Метки

,

ОБИДА. Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо?» Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть».
Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие «христиане», которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать – таить зло и обиду.
Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: «Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит». Один старец-священнослужитель писал о себе:
«Я – как пес. Бывает, псу скажут: «Вон отсюда!» – он и отойдет подальше; отойдет и сидит – ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: «Ну-ка, иди сюда!» – он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся».
Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь — это школа, а все, что нам попускает Господь — скорби, искушения — это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили… Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних — и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности.
Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!..» И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке. Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках «компромат» на этого человека: «Вот, он такой и такой…»; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: «Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется!» Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти «мысли» нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости — ни обиды, ни раздражения — не должно быть в человеке. Отчего унываем?
Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя бессловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет».
А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: «Для чистых все чисто» (Тит.1, 15), а грязному — все грязно.

Существует ли зло, и если да, то кто его сотворил?
Однажды профессор на лекции в университете задал своим студентам вопрос: — Как по-вашему, источник всего, что существует, — Бог?
Один студент, колеблясь, ответил: — Да! Источник всего, Бог!!!
— Источник буквально всего? — уточнил профессор?
— Да! Твердо ответил студент.
— Если Бог — источник всего, значит, Бог и источник зла: поскольку оно существует, его создал Бог. Если исходить из принципа, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Студент притих, поражённый умозаключением профессора. А тот был очень довольный.
Даже похвалился студентам, что, дескать, ещё раз доказал : вера в Бога — миф.
Неожиданно другой юноша поднял руку и сказал:
— Могу я задать вопрос вам профессор?
— Конечно!
— Существует ли источник холода?
— Что за вопрос, — конечно! Тебе никогда не было холодно?
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.
Но юношу смех не смутил.
— Холода, не существует! Существует лишь источник тепла. В соответствии с законом физики, то, что мы считаем холодом, является лишь отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить, выяснить, имеет ли он собственную энергию или только передаёт её. Абсолютный ноль (460 градусов по Фаренгейту). Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Так что холода, равно как и источника, не существует. Мы создали это слово всего лишь для описания, того, что чувствуем при отсутствии тепла.
Профессор молчал , не понимая куда клонит этот дерзкий студент.
А тот продолжил:
— Профессор, существует ли источник темноты?
— Конечно! Ответил раздражённо уже профессор.
— Вы опять не правы. Темноты, равно как и источника, не существует. Темнота , это отсутствие света. Можно изучить свет, но не темноту. Мы используем призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. А вот темноту вы не можете изучить. Простой луч света, врываясь в мир тьмы освещает его. Как вы можете узнать насколько тёмным является какое-либо пространство? Вы измеряете, лишь количество света, не так ли? Темнота — это понятие, которые человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.
Наконец студент спросил профессора:
— Скажите, профессор, зло существует?
Не желая сдаваться, профессор ответил:
— Да!!! Существует! Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, преступления всякого роду, насилие и т.д… Тень зла уже коснулась и самого профессора. Лицо его стало холодным и замкнутым.
— Зла, не существует, — продолжил юноша.
— Зло — это просто отсутствие Бога.
Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют, как свет или тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла; или вроде темноты, которая наступает, когда нет света!
Профессор сел обезкураженный. Добавить или возразить ему было нечего.
Имя молодого студента — Альберт Эйнштейн.

Святые отцы о прощении обид

Святитель Иоанн Златоуст  (347-407): Слез достойны не те, которые терпят обиду, но те, которые причиняют её. Лихоимец, клеветник и всякий, делающий какое-либо другое зло, вредят гораздо больше самим себе, а нам приносят величайшую пользу, если мы не мстим за себя. Положим, например, такой-то ограбил тебя, а ты за обиду возблагодарил и прославил Бога. Чрез это благодарение ты приобрел себе безчисленные награды, равно как тот приготовил себе неизреченный огонь…

Молись за него, …и будешь подобен Богу. «Молитесь, – сказано, – за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5, 44-45).
Видишь, какую великую пользу получаем мы от обид, причиняемых нам другими? Ничем так не услаждается Бог, как тем, когда мы не воздаем злом за зло. Но что я говорю: когда не воздаем злом за зло? Ведь нам заповедано воздавать противным – благодеяниями, молитвами…
Когда мы бодрствуем над собою, злоба ближнего не может отвратить нас от добродетели…
Нет, истинно нет ничего хуже злопамятства. И это показал должник десяти тысяч талантов. Сначала ему долг был прощен, а потом снова потребован: прощен по человеколюбию Божию, а вновь потребован – за его жестокость и злопамятство к своему клеврету (см.Мф.18, 24-34). Зная все это, будем прощать грехи нашим ближним и воздавать им добром, дабы и от Бога получить милость по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа”.
(Святитель Иоанн Златоуст “Избранные беседы”. 2006., с.80-82)

 

Реклама