Метки

, , , ,


Войти в добро. Поучения Афонских старцев

Что такое бытие? Как это видится в духе? — Само бытие, оно пластично. А дальше немного времени пройдёт, и ты сам увидишь. Оно, как некая субстанция такая, живая и постоянно меняющаяся. Оно, например, как море, в котором постоянно идут волны. И бытие постоянно меняется — в одном месте убывает, в другом прибавляется. И это зрелище завораживает. Но главное — бытие живое, и ему нужно постоянно соответствовать, чтобы жить. Как например, ты лежишь на огромном пластилиновом шаре, и он катится, — нужно постоянно удерживать равновесие.
Но наши блоки — эгоизм — не дают нам этого видеть, и мы пытаемся разрубить узлы бытия именно сейчас, именно в это мгновение. А ведь это безсмысленно: разрубил — а бытие-то уже изменилось. И всё это оказывается ненужным.
А есть такая вещь, о которой почему-то никто не говорит, и в книгах об этом не пишут, — страх быть добрым. А мы боимся зла. Это генетическая такая боязнь — боязнь не ответить злом, не защититься от агрессии агрессией. Этот страх парализует все наши отношения.
А в чём динамика бытия? — Живое бытие отвечает на любое малейшее добро. Оно отвечает не сразу, а в цикле своего изменения, своего всеобщего колебания. А любые противостояния и непонимания — это мгновенный всплеск на бытии, который вызван страхом добра. Душа боится быть доброй, боится не ответить, уступить. А, главное, — боится отложить решение, боится сделать правильный шаг. Страху нужно решить именно сейчас, именно в это мгновение. А для этого существует только единственный выход — подавить волю ближнего, и сломать её. И так возникает трагедия.

А добро действует иначе — оно всегда уступает, и отступает. А почему? — оно даёт место движению бытия. Ведь все ситуации имеют мирное разрешение. Но страх не даёт нам этого видеть сразу, потому что ведь движение бытия нам не видимо. А стоит только отступить, отложить, подождать, немного отложить решение, сказать — «ну, хорошо, давай обдумаем», или — «давай переждем», — проходит время, бытие проворачивается, и вдруг решение приходит само, безконфликтно, мирно. А часто решение оказывается и не нужным, потому что проблема исчезает…

Дело в том, что просчитать движение бытия очень сложно, и поэтому ситуации в жизни выстраиваются настолько непредсказуемо, что наши любые предположения оказываются очень далеко от настоящего решения. Так что это решение предугадать невозможно, но в него можно войти, таинственно войти добром.

А как это — войти добром? Добро учит отдаться бытию, и не противостоять ему. А страх учит разрубить, согласно своему видению, решить немедленно, убрать проблему силой.

Итак, духовная жизнь — это постепенное вхождение в добро, т.е. бытие. Как вот пишет Дионисий Ареопагит, что везде добро как бы излучается, подобно  солнцу, …и ничто не может этому сиянию противостоять.

Но ослеплённое творение живёт во тьме, ведь добро — это и есть бытие, и вот надо научиться войти в это живое движение. А для этого нужно отречься от себя.


Монах Симеон Афонский. Дорога освещенная солнцем

Реклама