Метки

, ,

Наставления Святых Отцов о чистоте и целомудрии

«Нет другого пути на небо, кроме совершенного удаления от всего злого, стяжания всего благого…»
Авва Филимон

«Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола.

Нелепо говорить о Царстве Божием с тем, кто страдает горячкой страстей и находится в дурном состоянии. С ним прежде надо говорить о здоровье».
Святитель Иоанн Златоуст

«Чистота супругов состоит в верности их друг другу. Чистота дев и вдовиц, невест Христовых, состоит в верности Христу»
Святитель Игнатий Брянчанинов

Преподобный Антоний Великий: «Будем подвизаться ради чистоты даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая несвойственна естеству, по словам первого между пророками — Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин… Всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами ни скверных, ниже естественных страстей, ни срамных похотений, столь мерзких пред Богом. Имя Божие напишите в сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас голос: вы — Церковь Бога живого и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, пред Богом подобен безсловесным животным, лишенным всякого разума».

Преподобный Макарий Египетский: «Даже если душа изранена постыдными страстями, ослеплена греховной тьмой, она имеет волю возопить к Иисусу и призвать Его, чтобы Он пришёл и сотворил ей вечное избавление».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Со всею осмотрительностью нужно сначала очистить тайники нашего сердца. Ибо то, чего ветхозаветные желали достичь в чистоте тела, мы должны обрести в тайниках совести. Пребывая в ней. Господь — Советник и Подвигоположник — всегда наблюдает за нашим подвигом и борьбой, чтобы то, что боимся сделать открыто, не возникло и внутри — неосторожным помышлением. Что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием. Хотя это и могло бы укрыться от людей, но не может утаиться от святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны.

Чистота и осторожность днём предуготовляют ночную чистоту, ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердость и силу.

Никакое удручение тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны принятия ангельской чистоты …без помощи Божией.

Никто не может достичь чистоты и совершенства иначе, как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, а также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Целомудрие — всеобъемлющее название всех добродетелей.

Кто желает представить Богу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание.

Целомудрие есть чистота души и тела. Никто из обучившихся хранению чистоты не вменяет себе её приобретение, ибо невозможно победить свою природу. И где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества.

Не тот чист, кто только сохранил нерастленным бренное тело, но тот, кто совершенно покорил его душе».

Авва Филимон: «Нет другого пути на небо, кроме совершенного удаления от всего злого, стяжания всего благого, совершенной к Богу любви и сопребывания с Ним в преподобии и правде, так что у кого будет это, тот скоро будет причислен к небесному лику».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Кто спасает корабль в самую сильную бурю и укрощает разъяренное естество, тот достоин безчисленных похвал, ублажений и венцов, потому что целомудрие в старости — не признак воздержания, но безсилия. Поэтому, ублажая первое, пророк Иеремия сказал: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач.3, 27)… Потому не жди старости, чтобы уцеломудриться.

Целомудренным по праву называется не тот, кто вынужденно целомудрен, но кто, имея возможность наслаждаться удовольствиями, любит добровольное целомудрие. Некоторые только потому, что не могут удовлетворить своих желаний, выглядят скромными, но, получив такую возможность, обличаются. Люди же доблестные тогда особенно и проявляют терпение и держатся правды, когда данные человеку возможности oчреваты неправдой».

Преподобный Исаак Сирин: «Если любишь целомудрие, отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительной молитвой.

Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься.

Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту».

Святитель Григорий Нисский: «Препоясанный целомудрием живёт во свете чистой совести, потому что светильник дерзновения озаряет жизнь и душа бодрствует в свете истины и не поддается обману, не приводится в безумие ни одной из земных грез».

Святитель Василий Великий: «Целомудрие есть истинная, соединенная с сознанием, сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая остатки нечистых движений.

Надо упражняться в воздержании, которое служит надежным стражем целомудрия и не позволяет вождю-уму порываться туда и сюда».

Святитель Иоанн Златоуст: «Нет ничего столь насущного для нас, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь желанного, как добродетель.

Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола.

От целомудрия рождается любовь, а от любви — безчисленное множество благ.

Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями.

Нелепо говорить о Царстве Божием с тем, кто страдает горячкой страстей и находится в дурном состоянии. С ним прежде надо говорить о здоровье.

Без трудов нельзя сохранить целомудрие, но для победы нужно много страданий и усилий.

Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения.

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага».

Преподобный авва Исаия: «Будем подвизаться по силе нашей — и Бог, по множеству милости Своей, поможет нам. Если мы не сохраним сердец чистыми, как сохранили их отцы, то постараемся сохранить от греха, по крайней мере, тела наши, как требует этого Бог. Веруем, что во время страшной скорби в час смерти Он помилует нас, как помиловал всех святых».

Святитель Тихон Задонский: «Целомудрие — от духовного сердца и духовной мудрости.

Чистоту и целомудрие весьма береги и замечай, что им содействует.
Первое: мало ешь и пей, полюби пост.
Второе: никогда не будь празден, всегда делай что-нибудь.
Третье: помни всегда, что ходишь пред Богом, и Он на тебя везде смотрит и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как пред Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же пред Всевидящим Богом будешь грешить?
Четвёртое: когда приходит плохая мысль, тотчас отгоняй её от себя и молись: «Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешному».
Пятое: часто молись и проси у Христа: «Господи, дай мне смирение, целомудрие» и другие добродетели. Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем.
Шестое: храни глаза от взглядов на красивые лица, и уши от соблазнительных песен и не прельщайся ими.
Седьмое: стоя в церкви, не смотри по сторонам, но смотри в землю и к святому алтарю, а ум возводи к Богу».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти. Это — отчуждение тела от впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от блудных помышлений и мечтаний, а сердца — от блудных ощущений и влечений. За этим последует и отчуждение тела от плотского вожделения.

Чистота супругов состоит в верности их друг другу. Чистота дев и вдовиц, невест Христовых, состоит в верности Христу.

Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением. Борьбой со стремлением падшего естества… подвигами доказывается искренность произволения. Дар чистоты испрашивается у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и горячей молитвой. Ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество.

Повергни перед Господом немощь естества твоего, осознай безсилие твое во всех отношениях и примешь дарование целомудрия неприметным образом».

Архимандрит Кирилл Павлов: «Все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния. Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении себя от чувственных удовольствий, чистота вдовых — в воздержании от плотских наслаждений после кончины супруга или супруги до самой смерти своей, чистота лиц, находящихся в браке, — в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мiрские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2, 11-13)».