Церкви. Возглавлял заседание митрополит Епифаний. Голос Патриарха почти не был слышен. Архиерейская молодежь, не стесняясь, спорили со Старцем по любому мизерному вопросу, в особенности, когда стал вопрос об управлении Патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над Старцем-Патриархом! В этом преуспевали митрополит Симеон и епископ Герман, участвовал и митрополит Макарий. Они в непочтительном, чтобы не сказать в хамском тоне, требовали отобрать у Патриарха право на управление Киевскими приходами. Архиереи бывшего Киевского Патриархата, помалкивали, давая возможность глумиться над Патриархом. Вы читали в опубликованных Журналах Синода слова – Почетный Патриарх Филарет утвержден в качестве Управляющего приходами Киева. А на самом деле, он был утвержден только после того, как он хотел уйти с заседания Синода и обратиться с Заявлением к общественности. Только после этого утвердили!

Лгали до Собора о двух Предстоятелях. Лгали, принимая Устав, текст которого не обсуждался и оказался совсем не похожим на обещанный. Лгали о том, что будет сразу собран поместный собор ПЦУ для урегулирования всех сомнительных вопросов бытия Церкви. Лгали и лгут о положении диаспоры, она все же отходит к Вселенскому Патриарху, или просто-в небытие. Только прямо не говорят об этом сейчас, не «форсируют» вопрос – пусть немного все утрясется и тогда без объяснений выставят за дверь, а пока мы должны не спеша собирать свои вещи. А сейчас еще и приписывают нам, диаспоре, прямое непослушание Вселенскому Патриарху. Мы, дескать, в нарушение собственного Устава, сами не хотим быть в юрисдикции Вселенского Патриарха. Лгали о том, что на богослужениях будут поминаться два Предстоятеля – Патриарх и Митрополит. А ведь где ложь, там и ее, лжи, отец. Где ложь, там пресекается Божия Благодать. И все, сделанное на основе лжи, неправды, не имеет силы в Церкви, а является, по слову Отцов Второго Вселенского Собора о Максиме Цинике – ничтожным.

Всеукраинская паства Святейшего Патриарха Филарета, молитесь усердно Богу о своем Патриархе! Помните о том, что только и только его трудами мы имеем свою, теперь уже официально признанную Церковь! Теперешние возглавители Церкви вспомните о том, что именно он нашел вас, пасущих коров и гусей, вознес вас на вершину церковной жизни, дал вам все блага и духовные и материальные. Поставил Вас в епископы, дал епархии, дорогие машины, драгоценные панагии, кресты, митры, великолепные облачения, дорогие телефоны, деньги. Вы, видимо, в самомнении, все это принимали как должное. Чем же вы платите Патриарху? Не даете ему дожить оставшиеся годы в покое, почете и тишине? Помните слова Божии – «Проклят Ханаан, раб рабов будет он…». Да не будет с вами и с нами этого!» **

* https://spzh.news/ru/news/61288-ijerarkh-pcu-u-nas-proizoshel-cerkovnyj-perevorot

** http://naspravdi.info/novosti/ierarh-pcu-u-nas-proizoshel-cerkovnyy-perevorot

 

Реклама