Метки

,

Великая Пятница — самый печальный день года, когда вспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа…

Сам день Великой Пятницы начинается рано утром с чтения Царских часов.
Затем читаются Евангелия Страстей Господних.
В середине дня (обычно около двух, трех часов дня) совершается вечерня с Выносом Плащаницы.
День строго постный, без вкушения постного масла.

День великой тишины

«Страстная пятница — самый скорбный день в году. Ну не пляшем мы, когда в доме похороны, ну не идем оформлять документы на квартиру, ну не идем выяснять дела на работе. Мы всем говорим: «У меня скорбь». Вот в Страстную пятницу у нас скорбь. Мы Его распяли, каждый из нас грехами своими, все человечество, мы Его распяли. Давайте восплачем о том, что мы натворили, что мы сделали».
Протоиерей Владимир Астахов

«Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это всё происходило, — для нас великий урок. Поэтому человеку никогда нельзя ни отчаиваться, ни ставить крест на другом».
Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау).

«В страстную пятницу, с 12.00 до 15.00 – стой у Креста, (в церкви или дома), — перечисляй свои грехи, исповеданные и не исповеданные, кайся, проси у Бога прощения.
Если что-то нужно узнать, читай Иисусову молитву, перечисляй грехи, — когда Господь на Кресте, с 12 до 3, — кайся и прошение свое твори. Господь обязательно поможет. Все люди должны в этот день, раз в году, в эту пятницу, стоять перед Богом и каяться, и просить. У кого в тюрьме, у кого суд, кто болен – Господь поможет».
Игумен Гурий (Чезлов).

Старец Гавриил (Ургебадзе) «на Страстной Неделе не юродствовал, не шутил, не смеялся, был задумчив. Переживал он совершённый человечеством грех – Распятие Христа. В Страстную Пятницу таким испуганным, громким и скорбным голосом кричал: «Помогите…Помогите…Христос Крест несёт по Голгофе…» Не было человека в храме, который бы не прослезился, прихожане громко восклицали и плакали… Во время Литургии он с амвона со слезами на глазах говорил: «Не оставляйте… Не оставляйте Пресвятую Богородицу! Она сейчас страдает! Сейчас все православные рядом с Богоматерью, кто посмеет оставить Её?! Мы должны быть рядом с Ней… Она же Мать! Страдает за муки и смерть своего Сына!» После всего увиденного и услышанного прихожане думали, что собственными глазами видели Распятие Иисуса Христа»
(Из книги «Диадема Старца»).

Последние дни земной жизни Спасителя. Великая Пятница.

Богоматерь у креста (Ин.19, 25-27)

Только один Евангелист Иоанн, как свидетель и даже участник события, рассказывает о том, как Господь Иисус Христос с креста поручил его заботам и попечению Пречистую Матерь Божью. Когда злобные враги насытили свою злобу и стали понемногу отходить от креста, ко кресту приблизились стоявшие до того несколько поодаль Пресвятая Богородица, сестра её Мария Клеопова, Мария Магдалина «и ученика тут стоящего, которого любил Иисус», как обычно называет себя в своем Евангелии св. Иоанн Богослов. С отшествием Христовым из этого мира Пречистая Матерь Его оставалась одна, и некому уже было заботиться о Ней, а потому словами: «Жено! се сын твой» и ученику: «Се Матерь твоя!» Господь поручает Свою Пречистую Матерь возлюбленному ученику Своему. «И с этого времени ученик сей взял Её к себе» — с того времени Пречистая Матерь до самой Своей смерти, как свидетельствует и церковное предание, жила у св. Иоанна, который заботился о Ней, как любящий сын. Это особенно важно и знаменательно вот в каком отношении.
Протестанты и сектанты, не упускающие случая похулить Пречистую Матерь Божью, отвергают что Она была и осталась Девой, и говорят, что после Иисуса у Нее были другие дети, рожденные естественным путем от Иосифа, и что это и были те «братья Господни», о которых упоминается в Евангелии. Но спрашивается: если у Пресвятой Богородицы были родные дети, которые, несомненно, могли бы и должны были бы заботиться о Ней, как о Своей Матери, то зачем было бы поручить Её постороннему человеку — св. Иоанну Богослову? Надо полагать, что и Пресвятая Дева Мария, и св. Иоанн Богослов оставались при кресте до самого конца, ибо св. Иоанн указывает в своем Евангелии, что он сам был свидетелем кончины Господа и всего, что за тем последовало (Ин.19, 35).

«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

Стихотворение «Богородица у Креста» 

Как тяжело с Тобой прощаться,
Держусь за Крест, чтоб не упасть.
Готово сердце разорваться
Твою, Иисусе, видя страсть.

Среди разбойников распялся…
О, как мне, Сыне, не скорбеть!
И где Фома, который клялся
С Тобою вместе умереть?

Иуда предал поцелуем
За горсть серебряных монет,
Поющим в храме «Аллилуйя»
Не нужен Твой любви Завет.

А Петр отрекся трижды даже,
Оставил любящий Отец…
Ты истекаешь кровью, Блаже,
Не можешь снять с чела венец.

Сбылось предсказанное в храме:
В грудь меч вошел по рукоять.
Заплакать может твердый камень,
А я Твоя родная Мать.

Над Галилейскою равниной
Все гуще, Чадо, темнота.
Лишь Иоанн да Магдалина
Со мною рядом у Креста.

Земля и небо сострадают
Сегодня горю моему,
А люди жалости не знают
Ко мне и Богу своему.

Стихотворение «Пред Крестом» 

В Пятницу Страстную, все должны молчать,
О Христовых муках, Крестных размышлять.
Как Христос за нас, пострадал и умер,
В страшный крестный час.

В пятницу всяк верный, заключи уста,
И почти молчаньем, Крест и смерть Христа.
Вместо уст пусть сердце, в день сей говорит,
А душа пусть мыслью, пред Крестом стоит.

Если б злые люди, вдруг отца и мать,
Наших засудили смертью пострадать:
Смерть их и страданья, стали б мы слезой,
Вспоминать в молчанье, горестной душой.

В пятницу ж Израиль, Господа судил,
И всего изранив, на Кресте убил.
Спаса-друга-брата, нежного Отца
Поражал враг правды, злобой до конца.

Долг велит всем людям, в пятницу молчать,
О Христовых муках, Крестных размышлять.
Чтоб мы Крест Господень, памятью в тиши,
Все почтили с чувством, в глубине души.

Чтоб в душе всяк верный, Крест изобразил,
И во всю жизнь в сердце, смерть Христа носил.

Реклама